Наталья Фомина
Опыт работы по развитию связной образной речи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по развитию связной образной речи детей младшего дошкольного возраста
Воспитатель: Фомина Н. А.
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.
Публикация «Опыт работы по развитию связной образной речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
В работе с детьми большое внимание уделяю речевому развитию, поэтому из ранее разработанных методик по данной проблеме, в практике применяю технологии связной речи Т. А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко :
Обучение детей созданию образных характеристик путём составления сравнений, загадок, метафор.
Игры и творческие задания для развития выразительности речи.
Обучение детей составлению творческих рассказов по картине.
Обучение детей выразительности речи - одна из проблем дошкольного воспитания. Под выразительностью речи понимается не только эмоциональная окрашенность звучания, достигающаяся междометиями, силой, тембром голоса, но и образность слова.
Работа по обучению детей образной речи должна начинаться с обучения детей созданию сравнений.
Я начала работу с младшей группы, так как обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений необходимо начинать с трёхлетнего возраста.
Упражнения проводятся не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время.
Модель составления сравнений:
- воспитатель называет какой-либо объект;
- обозначает его признак;
- определяет значение этого признака;
- сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.
Например: - цыпленок (объект №1);
- по цвету (признак);
- желтый (значение признака);
- такой же желтый (значение признака) по цвету (признак, как солнце (объект № 2).
В младшем дошкольном возрасте отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др. (Мороженое такое же холодное как снег; Торт такой же сладкий как конфета и т. д.).
Далее на пятом году жизни тренинги усложняются, дается больше самостоятельности при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению.
На шестом году жизни дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному воспитателем признаку.
Технология обучения детей составлению сравнений развивает у дошкольников наблюдательность, любознательность, умение сопоставлять признаки предметов, обогащает речь, способствует мотивации развития речевой и мыслительной деятельности.
Таким образом система работы по развитию связной образной речи детей младшего дошкольного возраста способствует повышению речевого развития дошкольников : мои дети используют в речи сравнения, обогатился активный словарь, повысился уровень выразительности речи.