Янина Андреева
Опыт работы на тему «Развитие сенсомоторики у детей младшего дошкольного возраста, или Мир в твоих руках»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы на тему
Эта тема выбрана мной не случайно.
Актуальность темы:
Малыш появляется на свет с уже вполне сформировавшимися органами чувств, но ещё не способными к активному функционированию; умению
пользоваться своими ощущениями он должен научиться.
Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает.
Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным.
Публикация «Опыт работы на тему „Развитие сенсомоторики у детей младшего дошкольного возраста, или Мир в твоих руках“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
В настоящее время происходят большие изменения в нашей жизни. Идет обновление знаний во всех областях, растет поток информации, которую человек должен быстро усвоить и с пользой для себя использовать. В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного воспитания, складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка. Большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой, которого является сенсорное воспитание.
Цель :
содействовать развитию сенсорной, психомоторной сферы детей путем познания ими формы, цвета, фактуры предметов;
обогащать чувственный опыт детей посредством интеграции разнообразных видов деятельности и максимально его использовать для оптимизации познавательной активности;
совершенствование сенсомоторной сферы как средство гармоничного развития детей дошкольного возраста;
воспитание усидчивости и развитие сосредоточенности;
Задачи:
. Развитие двигательных функций:
Стимуляция накопления сенсомоторного опыта :
Развитие эмоциональной сферы :
Формирование и развитие речи :
Чтобы помочь малышу лучше овладеть своими движениями и сенсорными знаниями, я создала в своей группе активную подготовительную среду способствующую развитию координации, совершенствованию двигательных навыков и освоению сенсорных эталонов
Каждый предмет в группе может стать развивающим. Я постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики
Развитие восприятий и представлений ребёнка, усвоение знаний и формирование умений происходит в ходе интересных игровых действий.
Игра – универсальный способ воспитания и обучения маленького ребёнка. Она приносит в жизнь ребёнка радость, интерес, уверенность в себе и своих возможностях.
Почему акцент в выборе игр для детей стоит делать на сенсорные и моторные игры? Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи) В группе создана необходимая предметно-развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, большинство из которых были сделаны самостоятельно с помощью родителей.
Сенсорный дидактический стол является частью центра развивающих игр.
Работа за дидактическим столом осуществляется с небольшой группой детей и индивидуально.
Побуждая малышей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом, наблюдаю за их действиями, при необходимости оказываю помощь.
Проведение игр – занятий способствует развитию мелкой моторики рук, совершенствуют координацию движений, формируют сенсомоторные способности детей.
Игры которые я использую для развития сенсомоторики у детей
Сенсорные игры цель : способствовать развитию сенсорной системы : зрения, вкуса, обоняния, слуха температурной чувствительности.
Эти игры дают опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой.
Развитие крупной и мелкой моторики.
Пальчиковые игры и упражнения.
Стимулируют умственную деятельность, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, улучшают функции рецепторов проводящих путей.
Физкультминутка, как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Проговаривание стихов одновременно с движением обладают рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, чёткой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.
Игры и упражнения с мячом.
Способствуют развитию кистей рук, мелкой моторики, освоению детьми элементов самомассажа, оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка
Изодеятельность
Работа с пластилином хорошо развивает мелкую моторику, укрепляет мускулатуру пальцев, вырабатывает точность движений руки и пальцев.
Рисование делает руку детей умелой, легко и свободно управляемой. Развивает зрительный контроль за движением руки. Помогает образованию связи рука- глаз.
Игры (дидактические, театрализованные, настольно-печатные).
Позволяют повысить общий тонус, развивают внимание, память, воображение, снижают психо-эмоциональное напряжение
Мозаика, конструкторы.
Развивают мелкую моторику, сенсорные способности, мышление, произвольное внимание, формируют речь
Игры с прищепками
Цель научить детей классифицировать предметы по цвету, размеру; развивать мелкую моторику
Игры со шнуровками.
Развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева», развивают глазомер, внимание, усидчивость
Игры с пирамидками, тактильными мешочками.
Развивают сенсорные способности, тактильное восприятие, связную речь. Игры с природным, подручным материалом.
Развивают внимание, совершенствуют согласованность в работе глаза и руки, координацию движений и их точность. заниматься сенсомоторным развитием можно и во время прогулки.
Моторные игры любые знания усваиваются лучше и легче если задействована крупная и мелкая моторика.
Моя работа по развитию сенсомоторике не имела бы таких положительных результатов без активного взаимодействия с родителями.
Для повышения родительской компетентности были проведены Консультация «Развитие мелкой моторики у детей 1,5-3 лет».«Организация развивающей среды дома».
Рекомендации по развитию мелкой моторики рук. «Упражнения для пальчиков». «Зарядка для пальчиков».
Папка-передвижка «Ну-ка, пальчик, за работу!».
Семинар –практикум» «Речь ребенка находится на кончиках пальцев»Родительское собрание «что такое Сенсомоторика»
Индивидуальные консультации
Консультация «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка».
Проводимые мероприятия позволили родителям получать информацию о значении сенсомоторного развития ребенка, овладевать приемами и способами коррекционной работы, проведением различных пальчиковых игр по тренировке тонких движений пальцев рук для обучения в домашних условиях.
Работа с педагогами
Для воспитателей разработала практические рекомендации по оснащению, обогащению предметно– сенсорной среды. Провела мастер класс по вопросу развития мелкой моторики руки.
Консультация «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста».
Цель: повышать уровень компетентности педагогов ДОУ в вопросе реализации сенсорного воспитания дошкольников.
Семинар практикум «Мелкая моторика как средство речевого развития»
• Цель– рассмотреть процесс развития мелкой моторики как средства речевого развития детей.
Это дало хороший толчок в работе педагогов и они также стали активными участниками данного процесса
Мониторинг
В начале своей работы провела мониторинг состояния мелкой моторики у детей с целью – выявить уровень развития сенсомоторики.
Проведенный мониторинг развития мелкой моторики показала, что, Осваивая под руководством взрослых эталонные значения качеств на основе предшествующего собственного сенсорного опыта, ребенок поднимается на новый, более высокий уровень знаний — обобщенных, систематизированных.
Дети научились анализировать действительность, самостоятельно видеть знакомое в незнакомом и выделять особенности незнакомого, накапливать новый сенсорный и двигательный опыт. Ребенок становится более самостоятельным в познании и деятельности.
вывод
Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, специалистов детского сада помогли добиваться поставленной цели. Таким образом, в результате проделанной работы пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.