Папки-передвижки

Комплексное сопровождение ребенка с проблемами в развитии

Елена Багнюк
Комплексное сопровождение ребенка с проблемами в развитии
▼ Скачать + Заказать документы

Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, кохлеарный имплант, методика PECS, коммуникация.

Багнюк Елена Сергеевна, педагог-психолог по образованию, «Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир», Чита, Забайкальский край, Россия, e-mail : ms.bagnyuk@bk.ru

В настоящее время оказание комплексной помощи детям раннего и дошкольного возраста, имеющим тяжелые нарушения развития, является одной из актуальных проблем Забайкальского края. Своевременное психолого-педагогическое и социальное сопровождение детей-инвалидов и детей с ОВЗ от 2 до 8 лет способствует максимальному использованию компенсаторных возможностей детского организма, в связи с этим возникает необходимость развития системы ранней специализированной помощи детям и их семьям.

Публикация «Комплексное сопровождение ребенка с проблемами в развитии» размещена в разделах

Нужно учитывать, что значительная часть детей с тяжелыми нарушениями в развитии в силу своих физических возможностей не в состоянии посещать детские сады. Такие дети имеют разные варианты сочетания тяжелых нарушений зрения, слуха, интеллекта, речи, двигательной и эмоциональной сфер и нуждаются в особой организации коррекционно-образовательной работы. Отсюда возникла необходимость открыть отделение раннего и дошкольного детства «Шаг навстречу» (далее – ОРДД, в том числе группы кратковременного пребывания (далее – ГКП) для детей-инвалидов и детей с ОВЗ с целью оказания им квалифицированной помощи, на базе ГОУ «Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир» (далее – Центр образования и развития). Особый ребенок обычно имеет ограниченный опыт взаимодействия с окружающим миром, поэтому для него особенно важно расширение контактов с другими людьми и разнообразие жизненных ситуаций. Для такого ребенка значима любая ситуация пребывания в общественных местах, среди других детей, при условии, что учитываются его особенности и возможности. Кратковременный, но системный режим пребывания детей в возрасте от 2 до 8 лет в ГКП ОРДД позволяет сделать услуги дошкольного образования более доступными для населения, содействовать полноценному развитию ребенка-дошкольника. На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и комплексной общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательных отношений в достижении целей и задач адаптированной общеобразовательной программы.

Контингент воспитанников ОРДД неоднородный, его посещают дети-инвалиды и дети с ОВЗ со следующими нарушениями:

дети с нарушением слуха (глухие и слабослышащие, а также дети с кохлеарной имплантацией — далее КИ);

дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

дети с нарушением речи;

дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

дети с умственной отсталостью;

дети с задержкой психического развития;

дети с нарушением поведения, навыков коммуникации, расстройствами аутистического спектра (РАС);

дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (дети с умственной отсталостью, дети глухие и одновременно с ДЦП и др.).

Комплексное сопровождение ребенка с проблемами в развитии в ОРДД мы определяем как систему профессиональной деятельности междисциплинарной «команды» различных специалистов (сурдопедагог, дефектолог, педагог-психолог, воспитатели ГКП, направленную на создание социально-психологических условий для успешного всестороннего развития каждого ребенка независимо от уровня его способностей и жизненного опыта, с учетом его актуальных и потенциальных возможностей в конкретной социальной среде.

Особую многочисленную группу детей для комплекной помощи специалистов составляют дети с кохлеарным имплантом и дети с расстройствами аутистического спектра. Коррекционно-развивающая помощь специалистов часто осложнена не только причинами нарушения коммуникативных и социальных возможностей ребёнка, но и имеющимися у ребёнка нарушениями со слухом, наличием кохлеарного импланта. Педагог-психолог активно сотрудничает с сурдопедагогом отделения, работая в тесном и продуктивном контакте по прохождению этапов речеслухового восприятия. При этом коллектив педагогов придерживается определенной позиции по отношению к детям: не ребенка подгоняют, корректируют под ту или иную образовательную систему, а образовательную систему корректируют так, чтобы она обеспечивала достаточно высокий уровень развития, воспитания и обучения всех детей, имеющих проблемы. Отличительной особенностью и специфичностью работы отделения раннего и дошкольного детства является включение в содержание работы с воспитанниками – комплексного подхода всех специалистов. На всех этапах работы дефектолога и психолога по установлению контакта и коммуникативных навыков с ребёнком с КИ сурдопедагогом отрабатывается развитие адекватных слуховых представлений и активного развития речевого общения, педагог- психолог в свою очередь, подключается к данному направлению и вызывает у ребёнка положительные эмоциональные реакции на уже изученный материал, закрепляет и пополняет имеющиеся знания, развивает и дополняет их эмоциональными играми, упражнениями. Интегрирует знания, полученные ребёнком на занятиях сурдопедагога с включением материала лексической темы недели (через игровые задания и эмоциональные игры, этюды, упражнения, арттерапиию и др.) и дополняя темами тематического планирования из адаптированной рабочей программы педагога-психолога (далее — Программа) на развитие эмоциональной сферы, навыков коммуникации и социализации, и введение ребёнка в мир человеческих эмоций. Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса и возможностей ребёнка, результатов наблюдений психолога. Программа является гибкой и постоянно модифицируемымой, темы могут пополняться, изменяться, корректироваться в зависимости от запроса, возможностецй ребёнка и для корректировки взятых методов, планирование в свою очередь является плавающим.

Работа в данном направлении обусловлена тем, что не все имплантированные дети и дети с РАС посещают специализированные общеобразовательные детские учреждения, и развитие познавательной деятельности, ознакомление с окружающим и речевое развитие - только поможет развитию уровня социальной грамотности и социального интеллекта ребёнка. При выборе методик обучения предпочтение отдается коррекционно-развивающим и здоровьесберегающим методикам, способствующим формированию познавательной и коммуникативно-социальной сферы развития, основной и базисной в работе психолога отделения с аутичными детьми является система PECS.

PECS для детей с аутизмом была разработана Лори Фрост (Lori Frost) и Энди Бонди (Andy Bondy) в 1985 году. Основные способы обучения общению с помощью карточек PECS базируются на принципах Прикладного анализа поведения. Карточки PECS, как известно – это альтернативный способ общения ребенка с окружающими, где главная цель – дать ребенку возможность попросить или сказать о том, что он хочет, что ему нужно и при этом он не может это сделать традиционно, с помощью слов и быстрое обучение целенаправленному, самостоятельно и активному общению детей, больных аутизмом.

Используя PECS, можно намного быстрее обучить ребенка проявлять инициативу и непроизвольно произносить слова, чем когда в обучении используется голосовая имитация и наименования предметов. PECS делает общение ребенка с окружающими людьми более доступным. Программа способствует быстрому приобретению базисных навыков коммуникации. Использование карточек, благодаря совмещению словесного и визуального процессов, ускоряет развитие разговорной речи, а не не тормозит ее, как считают многие родители. Да, ребенок с карточками выглядит необычно, но такой «разговор» с сверстниками и взрослыми лучше, чем полное отсутствие общения. Конечно же метод PECS не дает гарантию, что ребенок заговорит, может быть, через год, а может через пару дней ребенок научится произносить несколько слов. Однако метод позволяет ребенку «донести» до окружающих его желания, и мы не имеем морального права лишать детей этой возможности.

Основные этапы обучения альтернативной коммуникации с помощью карточек ПЕКС следующие:

На первом этапе необходимо обучить ребенка давать карточку.

Второй этап подразумевает обучение ребенка отдавать карточку.

На третьем этапе надо достичь того, чтобы ребенок распознавал предметы, изображенные на карточке. Все ошибки, возможные на этом этапе, связаны с неумением ребенка распознать предмет.

Научить ребенка составлять предложения типа «Я хочу….(название предмета)» или «Дай мне (предмет)» — задача четвертого этапа обучения.

Если ребенок стал отвечать на вопросы «Что ты хочешь?», «Что ты видишь?» — значит успешно пройден пятый этап обучения.

На заключительном, шестом этапе, ребенок должен научиться различать предметы и когда его об этом спрашивают, и когда он сам называет предметы.

Обязательное условие для начала обучения ПЕКС- у ребенка должно быть самостоятельное желание что-то получить или сделать). Конечная цель - ребенок научится просить.

Базисные необходимые навыки для начала освоения PECS :

Начинается обучение работе с ПЕКС после усвоения ребенком базисного курса, включающего: отработку сравнительно устойчивого зрительного контакта, словесных или жестовых обозначений "да", "нет", "дай". У ребёнка должен быть устойчивым учебный навык, то есть, в рамках полевого хаотичного поведения освоение PECS проблематично.

Ещё один важный навык - имитация действий "сделай, как я". Ребёнок должен уметь повторить серию из простых 2-3 действий, когда действия не называются. Система работы с карточками активна в работе всех специалистов отделения (дефектолога, сурдопедагога, логопеда, педагога-психолога) и в повседневной жизни группы кратковременного пребывания, для этого у каждого ребёнка изготовлена коммуникативная книга или альбом-блокнот с карточками, в группе и в кабинете педагога-психолога есть полотно (ковролинограф) с карточками на все случаи просьб и выражения желаний детей, а также для составления расписания ребёнка. Данная система опробирована и отработана нами в течении уже пяти лет успешно и продуктивно применяется с детьми с РАС с 3 до 8 лет.

Многие родители, приводящие впервые в отделение раннего детства ребёнка с аутизмом весьма настороженно относятся к системе обмена карточками PECS. Опасение, что ребенок никогда не заговорит, а будет только подавать карточку приводит родителей к тому, что при малейшей неуспешности в приобретении данного навыка, обучение коммуникативной системе незамедлительно отменяется, и все возвращается к прежнему - долгим и изнурительным занятиям по имитации звуков, озвучиванию всех происходящих событий, и проблематичному поведению, которое со временем только усугубляется. Но многие аутичные дети, после долгиx лет логопедических массажей и работы с разнообразными специалистами, научившись произносить звуки, слоги и слова, по-прежнему не используют их в спонтанной речи. Непонимание того, что система обмена карточками PECS является вспомогательным инструментом, с помощью которого ребенок учится ОБЩАТЬСЯ, и ни в коем случае не вредит никаким другим навыкам, а наоборот, способствует спонтанной речи - приводит к тому, что аутичный ребенок остается аутичным вне зависимости от того, как много он умеет повторять слов.

Не обучая на улице, в детском саду или в гостях использовать карточки PECS, и ограничивая среду обучения лишь занятиями, либо своим домом, мы ограничиваем возможности ребенка общаться с окружающими, и тем препятствуем развитию и обобщению навыков общения. А ведь о том, как учить ребенка пользоваться ими улице — родители и слышать порой не хотят! Ведь нужно книгу брать с собой на улицу. И поощрения. Все это чрезвычайно сложно, и эта ситуация может привести к тому, что именно самые мотивационные стимулы для ребенка будут достигаться им с помощью нежелательного поведения - криков, бросания на пол, кусания, щипания, и т. д. Отсюда важно позаботиться о том, чтобы коммуникативная книга сопровождала ребенка в той среде, в которой он находится, для того, чтобы дать ему возможность проявить инициативу и обратиться с просьбой.

Система PECS позволяет определить понятие "коммуникация" или "общение" способом, доступным аутичному ребенку. "Коммуникация" - это обмен, для произведения которого нужен коммуникативный партнер. То есть ребенок, не может что-то сказать в воздух, и из воздуха появится то, что он хочет получить. Ребенок должен "обратиться" - подойти к партнеру, привлечь внимание партнера, и изложить свою просьбу доступным (для ребенка) и понятным (для партнера) способом. И после этого партнер предоставит ребенку то, что он просил. Согласитесь, что аутичные дети далеко не всегда умеют это делать. Иногда ребенок может кружиться по комнате и выкрикивать слова, вместо того, что бы подойти и попросить. Иногда ребенок самостоятельно будет пытаться добраться до желаемого предмета, но не станет подходить и просить. Иногда ребенок просто закатит истерику, вместо того, что бы попросить. Иногда ребенок просит, но взрослый его не понимает,. Иногда ребенок просит, стоя рядом со взрослым, который занят другим делом, и взрослый не слышит его просьбу. Можно привести еще много разных примеров, но суть одна - как неговорящие, так и малоговорящие дети должны изначально приобрести базисные навыки коммуникации для того, что бы общаться. И данным навыкам можно обучить с помощью карточек PECS.

Основные преимущества использования системы PECS :

1. PECS - это программа, которая позволяет быстро приобрести базисные функциональные навыки коммуникации.

2. С помощью PECS можно быстрее обучить ребенка проявлять инициативу и спонтанно произносить слова, чем с помощью обучения наименований предметов, вокальной имитации, или усиления взгляда.

3. С помощью PECS общение для ребенка с окружающими людьми становится более доступным и, таким образом, становится возможным обобщение приобретенных вербальных навыков.

Отсюда, дети с аутизмом не "ленятся, когда не произносят слова и не общаются, они просто не умеют этого делать, и альтернативные методы общения, как PECS их этому обучают. Использование PECS не только не тормозит развитие разговорной речи, а наоборот, ускоряет его - благодаря парированию словесного и визуального стимула в процессе обмена. И последнее, повторимся, да, ребенок с карточками выглядит необычно, но лучше пусть ребенок общается с помощью карточек со сверстниками, и приобретает социальные навыки, чем не общается вообще. Уважаемы родители и педагоги, вы не знаете, на каком этапе у неговорящего ребенка разовьется разговорная речь - может через год, а может через два он научится произносить 2-3 слова, а может этого не произойдет никогда. И мы не имеем никакого этического права оставить ребенка без возможности объяснить окружающим, чего он хочет, чего он не хочет, что он чувствует, и так далее. Поэтому, никакого "против" здесь быть не может.

Для ребенка требуется время, чтобы начать общаться. Если Ваш ребенок не посылает вам никаких сообщений напрямую, не ожидайте, что он сразу заговорит. Однако, ожидать, что он начнет обращать больше внимания на Вас, - вполне реальная цель. Путем постепенной и последовательной переоценки целей и определения новых, вы поможете ребенку достичь полного раскрытия его потенциала. Мы рассмотрели, как Вы можете дать ему толчок для общения. Не останавливайтесь! Каждодневный труд непременно даст свои результаты, необходимо колоссальное терпение и вера. Ведь именно Ваша любовь, забота, участие и труд помогут ребёнку социализироваться и стать намного самостоятельнее, дайте ребёнку возможность действовать и творить самому, не делайте всю работу за него и вместо него.

Наши дальнейшие советы пригодятся, если ребё нок уже начал реагировать и отзываться на контакт:

Непременно параллельно расширяйте знания ребёнка об окружающем – начиная с самого простого – порядка одевания и раздевания, умения держать ложку, правильного порядка приготовления пищи, порядка умывания (встали-пошли в ванну – включили воду, намылили руки с мылом-ополоснули - достали щётку - пасту-открыли колпачок-положили его на раковину-выдавили пасту на щётку-закрыли пасту- чистим зубы-прополоскали рот-умылись-прополоскали руки-вытираем лицо полотенцем); точно по тому же сценарию обучайте день за днё м обыденные события: поход на прогулку, последовательность стирки белья в стиральной машине, (тут последовательность одевания нужно закреплять сначала по фотографиям одежды Вашего ребёнка, сделайте альбом, переворачивая страницы этого альбома ребё нок снимает по одной вещи: обувь-шапка-шарф-куртка-кофта-брюки-колготки, затем можно использовать самостоятельно изготовленные даже чёрно-белые карточки; иногда делайте что-нибудь не правильно, побуждая ребёнка поправить Вас; совместно изготавливайте книжки и альбомы об интересующих ребёнка вещах, играх, событиях. Развивайте мелкую моторику рук (лепить, рисовать красками, начиная с самого простого – как держать кисточку, набирать краску, рисовать кистью полоски, примакивания кисточкой, штрихи сверху-вниз карандашом, обыгрывайте ситуацию – «дождь» пошёл, вместе с ребёнком «рука в руке» разрезайте полоски бумаги ножницами, рвите полоски бумаги, играйте фонариком, зеркальцем, водой; играйте крупой, пересыпайте фасоль, горох, крупы, песок; нанизывайте макароны на нитку «бусы маме», нанизывайте крупные бусины – только непременно) под присмотром во избежание проглатывания! Лепите из пресного теста, солёного теста, конструируйте из коробок, рисуйте восковыми мелками, фломастерами, ищите различные игры и занятия, которые нравятся ребёнку и расширяйте их сюжет, обогащайте новым смыслом (игры на сенсорное развитие, физическое развитие, мелкую моторику и мускулатуру кисти, на формирование элементарных математических представлений, представлений об окружающем мире – квартире, доме, семье, дворе, где живёте, переходе через дорогу, правилах поведения в магазине и покупке продуктов и их названия и т. д.) В процессе совместного любимого дела НЕ ЗАБЫВАЙТЕ – не делайте работу за него, вовлекайте в дело, начав его сами у него «на глазах».

Обязательно получите консультации логопеда, дефектолога, детского невролога и детского психиатра.

Нет такой вещи, как ложная надежда, но есть ложное отчаяние. Время – враг ребенка с РАС. Каждый день без улучшений – ухудшение, так как его сверстники развиваются, а он отстает еще больше. Никогда не делайте с ребенком того, чего Вы не понимаете или с чем не полностью согласны. Объясняйте ребенку все, что Вы делаете, и почему делаете. Доверяйте себе. Вы знаете своего ребенка лучше, чем кто-либо другой. Верьте в своего ребенка – тогда у Вас все впереди, и Вам нечего терять. Ваш ребенок крепче, чем Вы думаете. Ваш ребенок – самый храбрый член Вашей семьи. Ваш ребенок с аутизмом заслуживает лучшего – ищите это, найдите это и добейтесь этого для него, во что бы то ни стало. Никогда, никогда, никогда, никогда не сдавайтесь! (по Гленну Доману).

Успехов Вам и ребёнку в шагах навстречу другу, ведь от того, чего боишься, стоит либо по возможности бегать — в чём немного достоинства, да и получается не всегда,— либо набраться смелости и шагнуть навстречу, а там будь что будет, потому что самый трудный шаг — это именно шаг навстречу, шаг который изменит жизнь ребёнка и Вашу жизнь навсегда!

Публикации по теме:

Безбарьерная среда: сопровождение ребенка с ОВЗ в детском саду Беляева Любовь Николаевна МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 161», учитель-логопед,воспитатель «Безбарьерная среда»: сопровождение.

Индивидуальная карта и маршрутное сопровождение одаренного ребенка. Индивидуальная карта и маршрутное сопровождение ребёнка дошкольного возраста с признаками одарённости Дошкольное образовательное учреждение:.

Конспект занятия в семейном клубе «Мудрое сопровождение ребенка. Воспитание ребенка в народных традициях» Конспект семейного клуба «Мудрое сопровождение ребенка», март 2015год Тема «Воспитание ребенка в народных традициях». Воспитатель 2 младшей.

Логопедическое сопровождение ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата В настоящее время дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата все больше интегрируются в общеобразовательную среду. Обучающиеся с НОДА.

Психолого-логопедическое сопровождение ребенка с РАС Пояснительная записка Какие он дети аутисты? Что скрывается за их отрешенным, красивым лицом, за их «странными», непонятными поступками?.

Презентация на тему «Раннее выявление детей с ОВЗ и их комплексное сопровождение» С каждым годом растёт число детей, имеющих отклонения в психологическом и речевом развитии. Очень часто родители не замечают, что их ребёнок.

Программа Сенсорного воспитания детей дошкольного возраста с проблемами в развитии. ПРОГРАММА Сенсорного воспитания детей дошкольного возраста с проблемами в развитии. (из опыта работы) Составила воспитатель.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с нарушением интеллекта как психолого-педагогическая проблема Проблемы семьи, имеющей ребенка с нарушением интеллекта, проявляются в различных сферах ее жизни. В истории развития человечества взаимоотношения.

Комплексное сопровождение детей раннего возраста с ОВЗ: развитие коммуникативной и речевой сфер Использование логопедических сказок в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста с ОВЗ. Слайд 1 Работая на логопедическом пункте.

Возрастные отклонения в развитии речи ребенка. Как определить отклонения в речевом развитии ребенка? Активная речь ребенка проходит несколько этапов развития. Самым первым проявлением речи ребенка является крик. 2-3 месяца. На смену крику.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплексное сопровождение ребенка с проблемами в развитии
Опубликовано: 19 декабря 2017 в 10:36
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Комплексное сопровождение ребенка с проблемами в развитии» (включая файлы) размещена пользователем Елена Багнюк (УИ 194237) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД