Татьяна Евграшина
Развитие познавательной активности через систему коллективных игр
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательной активности через систему коллективных игр.
На сегодняшний день одна из актуальных проблем современности – развитие познавательной активности детей дошкольного возраста. Очень важно развить у ребёнка мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им.
Для развития познавательной активности большое значение имеют коллективные игры.
Публикация «Развитие познавательной активности через систему коллективных игр» размещена в разделах
Игра – это ведущая деятельность дошкольников, оказывающая существенное влияние на развитие всех сторон его психики. В игре формируется произвольное поведение подчинение требованию «надо», а не «хочу», снимается познавательный эгоцентризм, когда ребёнок начинает учитывать наличие других точек зрения на события и предметы действительности. В игре изменяются и познавательная активность, и познавательные процессы. Развитие познавательной активности происходит в результате целенаправленных усилий самого ребёнка, в силу чего процесс обучения и воспитания способностей превращается в процесс саморазвития и самовоспитания. Для успешного развития познавательной активности можно использовать следующие методические приёмы:
1. Творческое задание, в результате которого растёт творческая активность, составляющая предпосылку и условия саморазвития ребёнка, открытие им самого себя!
2. Коллективные игры с соревновательными элементами:
- «Я тоже» - весёлая игра на развитие внимания: ведущий рассказывает историю о себе с реальными и придуманными фактами, если действие реальное, дети должны сказать: «Я тоже», если вымышленное – «промолчать».
- «Повторялки» - игра на развитие сообразительности, внимания: дети встают в ряд, первый должен сделать несколько движений и встать на своё место, второй - выйти, повторить движения первого и добавить своё и так далее.
- «Деревья бывают…» - игра на развитие логики, наблюдательности, реакции: ведущий говорит, к примеру: «Деревья бывают низкими», а сам поднимает руки вверх, дети должны показать правильно, как выглядят низкие деревья; ведущий перечисляет, какими могут быть деревья: высокими, маленькими, огромными, при этом он старается сбить игроков с толку неправильными движениями; победителем становится тот, кто показывал быстрей и правильней всех, и др. игры.
3. Игры с созданием проблемных ситуаций:
- «Вежливая просьба» - научит видеть нравственную сторону воспринимаемых событий и их суть, усвоение детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе через игровые и проблемные ситуации.
- «Утешение» - учит соединять сопереживание со словесным выражением сочувствия, ввести в активный словарь слова утешения.
- «Об уступчивости» - позволяет объяснить детям, как важно в игре и в серьёзных делах не быть грубым, уступать друг другу.
Пример:
- «Мы все хотим посмотреть на маленького щенка. Как это сделать, чтобы не мешать друг другу?»
- «Максим и Юля хотят поиграть в шашки. Как решить, чей ход будет первым?» и т. д.
4. Предметные игры. Предметные или детские игры - особенно важный вид деятельности ребёнка, в процессе которого дети получают новые знания и совершенствуют полученные ранее. Эти игры являются наиболее эффективным методом развития познавательной активности. Они развивают у детей сенсорное восприятие, моторику, речь, мышление логическое и образное, память, воображение, пространственное и временное восприятие, усидчивость, любознательность.
Следует уделить особое внимание актуальным для детей дошкольного возраста темам: погода, природа, животный и растительный мир, правое - левое, режим дня, этикет, счет, алфавит и др.
Детская игра «Учим материалы» помогает научить ребенка зрительно и на ощупь определять, из какого материала сделан предмет, группировать предметы по общему признаку, развивать речь, внимание. Детская игра «Придумай загадку» способствует развитию речи, коммуникативных способностей, памяти, внимания и припоминания, умению связно изъясняться. И множество других детских игр.
5. Сюжетно–ролевые игры. В жизни дошкольника сюжетно–ролевая игра продолжает развиваться и занимает ведущее место. Ребенок с увлечением выстраивает сюжеты, стремится к проигрыванию самых разнообразных ролей, становится инициативным. Любимыми сюжетами у детей остаются игры в больницу, магазин, в которых ребятам наиболее легко воплотить свой жизненный опыт. Но необходимо постоянно осваивать новые сюжеты, роли и игровые действия, обогащать игру новым содержанием, тогда она будет оставаться для него интересной. Воспитателю важно поддерживать этот интерес, содействуя обогащению жизненного опыта, предоставляя ребенку время и место для игры, стимулируя его творческую и познавательную активность. Обогащению игровых сюжетов способствуют экскурсии, целевые прогулки, рассказы о профессиях, тематические беседы, дидактические и театрализованные игры, показ иллюстраций. Играя в такие игры, как: «Зоопарк» у детей расширяются знания о диких животных, их повадках, образе жизни, воспитывается гуманное отношение к животным, расширяется словарный запас. Сюжетно – ролевая игра «Детский сад» расширяет знания о назначении детского сада, профессиях людей, которые там работают: воспитатели, няни, муз. работник, повар, воспитывает желание подражать действиям взрослых, заботливо относиться к своим воспитанникам. Сюжетно – ролевая игра «У врача» - учит уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывает у детей чуткость, внимательное отношение к пациентам, расширяет словарный запас.
6. Имитационные игры развивают творчество, воображение, наталкивают на поиск новых путей к самовыражению, т. е. развивают познавательную активность, развивают мелку моторику рук, укрепляют мышцы, развивают внимание, речь.
Например: «Не хочуха» - разрядка агрессивных импульсов, снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие чувства юмора, раскрепощения.
Игра «Воображаемое путешествие» - развивает воображение, фантазию, память детей, умение общаться в предлагаемых обстоятельствах.
Игра «Зеркало» - учит распознавать эмоциональные состояния по мимике (радость, печаль, злость и т. д.).
Игра «Я хочу с тобой дружить» - способствует проявлению приязни, дружелюбия, объединению детей, проявлению активности.
Игра-имитация «Ласковый котенок» - обучает имитации образа котенка с помощью мимики, жестов, движений, голоса. И множество других игр-имитаций.
7. Настольные игры.
Дети дошкольного возраста, бывают очень любознательные. Именно этот возраст характеризуется как необычайно восприимчивый к информации. Дети стремятся к знаниям, к изучению окружающего мира. В этот период у них формируется творческое воображение. И лучше всего новые знания ребенку подавать в виде игры. Одним из лучших вариантов развития познавательной активности, обучению в игре, принято считать настольные игры. Многие из них носят не только развлекательный, но и обучающий характер. Дети в процессе игры учатся счету, развивают речь, внимание, абстрактное и логическое мышление, тренируют память. Настольные игры дают простор для детской изобретательности, смекалки.
В процессе игры у детей появляется эмоционально-положительное настроение, развивается творчество. В результате игровых заданий у детей развиваются наблюдательность, внимание, воображение, формируется умение анализировать, рассуждать, делать умозаключения, т. е. развиваются мыслительные операции, составляющие основу познавательной активности.
Таким образом, познавательную активность следует признать одним из самых главных факторов процесса познания, которые влияют на создание светлой и радостной атмосферы обучения, на интенсивность протекания познавательной деятельности детей.