МААМ-картинки

Развитие продуктивного мышления младших школьников в условиях группы продленного дня.

Галина Хоманенко
Развитие продуктивного мышления младших школьников в условиях группы продленного дня.
▼ Скачать + Заказать документы

МБОУ «Магистральнинская средняя общеобразовательная школа №22»

Развитие продуктивного мышления младших школьников в условиях группы продленного дня.

Мастер – класс

Выполнил:

Воспитатель ГПД

Хоманенко Г. К.

2017-2018 уч. год

Тема моего выступления - «Развитие продуктивного мышления

младших школьников в условиях группы продленного дня». Начну с

того, что термин «мышление» имеет давнюю историю и представителями

Публикация «Развитие продуктивного мышления младших школьников в условиях группы продленного дня,» размещена в разделах

различных наук он понимается по-разному. Но мы возьмем интересующее

нас понятие. Любое мышление есть искание и открытие нового,

самостоятельное движение к новым обобщениям.

Мышление перерабатывает информацию, которая содержится в окружениях и

восприятии, а результаты мысленной работы проверяются и применяются на

практике. Мышление человека неразрывно связанно с речью. Мысль не

может ни возникнуть, ни протекать, ни существовать вне языка.

Мыслительная деятельность людей совершается при помощи

мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции,

обобщения, конкретизации. Самый существенный признак, отличающий мышление от других психических процессов, - направленность на открытие новых знаний, т. е. его продуктивность. В зависимости от степени новизны продукта, получаемого на основе мышления, его делят на продуктивное и репродуктивное. Продуктивное мышление ребенка характеризуется высокой новизной своего продукта, своеобразием процесса его получения и существенным влиянием на умственное развитие. Продуктивное мышление учащихся обеспечивает самостоятельное решение новых для них проблем, глубокое усвоение знаний, быстрый темп овладения ими, широту их переноса в относительно новые условия. Главным признаком продуктивного мышления является возможность получения новых знаний в самом процессе,т. е. спонтанно, а не путем заимствования извне.

Репродуктивное мышление характеризуется меньшей продуктивностью,

но оно играет важную роль. На основе этого вида мышления осуществляется

решение задач знакомой школьнику структуры. Оно обеспечивает понимание

нового материала, применение знаний на практике, если при этом не

требуется их существенного преобразования. Возможности репродуктивного

мышления определяются наличием исходного минимума знаний.

Как синоним к понятию «продуктивное мышление» употребляют понятие

«творческое мышление». Представляют особый интерес те показатели, по

которым судят о творческом мышлении. К ним относятся оригинальность

мысли, возможность получения ответов, далеко отличающихся от

привычных: быстрота и плавность возникновения необычных

ассоциативных связей; непривычное решение проблемы; способность

найти новые, непривычные функции ответа или его части.

Эксперименты подтвердили, что первый пик активного развития

мыслительных операций наблюдается при поступлении в школу, 6-7летние

дети могут оперировать отвлеченными символами, формулами и овладевать

грамматическими понятиями. Для эффективного развития продуктивного

мышления необходимо учитывать не только индивидуально-личностные, но и социально-психологические условия их жизнедеятельности. Гармоничное

развитие предполагает развитие всех видов мышления. Ребенок с развитым

логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть продуктивной

личностью: душевно-здоровой, позитивной, ответственной, с направленным

мышлением и успешным во всех видах деятельности на всех возрастных

этапах.

В современных условиях чрезвычайно важна задача воспитателя

группы продленного дня : добиться того, чтобы наши дети выросли не

только сознательными и здоровыми членами общества, но и,

обязательно, думающими, способными на творческий подход к делу. Поэтому в настоящее время одной из главных целей воспитательной работы

становится формирование детского интеллекта, а основой развития

умственных способностей в младшем школьном возрасте является

целенаправленное развитие познавательных психических процессов:

внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления.

И здесь на помощь воспитателю приходят развивающие игры,

направленные на формирование у детей интеллектуально-творческих

способностей: наблюдательности, гибкости, умения анализировать,

сравнивать, использовать аналогию, мыслить логически; умений

находить зависимости и закономерности, классифицировать и

систематизировать материал, находить ошибки и недостатки;

способности к комбинированию, пространственного представления и

воображения, способности предвидеть результаты своих действий;

устойчивого внимания, хорошо развитой памяти.

Развивающие игры для детей младшего школьного возраста

способствуют самоутверждению и развитию настойчивости, развивают у

малышей стремление к цели и успеху, разного рода мотивационные качества.

В ходе развивающей игры ребенок учится взвешивать свои шансы на успех и выбирать альтернативные пути решения задач.

Воспитателям целесообразно использовать нестандартные игровые

задания и упражнения на развитие творческих способностей для того,

чтобы сделать пребывание детей в ГПД более интересным и

содержательным. Причем, мудрые педагоги проводят такие занятия

регулярно, а не от случая к случаю, когда нечем занять заскучавших ребят.

Чаще проводите интеллектуальные игры для младших школьников – ведь в

таком возрасте детям очень нравится демонстрировать свои знания взрослым

и сверстникам. Это может быть как проведение настоящих интеллектуальных игр, турниров и викторин, так и обычное разгадывание кроссвордов, и прохождение разных по сложности тестов.

Условия, необходимые для организации в начальной школе

систематической работы по развитию познавательных интересов и

способностей, очень трудно обеспечить на уроках, насыщенных учебным

материалом. У воспитателей ГПД возможности гораздо шире: прогулки,

экскурсии, спортивные часы, кружковая работа, клубные часы, время

самоподготовки.

Воспитатель должен побуждать ребенка к

самостоятельному размышлению, всячески стимулировать его волевые

усилия, развивать мыслительные способности.

У воспитателей, особенно в разновозрастных группах, нередко

возникают трудности из-за того, что учащиеся заканчивают самоподготовку в разное время. Младшие школьники, как правило, не могут ни минуты ждать, пока старшие выполнят задания. Они не могут, да и не должны, сидеть в это время тихо и неподвижно. Чем их занять? Какое предложить занятие, чтобы и им было интересно, и другим не мешали?

Эта же проблема возникает и в группе с одновозрастным составом учащихся, так как дети одного возраста также затрачивают на самоподготовку разное время. Огромна и незаменима здесь роль развивающих занимательных игр и упражнений, которые способствуют сознательному и более прочному усвоению знаний и отработке определенных навыков, предусмотренных современными учебными программами.

Развивающие игры для младших школьников можно найти как в

специальных книгах, так и на специализированных сайтах в сети Интернет.

Множество развивающих игр и шуточных задач самым положительным

образом скажутся на развитии продуктивного мышления младших

школьников.

Вывод: В результате продуктивного мышления происходит становление

психических новообразований новых систем связи, новых форм психической

саморегуляции, свойств личности, ее способностей, что знаменует сдвиг в

умственном развитии.

Продуктивное мышление характеризуется высокой новизной своего

продукта, своеобразием процесса его получения и, наконец, существенным

влиянием на умственное развитие. Оно является решающим звеном в

умственной деятельности, так как обеспечивает реальное движение к новым

знаниям.

Приведем пример

путешествия по сказке «Репка»

Распределяем роли: Дед, Бабка, Внучка, Жучка,

Кошка, Мышка.

Ведущий: Посадил дед репку. Выросла репка

большая-пребольшая. Решил дед вытянуть репку, накормить всю свою семью. Пошел он на огород.

Тянет - потянет, вытянуть не может. Вытянул дед один только листик. (На каждом листе ботвы и на самой репке написаны задания. Дети

выполняют их походу сюжета.) Позвал дед бабку. Дедка за репку, бабка за дедку. Тянут - потянут, вытянуть не могут. Вытянула бабка один только листик. (Дети выполняют задание.) Позвала бабка на помощь внучку. …И т. д. до конца сказки. Задание на репке: «Сделай меня». Делаем репку, например, в технике оригами. На доске появляется целый огород.

Подберите нужные слова:

Дети подбирают сказочных персонажей или предметы

из сказок, отвечающие ощущениям тепла и холода

(весны и зимы, утра и вечера и др.). Например:

— тепло — Солнце, печка, пирожки, Огонь;

— холод — Снежная королева, Снегурочка, Морозко;

— большой — Великан, Дворец, Гоблин;

— маленький — Дюймовочка, Сынок с кулачок,

Пилипка-сынок, Мальчик-с-пальчик, горошинка. На что это похоже?

Ребенку показывают фигуру. Например: желтый

кружок. Нужно придумать как можно больше

вариантов, на что он похож. Например: колобок,

солнышко, лимон, мяч, можно дорисовать лицо.

Примеры фигур: красный кружок, белая палочка,

синий прямоугольник и т. д. Такое задание можно

выполнять очень долго. Главное — результат.

На что это похоже?

Нужно придумать как можно больше

вариантов, на что похож желтый кружок.

(дорисовать)

''Запутанные картинки''.

Детям предъявляется в беспорядке определённое

количество картинок, которые имеют логическую

последовательность. Желательно иметь наборы

картинок на каждого ребёнка с разными сюжетами.

Дети должны определить имеющуюся логическую

последовательность, разложить картинки по порядку

и составить рассказ.

«Запутанные картинки»

Нужно определить имеющуюся логическую

последовательность, разложить картинки и

составить рассказ.

''Дорисуй рисунки''.

Предъявляются контуры элементов любых предметных

изображений, например, силуэт ствола дерева с одной

веткой, кружок-голова с двумя ушами, могут быть и

простые геометрические фигуры. Детей просят дорисовать

каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь

картинка. Имеет значение степень оригинальности,

необычности созданного ребёнком изображения (отсутствие

повторов из рисунков других детей) и свобода в

использовании заданных элементов для создания образов

воображения (например, фигура выступает не как основная

часть картинки, а включается как один из второстепенных

элементов в созданный ребё нком образ: треугольник уже не

крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует

картинку, или клюв утёнка, щипающего травку).

«Дорисуй рисунки»

Нужно дорисовать каждую из фигур так, чтобы

получилась какая-нибудь картинка.

''Добавлялки''.

Дети слушают стихи-загадки и подбирают подходящее слово.

Ра-ра-ра – начинается (игра). Ир-ир-ир – мой папа (командир).

Ры-ры-ры – у мальчиков (шары). Арь-арь-арь – на стене висит (фонарь).

Ро-ро-ро – у Раи новое (ведро). Ло-ло-ло – на улице (тепло).

Публикации по теме:

Развитие музыкально-творческих способностей младших школьников Теоретические основы развития музыкально- творческих способностей учащихся младших классов на уроках фортепиано 1.1. Психолого – педагогические.

Развитие продуктивного диалога дошкольников Как же развивать речевую деятельность? Наверное, с поддержки мотивации общения. Подчеркнем, что речь идет не о беседе, не о фронтальной.

Развитие временных и пространственных представлений у дошкольников и младших школьников Сформированность пространственных и временных представлений у дошкольников и учащихся начальных классов имеет важное значение для их успешного.

Исследовательская деятельность младших школьников Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать, и кто умеет добывать эти знания. В. П. Вахтеров Основная проблема российской.

Консультация для родителей «Сенсорное развитие младших дошкольников в домашних условиях»Консультация для родителей «Сенсорное развитие младших дошкольников в домашних условиях» Консультация для родителей "Сенсорное развитие младших дошкольников в домашних условиях". «Истоки способностей и дарований детей находятся.

Развитие пространственно-временных представлений у младших школьников с ДЦП I. Значение пространственных и временных представлений для успешного обучения Сформированность пространственных и временных представлений.

Развитие слухового внимания младших школьников. Упражнения и игры Развитие слухового внимания – одна из главных задач, которая помогает сформировать базу для устранения дисграфии (нарушения письма) и дислексии.

Развитие мышления дошкольников в условиях введения ФГОС Развитие мышления дошкольников в условиях введения ФГОС ДО. Непрерывно возрастающий поток информации, а также взгляд на образование как.

Статья на тему «Развитие равновесия у младших умственно отсталых школьников на уроках физической культуры» Статья на тему «Развитие равновесия у младших умственно отсталых школьников на уроках физической культуры»Актуальность исследования. Умственная.

Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОО Костенко Александры Александровны, Сироштаненко Т. Г. АНАПСКИЙ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие продуктивного мышления младших школьников в условиях группы продленного дня.
Опубликовано: 28 января 2018 в 10:35
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие продуктивного мышления младших школьников в условиях группы продленного дня.» (включая файлы) размещена пользователем Галина Хоманенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД