ОЛЬГА КИСТАНОВА
Работа с неговорящими детьми с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
СТАТЬЯ
на тему:
Работа с неговорящими детьми
с задержкой психического развтия
В последнее время значительно возрос интерес к проблеме помощи
неговорящим детям с задержкой психического развития с целью их
социальной адаптации и интеграции в общество.
Работа с неговорящими детьми носит долгий и кропотливый труд. Прежде
Публикация «Работа с неговорящими детьми с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Неговорящие дети
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
чем начать работать с ребенком, нужно четко представлять и понимать, что от
специалиста требуется, что ожидают родители и трезво оценивать способности
ребенка.
В логопедической работе с неговорящими детьми с задержкой
психического развития существует порядок поставленных задач. На первом
этапе необходимо развивать у ребёнка психические функции, а именно развитие
познавательного внимания. Очень важно установить с ребёнком зрительный
контакт. Чтобы ребёнок нас «увидел» и «услышал» и начал откликаться на
слова. Это заключается в развитии познавательных способностей ребёнка.
Прежде всего, нужно научить ребёнка подражать действиям с игрушками,
предметами бытового обихода, к различным движениям рук и ног. Всё это будет способствовать дальнейшему подражанию артикуляции, звуков, слов.
Следующим шагом в развитии импрессивной речи у неговорящих детей с
задержкой психического развития является создание сенсорной базы, так как в процессе восприятия у ребёнка накапливается зрительные, слуховые и
осязательные образы, что способствует развитию устной речи. Немаловажно
чтобы сам процесс восприятия свойств предметов был связан с звуковым
сопровождением наполненным смыслом.
Так же необходимо формировать зрительное восприятие, память, внимание,
где ребёнку даётся понятие об основных цветах, формах, величинах, в связи с
этим у ребёнка формируется навык удерживать в памяти ряд предметов,
картинок.
Совершенствование слухового восприятия, памяти, внимания
направлено на то, чтобы в процессе выполнения специальных заданий и игр,
у детей развивалась способность узнавать и различать неречевые звуки. Для
это используются различные музыкальные игрушки. На занятии логопед просит ребёнка отхлопать или отстучать по столу (или выполнить действие на музыкальном инструменте) несложный ритм. Далее в процессе игры по мере правильности выполнения поставленных задач идёт работа над
различием высоты, силы и тембра голоса на материале одинаковых звуков.
Педагог просит ребёнка назвать предмет шепотом, потом назвать громко,
после чередовать эти голосовые вибрации. Так ребёнок постепенно осознаёт динамику вибрации звуков, которые он воспроизводит.
Немаловажным этапом в развитии работы с неговорящими детьми с
задержкой психического развития является совершенствование общей и мелкой моторики, а так же развитие пространственных представлений и
ориентации.
Для развития общей моторики на занятиях применяются физминутки,
речевые игры с движением, когда логопед проговаривает текст, а ребёнок
выполняет соответствующие движения. А так же на совершенствование общей моторики благотворно влияют игры с мячом, это могут быть задания
на выполнения инструкции, где ребёнку необходимо поймать или кинуть
мячик, покатить или бросить в на
расстоянии в коробку и т. д.
Для развития мелкой моторики пальцев рук, пространственных представлений и пространственной ориентации предполагает повторение
определённых манипуляций пальцами рук, произведенных учителем, это может быть сжимание в кулак, сгибание и разгибание пальцев кистей рук; конструирование (построение из кубиков башен, домиков); собирание пирамидок различной конструкции, разрезных картинок, пазлов;
складывание из счётных палочек геометрических фигур; расстёгивание
пуговиц; закрывание и раскрывание молний; завязывание различных
шнурков; перебирание крупы различного диаметра (горох, фасоль); пальчиковая гимнастика; выполнение логических рядов с одновременным звуковым сопровождением; обводка карандашом пунктирных линий; штриховка и многое другое.
Дальнейшим этапом в развитии формирования звукопроизношения
является работа над постановкой диафрагмального дыхания, постепенно
приходить к образованию длительного выдоха, а затем к развитию
правильного дыхания в процессе свободной речи.
Немаловажную роль в развитии импрессивной речи является
формирование правильного выполнения артикуляционных движений. Это
могут быть артикуляционные упражнения: для губ - открывание и закрывания рта, сжатие губ, вытягивание в «хоботок», растягивание в улыбку, покусывание зубами верхней и нижней губы, вибрация, надутие щёк; для языка - различные движения языка вправо-влево, вверх-вниз, по кругу (имитируя облизывания губ)
На начальных этапах задания даются дозировано, особенно упражнения на дыхание (могут возникнуть ухудшения самочувствия, головокружения). Все занятия проводятся в игрой форме, чтобы не вызвать у ребёнка негативного отношения к упражнениям, так как многие дети не любят вмешательств в рот и боятся своего отражения в зеркале. Лучше всего все задания сопровождать сказками, стихами, потешками и т. д.
Неговорящие дети с ЗПР имеют разный уровень импрессивной речи. У
одних понимание обращенной речи в пределах бытовой ситуации, а у других
оно практически отсутствует. Особое внимание следует уделить обучению
детей употреблению слов-глаголов (слов-действий, так как именно они играют важную роль в процессе развития детской речи, к таким глаголам относятся: дай, на, иди, кати, лови, стой и т. д.
Детям раннего возраста можно предлагать более легкие варианты некоторых глаголов. Например: спит – баю-бай; встаёт – ап-ап; ест – ам-ам;
моет – буль-буль; гуляет – топ-топ; упал – бух; качается – кач-кач и др.
Так же необходимо обогащение пассивного словаря. Ребёнок должен
знать окружающие его предметы. Для этого необходимо на занятиях
совмещать иллюстрационный материал с игрушками, а иногда и с натуральными объектами (овощи, фрукты, посуда, одежда и т. д.). Далее необходимо прививать ребёнку понимание названий действий, где важной составляющей является накопление пассивного глагольного словарного запаса, которой состоит из действий знакомых ребёнку - стоит, сидит, идет, бежит, ест, спит, пьет и т. д. Обучение лучше всего начинать с выполнения
этих действий самим ребёнком.
Следующим этапом может быть обыгрывание этих действий с помощью
игрушек. Сначала учим ребёнка понимать названия действий, которые совершаются одним и тем же лицом. Далее в процессе обучения даются такие задания, как, посади куклу на стул, убери мяч в коробку, положи зайку спать и т. д. Далее переходим к сюжетным картинкам. Сначала учим детей понимать названия действий, которые совершаются одним и тем же лицом, например: мальчик стоит, сидит, ест, пьет и т. д. Затем усложняем задачу и учим разбираться в названиях действий, когда они даны без определения
объектов и субъектов действия. Детям задаются вопросы: «Покажи, кто идёт?
Кто сидит? Кто ест?». Сначала понимание каждого вопроса отрабатывается отдельно. Поэтапно дети учатся ориентироваться в понимании вопросов,
поставленных к сюжетной картинке. Далее ребёнок начинает узнавать предмет по названию, описанию, соотнесению слов «один-много» с соответствующим количеством предметов, так же соотносит таки е понятия как «большой - маленький» с величиной предмета, начинает различать
формы единственного и множественного числа существительных с окончаниями (мяч - мячи, кот - коты, дом - дома).
Экспрессивная речь неговорящих детей с задержкой психического развития состоит из отдельных плохо произносимых звукоподражаний.
Подражание это один из основных способов усвоения общественного опыта
маленьким ребенком. Путём подражания он осваивает бытовые и игровые
навыки, овладевает речью. Но само подражание складывается у ребенка не
сразу, оно требует обучающего воздействия со стороны взрослого, тем более у ребенка с нарушениями развития.
Способность малышей подражать движениям и действиям взрослого
развивается постепенно, необходимо создать такие условия, чтобы
затрагивались положительные эмоции ребёнка, чтобы ему хотелось подражать слову взрослого. Необходимо начинать с последовательности развития общего подражания : - Начинать следует с отдельных простых движений (топанье ножками, похлопывание ручками, прыжки на месте и т. д.). - Затем можно эти движения совмещать и чередовать (игра «Птички» дети машут руками и бегают, клюют зёрнышки). - Далее можно включать в игру различные предметы и игрушки (игра «Дочки матери» ребёнок должен накормить куклу и уложить в кровать).
Подражание речи взрослого также претерпевает несколько этапов. В
зависимости от уровня речевого развития ребенка можно предложить ему повторение звуков, слогов, слов или фраз:
- Повторение отдельных звуков, несущих смысловую нагрузку в игре.
- Повторение аморфных слов. Это слова-звукоподражания, слова-слоги
(подражания голосам животных - му-му, ква-ква, мяу; подражания
транспортным шумам - би-би, ту-ту, чух-чух и т. д.) - Повторение слов. На начальном этапе это односложные слова такие как -
на, дай, миша, киса и т. д. По мере развития речи ребёнок учится произносить более сложные по составу слова. - Повторение коротких фраз. На этом этапе развития речи объединяются в одном предложении несколько слов (Где миша? Вот каша. Там киса. Это ляля.) постепенно количество слов в произносимой ребёнком фразе
увеличивается. Таким образом, ребёнок учится словоизменению и грамматически правильному составлению предложений.
Самое главное на начальном этапе логопедической работы с неговорящими детьми необходимо понимать, что в раннем возрасте наиболее важным представляется развитие коммуникативной функции речи,
а не её звукопроизношение.
Так же необходимо понимать, что у неговорящих детей большое значение приобретает другие виды коммуникации, а именно, поддерживающая, опорная (жесты, мимика). Ни в коем случае нельзя
запрещать ребёнку использовать жесты в общении. Появление жестов свидетельствует о том, что ребёнок хочет общаться, но не знает как. Необходимо дать понять малышу, что с ним интересно общаться. Нужно поощрять и мотивировать любую речевую реакцию ребёнка, будь то правильное или не правильное произношение с его стороны.
Обязательно логопед должен уделять внимание развитию понимания
речи. В зависимости от возраста и уровня развития ребенка, это можно осуществлять, используя простейшие инструкции, поручения («покажи нос»,
«подыми руки», «подай карандаш», «принеси синий мяч»).
Таким образом, педагог, при организации работы с неговорящими детьми с задержкой психического развития должен помнить, что кроме непосредственного воздействия на речевую деятельность, коррекционный процесс должен охватывать все формы детской деятельности, учитывая индивидуальность ребенка, его общее, психоречевое и психомоторное развитие, состояние речевой деятельности, интересы и предпочтения.