Ольга Миронова
Консультация «Влияние личностно-ориентированной модели общения на развитие познавательной активности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Влияние личностно-ориентированной модели общения на развитие познавательной активности дошкольников»
Отличительная особенность современной России – её устремлённость в будущее, которое невозможно без высокоразвитых, творческих членов общества. Поэтому необходимо развивать человека как созидателя, готовить к свободному и творческому труду.
Публикация «Консультация „Влияние личностно-ориентированной модели общения на развитие познавательной активности дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Первостепенное значение приобрели такие качества индивидуальности личности, как: социальная, интеллектуальная, коммуникативная и физическая компетентность, эмоциональность, креативность, произвольность и инициативность, самостоятельность и ответственность, а также самооценка и свобода поведения.
Это в свою очередь требует пересмотра содержания технологий обучения и воспитания, изменения структур различных образовательных институтов, в том числе и дошкольных образовательных учреждений.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребёнка в образовательном процессе, отношение к ребёнку со стороны взрослого. Здесь выделяются несколько типов технологий:
авторитарные технологии;
дидактоцентрические технологии;
личностно-ориентированные технологии
Мы рассмотрим личностно-ориентированный подход к образованию как одной из составных частей процесса гуманизации. И рассмотрим их в контексте познавательного развития детей.
Личностно-ориентированные технологии
Выражение “Личностно-центрированное” (PERSONALITY-CENTERED EDUCATION) взаимодействие идёт от работ выдающегося психолога и педагога гуманистического направления Карла Роджерса. Он совершил своеобразное открытие, что критерии успешной психотерапии и успешной педагогической деятельности – одни и те же. Чтобы достигнуть успеха в видах деятельности, связанных с взаимодействием людей, один из которых помогает другому измениться, усовершенствоваться, необходимо по Роджерсу: эмпатия, т. е. сопереживание, проникновение в мир другого человека; тёплое, человечное отношение к человеку, принимающее его таким, каков он есть без всяких предварительных условий. Понятие “личностно-ориентированное” рассматривают как такое взаимодействие, которое обеспечивает развитие и саморазвитие личности ребёнка, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. Отсюда следует то, что личностно-образовательные технологии ставят в центр образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализации её природного потенциала.
- Какие же существуют личностно-центрированные технологии?
Исследовательская (проблемно-поисковая)
Характерной чертой этой технологии является реализация педагогом модели "обучение через открытие" : наблюдения, эксперименты, проблемные ситуации
Коммуникативная (дискуссионная)
Особенностью этой технологии является наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения
Имитационного моделирования (игровая)
Характерной чертой этой технологии является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.
Деятельностная
Характерной чертой этой технологии является способность ребёнка проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом, а не наблюдателем.
Рефлексивная
Особенностью этой технологии является осознание ребёнком деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал он при этом.
Технология Марии Монтессори
Характерной чертой этой технологии является создание развивающей среды, где ребёнок в собственном темпе осваивает какие-либо навыки.
ТРИЗ
Характерной чертой этой технологии является то, что новая информация даётся в основном в виде проблемных и изобретательских задач и ситуаций, для решения которых требуются как метапредметные знания, так и знание логической системы приёмов их решения.
Если особенности всех технологий объединить в одну, то получится интегральная технология. Ярким представителем интегральной технологии является проектная деятельность, в основе которой лежит проект.
Сущность проектной технологии - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность предусматривающим решение проблем, показать практическое применение полученных знаний. Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить - основной тезис понимания метода проектов.
Использование данных технологий требует от участников образовательного процесса создания ряда условий, а именно:
разрабатываются конспекты (программы) обучения, моделирующие исследовательское (поисковое) мышление;
организуются групповые занятия на основе диалога и имитационно-ролевых игр;
учебный материал конструируется с использованием исследовательских методов, выполняемых самими детьми.
С целью внедрения личностно-центрированного подхода к занятию, учитываются следующие особенности:
оценка и необходимая коррекция психологических состояний в течение всего занятия (эмоциональных – радость, досада, весёлость и др. ; интеллектуальных – сомнение, сосредоточенность и др.);
поддержка высокого уровня мотивации в течение всего занятия с использованием приёма смещения мотива на цель;
выявление субъектного опыта детей по предложенной теме; подача нового материала с учётом психолого-педагогической характеристики группы;
использование различных сенсорных каналов при объяснении нового материала;
построение деятельности каждого ребёнка с учётом данных психолого-педагогических обследований и рекомендаций психолога и общие рекомендации нейропсихофизиологов;
отказ от фронтальной работы как основной формы проведения занятия и широкое использование различных вариантов индивидуальной, парной или групповой работы;
гендерный аспект в организации различных форм работы на занятии; в подборе методов и приёмов учебно-воспитательного процесса;
использование при работе над закреплением темы разнообразного дидактического материала, позволяющего ребёнку развивать различные сенсорные каналы, проявлять избирательность к типу, виду и форме задания, характеру его выполнения;
обязательная оценка и коррекция процесса и результата учебной деятельности каждого ребёнка в ходе занятия; широкое применение самооценки и взаимооценки;
создание условий для формирования у каждого ребёнка высокой самооценки, уверенности в своих силах;
проведение с детьми рефлексии занятия (что узнали, что понравилось, что хотелось бы изменить или, наоборот, повторить).
Используя личностно-ориентированные технологии, мы способствуем гуманизации образовательного процесса в ДОУ, развитию познавательной активности детей.
Задача: создать максимально благоприятные условия для развития способностей каждого ребёнка – разрешается всё, что не противоречит нравственным и моральным нормам и не угрожает жизни и здоровью ребёнка и окружающим его людям.
Принцип: «Не рядом! Не над! А вместе!».
Принцип включает следующие понятия: позиция, дистанция, пространство общения.
Позиция общения.
Метод «пихологической скульптуры» - моделирование ситуации с педагогами: один садится на стул, другой встает на стул. Описывают, что видят, не поднимая и не опуская сильно голову. Подать руку… Погладить «ребёнка».
Итак, люди, находящиеся в описанной позиции, видят окружающее и друг друга совершенно по-разному. Нормальное общение невозможно, хочется быстрее отдохнуть друг от друга.
Психологический смысл в том, что лучший контакт устанавливается, когда собеседники не просто могут видуть глаза друг друга, но и когда они занимают равные позиции в психологическом плане. Данной ситуации могут соответствовать 3 типа общения: Р-Р, Д-Д, В-В.
Но рядом – это не значит вместе. Влияет так же выбор дистанции общения (расстояние между собеседниками). Дистанция должна быть именно такой, чтобы обеспечить контакт и свободу каждого участника.
Дистанция может быть физически ощутимой: реальное растояние между собеседниками (обсудить с педагогами наиболее выигрышные дистанции при общении с детьми).
Дистанция может быть психологической. Дистанция увеличивается у детей при общении со взрослыми, начиная с 3 лет, кризис «Я – сам!». Ребёнок дистанцируется впервые от взрослых. Некоторым детям нужна более дальняя дистанция. Они не любят подходить, обниматься со взрослыми. Некоторые наоборот, испытывают необходимость и защищённость при короткой дистанции. Им нужны ласки, «обнимашки», поглаживания, одобрение. Так же и взрослые дистанцируют своё положение даже при разговоре с определёнными людьми на «Ты» или на «Вы».
Задача педагога, - суметь выбрать для каждого ребёнка, для каждой ситуации нужную дистанцию общения. Подлинный контакт невозможен, если каждый, общаясь с другим, находится в своём, а не в общем «пространстве».
Пространство общения.
С детьим, находясь на разных позициях, мы всегда видим разные картинки. Между детьми и взрослыми постоянно возникают противоречия. Те и другие находятся в разных пространствах, каждый в своём. Как найти общее пространство, в котором все смогут быть вместе? Об этом должен позаботиться педагог. Ведь ребёнок не знает и вовсе не обязан знать таких тонкостей. Было бы неверно принуждать ребёнка «перейти» в пространство взрослого. При этом можно наблюдать такую картину: «Приготовбтесь к занятию!». Можно даже достичь внешнего эффекта: все подошли, сели куда им было указано. Но это не значит, что каждый из детей действительно присутствует там, где его хочет видеть взрослый. Мысленно он может быть где угодно…
Так же и взрослые не всегда по указанию «свыше» могут оторваться от своих мыслей и дел. С каким чувством вы приступаете к делу, которое вы не планировали для себя? Да ещё и не видете в нём особой необходимости… У вас возникает мысль: «Оставьте меня в покое наконец то!».
Иное, если вы сами запланировали, осознаете необходимость деятельности. Или вам даётся время, чтобы перейти не резко, а постепенно освоить чужое для вас пространство и освоиться в нём, если есть в нём приятные и знакомые черты. Иначе говоря, это пространство оказывается общим для вас и тех людей с которыми вы взаимодействуете. В вашей власти внести эти черты в ваше общение с людьми, чтобы оно было приятно и им и вам. А способен ли на это ребёнок? Мы помогаем отыскать, создавать пространства, чтобы было интересно и занчимо оно и для малыша и для вас. Иногда лучше оставить малыша в своем пространстве. А в другой ситуации, наоборот, постараться привлечь в ваше пространство, но тлько так, чтобы ему самому захотелось, чтобы он стремился туда войти.
Итак, очень важно, чтобы и вам и детям хотелось быть вместе, в одном пространстве, так чтобы чувствовался взаимный контакт, не нарушающий в то же время свободу и равенство позиций. Иными словами, чтобы дети и взрослые были «Не рядом! Не над! А вместе!».
К основным формам, направленным на познавательное развитие по ФГОС в ДОУ, относятся: личная вовлеченность детей в исследование и разную деятельность; применение различных дидактических заданий и игр; использование приемов в обучении, которые помогают в становлении у детей таких черт, как воображение, любознательность и развитие речи, пополнение словарного запаса, формирование мышления и памяти. Познавательное развитие дошкольников немыслимо без активности.
И. П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие программы. Неподвижный ребенок не обучаем, поэтому его нельзя ругать за излишнюю двигательную активность.
ЧТОБЫ ДЕТИ УЧИЛИСЬ, ИМ ДОЛЖНО БЫТЬ НЕ СТРАШНО, А НАША СИСТЕМА ПОСТРОЕНА НА ФИКСАЦИИ ОШИБОК.
Родители часто говорят, что дети ничем не интересуются, книжки не читают, игры не интересны, уроки не делают, а только сидят в своих телефонах. Психолог Людмила Петрановская рассказала, что на самом деле дети любопытны от рождения, а вот педагоги и родители часто отбивают у них охоту к познанию.
Любой ребёнок — «машина» для поглощения знаний и навыков. Он создан для того, чтобы учиться. Его мозг бурно развивается, создаются все новые и новые нейронные связи
Для того чтобы детям было интересно, чтобы они учились, им должно быть не страшно. Наша образовательная система построена на фиксации ошибок.
Родители и учителя этого, к сожалению, не осознают. В образовательном учреждении ребёнка ловят на том, что он перепутал, не успел, сделал не так — это создает постоянный стресс. И дома ещё мама с папой ругают за те же ошибки. Есть дети, которые легко с этим справляются, для других это слишком жестокие условия.
Тактика «завинчивания гаек» и техники дисциплины не работает. По мнению психологов, если мы хотим привить ребенку дисциплину, нужно оставить ему возможность для собственного решения о правильном поведении, некоторый «люфт», который даст ему почувствовать долю самостоятельного решения.
Делайте его соучастником выработки правил, получайте его внутреннее согласие на их выполнение.
Если нет дисциплины – проанализируйте ситуацию:
- Может у двух педагогов разные требования (у педагогов и родителей).
- Запомнить, что ребёнок всегда нуждается в одобрении.
- Создать ситуацию успеха у непослушного ребёнка – «Усышать» его!
- Выработать правила в группе. При их нарушении ввести правило – «тайм-аут». Это когда ребёнка наказывают запретом за определённые действия на конкретное время (можно по песочным часам).
Развивать волю ребёнка помогают игры с правилами.
Что же касается тактики «завинчивания гаек», то она сплошь и рядом приводит К ПРЯМО ПРОТИВОПОЛОЖНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ: дети бунтуют, а правила при первой же возможности нарушаются.
Понимание, что упрямство и своеволие ребенка – ребёнку не хватает самостоятельности.
А непослушание – «крик о помощи, услышьте меня, будьте со мной, помогите мне».
Так же дети попросту ведут себя «плохо», потому что не знают, как можно по другому вести себя в разных ситуациях или у них отсутствуют коммуникативные навыки и опыт в эмоциональном плане.
Надо учить детей социально-приемлемым навыкам общения и поведения. Учить замечать и проявлять различные виды чувств с помощью различных коммуникативных, дидактических игр. Делать замечания, выссказывать оценочное мнение необходимо «Я – сообщением».
Я – сообщения
- описать ситуацию, вызвавшую напряжение
- выссказать чувство
- показать образ ценности
Например:
1 «Игрушки лежат не на месте. Мне так жаль, что теперь в группе стало некрасиво».
2. «…Я удивлена, что дети не смогли дружно договориться».
3. «Когда все шумят, мне это не нравится, потому что я не слышу, что мне говорят».
Ошибки: начинается «Я – сообщением», заканчивается «Ты – сообщением». Не конкретизируется действие, ситуация. («Мне не нравится твоё поведение сегодня».). Лучше использовать обобщающие слова, безличные предложения, неопределённые фразы.
Основная задача воспитателя – установить правила в группе. Так можно приучить к порядку, к дисциплине. Во-первых, показать и научить понимать то, какие чувства вызывают его действия:
- тезис (например о ценности)
- высказать своё чувство «Я – сообщением»
- назвать обобщённую причину недовольства (не касаясь личности ребёнка)
Например: «Дворник так красиво убрал снег в сугробы, расчистил дорожки. Меня очень огорчают люди, которые не ценят труд других людей».
Когда начинают формироваться социально-нравственные нормы поведения в данном обществе (примерно в 5 лет) у детей возникают жалобы.
При жалобе – РЕАГИРОВАТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО:
- удивиться произошедшим
- дать положительную оценку
- высказать отрицательное чувство
Если дети вас не слышат, значит им с вами не интересно, нет вашего авторитета. Необходимо пересмотреть свой подход к организации с детьми! Внимание развивается при использовании игр на внимание (слуховое, зрительное, тактильное).
НО ВО ВСЁМ НУЖНА СИСТЕМА И ПОСТОЯНСТВО ОДНИХ И ТЕХ ЖЕ ТРЕБОВАНИЙ!
Очень важна окружающая среда. Детям должно быть, во что играть, на что смотреть, чему удивляться и где получать впечатления. Для этого не нужно ходить по всем известным картинным галереям. Достаточно обычного мира, который нас окружает. И важно, чтобы дети могли пользоваться этой средой в свободном режиме.
Развитие происходит только в состоянии покоя (душевного). Когда организм чувствует стресс, он включает режим экономии: мы стараемся делать всё как будто на автопилоте. Только когда мы не боимся, что нас обидят, обзовут, накажут, накричат – только в этой ситуации появляется любопытство.
Крик – проявление собственной слабости. Но дети, особенно маленькие, реагируют на интонацию больше, чем на содержание речи.
Обязательно хвалите своих детей. Но делайте это эффективно. Не просто «Молодец!». Подмечайте, как действия ребенка приводят к хорошим результатам и какие его качества при этом были задействованы. Ребенок убрал игрушки? Скажите: «Как аккуратно стало на полке» (результат). Ты все игрушки красиво и аккуратно расставил. (действие). Молодчинка! (качество)». Только в такой последовательности малыш поймет, за что вы его похвалили.
Важным проявлением познавательного интереса являются вопросы детей, выступающие движущими силами процесса понимания. Общайтесь с детьми! Непринуждённое общение детей с вами – показатель педагогической грамотности. Детям с вами интересно, они вас любят и доверяют!
Использованная литература:
1. В. А. Петровский, А. М. Виноградова, Л. М. Кларина «Учимся общаться с ребенком» – М., 1993
2. Электронные рессурсы:
http://ipsyholog.ru/pochemu-my-krichim-na-detey/
https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/03/20/pedagogicheskaya-koplilka
https://mel.fm/detskaya_psikhologiya/3594876-curiosity
https://docs.google.com/document/d/