Анна Кондрякова
Психологическое сопровождение семьи, воспитывающей «особого» ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Семья – домашний очаг,
где человека всегда любят
и принимают таким, какой он есть.
Психологическое сопровождение семьи, воспитывающей «особого» ребенка.
Семья является главным фактором в развитии и формировании всесторонне развитой личности ребенка.
Публикация «Психологическое сопровождение семьи, воспитывающей „особого“ ребенка» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2018
Но иногда в семьях рождаются дети с особыми потребностями.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
В таких случаях семья особенно нуждается в консультировании и психокоррекционной работе, как с родителями, так и с ребенком.
Главная цель в работе с родителями - создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности ими разрешать разные типы социальнo - педагогических ситуаций, связанных с воспитанием особого ребенка); обеспечение права родителей на уважение, понимание и принятие на участие в жизни центра.
Основные задачами психолога в работе с такими родителями является:
• Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
• Объединение усилий для развития и воспитания детей;
• Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
• Активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
• Поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.
Работа строится на следующих принципах взаимодействия:
• Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
• Индивидуальный подход.
• Сотрудничество, а не наставничество (создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи, демонстрация заинтересованности педагогического коллектива разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь)
• Динамичность (формы и направления работы должны меняться)
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ должны быть направлены на улучшение взаимодействия семьи и специалистов психолого – педагогического сопровождения и тесно взаимосвязаны между собой.
ВЗАИМОПОЗНАНИЕ И ВЗАИМОИНФОРМИРОВАНИЕ СОСТОИТ ИЗ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО И ОПОСРЕДОВАННОГО ОБЩЕНИЯ
1. Непосредственное общение включает в себя:
беседы (индивидуальных и групповых)
консультации (индивидуальных и групповых)
родительские собрания в нетрадиционной форме (круглый стол, тренинг)
конференции
2. Опосредованное общение строится на получении информации из различных источников:
стендов
психологических газет
журналов (рукописных, электронных)
разнообразных буклетов
интернет-сайтов (учреждения, органов управления образованием)
переписки (в том числе электронной).
Непрерывное обучение и взаимодействие с родителями состоит из лекций, семинаров, мастер-классов, проектов, игр и др. Все они направлены на улучшение совместной деятельности педагогов, родителей и детей.
Ученые выделили периоды связанные со стрессами в семьях имеющих «особого» ребенка.
1. Рождение ребенка.
При рождении такого ребенка после получения точного диагноза идет эмоциональное привыкание, информирование других членов семьи.
2. Школьный возраст.
Ребенок растет, достигает школьного возраста и возникает необходимость в выборе формы обучения, дальнейшего устройства, переживание реакции сверстников, организация внешкольной деятельности.
3. Подростковый возраст.
На первый план выходят проблемы с сексуальностью, переживание изоляции от сверстников, планирование будущей занятости.
4. Период «выпуска». Привыкание к семейной ответственности, выбор проживания, переживание дефицита возможностей в его социализации.
5. В постродительский период идет перестройка взаимоотношений в семье, взаимодействие со специалистами по месту пребывания ребенка.
Реакция родителей, когда они узнают, что у них «особый» ребенок, может быть разной:
1. Гнев возникает на почве ощущения беспомощности, безысходности и разочарования, как в самом себе, так и в своем ребенке.
2. Отрицание наиболее типичная реакция на врачебный диагноз - неверие в существование болезни.
3. Чувство вины переживания по поводу совершенных ошибок, которые по их мнению, привели к болезни.
4. Эмоциональная адаптация - заключительный этап принятия болезни своего ребенка.
1. В период эмоциональной адаптации на первой стадии - ШОКА, родители испытывают чувство агрессии, отрицания проблемы, поиска «виноватого». В семье растет напряженность, ухудшается социально-психологический климат.
2. СТАДИЯ СКОРБИ по здоровому ребенку, которого нет.
Семья уже понимает свою значимость и ответственность за ребенка, но чувствует беспомощность в вопросах воспитания, ищет совета у специалистов.
3. СТАДИЯ АДАПТАЦИИ к ситуации.
Родители входят в ситуацию, начинают строить жизнь с учетом того, что в семье «особый» ребенок.
Семьи с «особым» ребенком делятся на семьи которые понимают проблему и не понимают проблему. Если семья понимает проблему и принимает ее у них развита социальная активность и они ищут помощь. Если семья не понимает проблему и не принимает ее, то такая семья закрывается от социума и создается мульти сложная ситуация.
Информация, необходимая для организации поддержки семьи.
Работа с семьями оказавшимися в ситуации ребенка с ОВЗ начинается с анамнеза (информации, необходимой для организации поддержки семьи)
Состав семьи, возраст, профессии
Образовательный и культурный уровни взрослых
Общая семейная атмосфера, характер семейных взаимоотношений, степень эмоциональной близости
Приоритеты в воспитании, согласованность взрослых в требованиях к ребенку
Материальные условия
Выявление стадии адаптации семьи к ситуации рождения ребенка с проблемами
Готовность родителей к сотрудничеству со специалистами
С помощью анамнеза психолог моделирует позицию родителей «особого» ребенка.
Модели формирования позиции родителей «особого ребенка».
ПЕРВЫЙ ЭТАП направлен на привлечение родителей к коррекционно-развивающему процессу (важно убедить, что никто, кроме родителей, не поможет)
НА ВТОРОМ ЭТАПЕ формируется увлечение родителей процессом развития ребенка (важно показать ежедневные достижения, обучить отрабатывать задания специалистов)
НА ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ формируется творческий подход родителей к обучению и развитию (важно показать возможность родительских исследований)
Результатами успешного психолого-педагогического взаимодействия с родителями являются:
- нормализация эмоционального состояния ребенка (стабилизация ЭВС, повышение уровня работоспособности, снижение уровня тревожности, повышение уровня познавательной активности и осведомленности, формирование адекватной самооценки).
И как результат достижения ребенка, способствуют улучшению микроклимату в семье, взаимоотношениям с окружающим миром и как следствие стабилизации психо – эмоционального состояния родителей, что и способствует созданию в семье благоприятной коррекционно - развивающей среды.
Такое сотрудничество помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми и принимать своего ребенка таким, какой он есть – во всех его проявлениях.
Помощь семьям с особыми детьми - это не только лечение работа специалистов, но, прежде всего - огромный повседневный труд родителей, освещенный их любовью и проводимый на основе приобретенных специальных знаний. От родителей требуется большое мужество, но это путь к счастью их ребенка! И, наша задача, сопровождать их на этом пути!
Благодарю за внимание!
Педагог - психолог Кондрякова А. А.