Светлана Чемезова
Развитие общения детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
В статье рассматриваются вопросы развития общения детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры. Дана характеристика общению со сверстниками в старшем дошкольном возрасте как ведущая потребность. Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период. Именно в условиях общения по поводу игры ребенок сталкивается с необходимостью устанавливать контакты со сверстниками, соответственно у детей складывается опыт социального взаимодействия, развиваются коммуникативные функции общения.
Публикация «Развитие общения детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Общение – это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и тоже время процессом взаимодействия индивидов и как информационный процесс, как отношение людей друг к другу и как процесс их взаимовлияния друг на друга, как процесс сопереживание и взаимного понимания [2, с. 50].
В старшем дошкольном возрасте общение со взрослыми и сверстниками дает ребенку возможность осознать свое «Я». Именно в общении происходит становление образа «Я». При благоприятных условиях воспитания, когда взрослые и сверстники доброжелательно относятся к ребенку, удовлетворяется его потребность в одобрении, положительной оценке, признании. Негативный опыт общения приводит к агрессии, неуверенности в себе, замкнутости.
Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности.
Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период [3, с. 86].
На протяжении всего дошкольного детства, пока ребенок растет и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно-ролевая игра остается наиболее характерным видом его деятельности. Особенности сюжетно-ролевой игры раскрыты в работах психологов Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца и педагогов Р. И. Жуковской, Д. В. Менджерицкой, А. П. Усовой, Н. Я. Михайленко. Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет её в созданной им самим игровой обстановке.
Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре – одна из её характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии её развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернуть игру и т. п. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа [5, с. 26].
Самое главное - в игре ребенок воплощает свой замысел, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.
В содержание игры выражаются разные уровни проникновения ребенка в деятельность взрослых. Теоретик игры Д. Б. Эльконин отмечает, что содержание игры – это, то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного элемента деятельности и отношений между взрослыми в бытовой, трудовой, общественной деятельности [4, с. 156].
Ребенок старшего дошкольного возраста должен обдуманно выбирать сюжет игры, намечать ее план, примерную последовательность действий, то есть ребенок должен в общих чертах представить изображаемые события.
Разнообразное содержание сюжетно-ролевых игр определяется знанием детьми тех сторон действительности, которые изображаются в игре, созвучностью этих знаний интересам, чувствам ребенка, его личному опыту. Развитие содержания игр зависит от умения ребенка выделять характерные особенности в деятельности и взаимоотношениях взрослых.
На протяжении дошкольного детства развитие и усложнение содержания игры осуществляется по следующим направлениям:
- Усиление целенаправленности, а значит, и последовательности, связности изображаемого;
- Постепенный переход от развернутой игровой ситуации к свернутой, обобщение изображаемого в игре (использование условных и символических действий, словесных замещений).
- Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет. Роль – средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры.
В игровой деятельности развивается общение : игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддержку общение.
Именно в условиях общения по поводу игры ребенок сталкивается с необходимостью устанавливать контакты, применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к своими сверстникам, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям. В самом общении детей друг другом непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от желаний ради достижения общих целей.
Дети не всегда находят нужные способы установления отношений. Нередко между детьми возникают конфликты, когда каждый отстаивает свое желание, не считаясь с желаниями и правами сверстников. Но этом возрасте ребенок открывает для себя ту истину, что без сопереживания другому, без уступки другому он сам останется в проигрыше. В игре ребенок попадает в отношения зависимости от других детей.
Общение по поводу игры выступает в действительности как школа социальных отношений. Именно в этих ситуациях ребенок учится быть человеком. Для каждого ребенка пяти – шести лет значимо быть принятым сверстниками, поэтому он старается соответствовать ожиданиям играющих. «Я больше не буду!» - заявление, содержащее своей вины перед сверстниками и обещание не поступать плохо по отношению к другим. Ребенок конечно же нарушает свои общения, ведь он так эмоционален, но он обещает искренне. Игра полностью захватывает ребенка, заставляет его глубоко переживать те чувства, должны испытывать изображаемые персонажи, - симпатию, сочувствие, уважение и др.
Капризули, плаксы, вредные, агрессивные, все те, кто не в состоянии доиграть до естественного конца сюжета, и другие дети которые затрудняют нормальные игровые отношения, становятся непринятыми сверстниками. Они – источник конфликтов и напряжений. Они – источник эмоционального дискомфорта. Сверстники не хотят с такими связываться.
Игровые отношения – суровые отношения по правилам. Только опрятный, смышленый и хороший ребенок не будет раздражать других детей, будет нравиться, и будет ими принят. Воспитатель должен внимательно исследовать причины, по которым дети отвергают сверстника. Слабый ребенок с физическими недостатками также вызывает у детей неприязнь, как и неопрятный или новенький, тихий или плаксивый может вызывать желание не принимать его в игру. От душевных качеств воспитателя зависит, будут ли дети способны к сопереживанию, состраданию и великодушию [1, с. 34].
Притязая на интересную или главную роль в игре, на победу в соревновательной игре с правилами, ребенок при неуспехе может пережить острое чувство зависти и ненависти. Оно вызывается стремлением быть успешнее, чем другие. Притязающему ребенку становится сложно сопереживать успешному – он сам хочет быть успешным. В то же время успешный, радуясь своей победе, может испытывать не просто радость, но и переживать злорадство – злобную радость из –за неуспеха другого. Общение в разных жизненных коллизиях тяжело дается ребенок – ведь он так неопытен в общении.
Здесь особенно нужно педагогическая бдительность. Именно соревновательные ситуации вызывают зависть и недоброжелательность неуспешных и злорадство, пренебрежение, хвастовство успешных. При проведении соревнований следует помнить, что дети пяти –шести лет еще слабы морально. Только взрослый, прежде всего, воспитатель, может помочь детям, обучая их сопереживанию и радости обогащать жизненный опыт детей.
Таким образом, дети старшего дошкольного возраста сталкиваются с определенными трудностями в общении со сверстниками. В процессе развития общения детей посредством сюжетно-ролевой игры важно научить поддерживать и устанавливать контакт между партнерами, согласовывать свои действия, адекватно реагировать на интересы и желания сверстников, выстраивать положительные взаимоотношения на основе принятой роли и игрового сюжета.
Список литературы:
1. Бодалев А. А. О взаимосвязи общения и отношения// Вопросы психологии, 1994.
2. Волкова А. И. Психология общения. Феникс, 2007.
3. Смирнова Е. О. Рябкова И. А. Психология и педагогика игры. - М. : Издательство Юрайт, 2019.
4. Урунтаева Г. А. Психология дошкольника. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 408 с.
5. Урунтаева Г. А. Психология дошкольного возраста. 2-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2012. – 272 с.