машукова дарья
Психологическое сопровождение участников ОО. Коррекция агрессивного поведения в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекция агрессивного поведения в дошкольном образовательном учреждении
Педагог – психолог МБДОУ «Д/с «Подснежник»
г. Абакан
Машукова Д. Р.
Пояснительная записка.
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом.
Публикация «Психологическое сопровождение участников ОО, Коррекция агрессивного поведения в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах
Современные данные показывают, что в России увеличилось число людей, проявляющих в поведении агрессивные тенденции и стремления. В первую очередь это объясняется социально-психологическим фоном жизни, который и определяет выбор соответствующего типа коммуникативного взаимодействия – агрессивного, защитного. Рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей.
Серьезную обеспокоенность педагогов вызывает омоложение агрессивных проявлений в детско-подростковой субкультуре. Сегодня устойчивые формы агрессии можно наблюдать даже среди дошкольников.
Проявление агрессивности - одна из частых проблем в среде детского коллектива. Те или иные формы ее характерны для большинства дошкольников. Но у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал, сужаются возможности полноценного общения, деформируется личностное развитие.
Агрессивность, в разной степени, присуща каждому человеку, в том числе детям, которые еще не научились контролировать свое поведение, и в наше время недостаточно нравственно воспитаны. Сталкиваясь со случаями агрессии, многие педагоги дошкольных образовательных учреждений затрудняются в выборе адекватных средств реагирования. Теоретическая подготовка педагогов к работе с агрессивными детьми, знания воспитателей ДОУ приемов саморегуляции эмоциональных состояний часто бывают недостаточны.
Профилактическая работа с агрессивными детьми должна быть направлена на устранение причин агрессивного поведения, а не ограничиваться лишь снятием внешних проявлений нарушенного развития. Современный подход к профилактике агрессивности это не подавление агрессивного поведения у детей как деструктивной формы поведения, а совокупность педагогических действий, направленных на научение ребенка способам конструктивного взаимодействия.
Цель программы: снизить проявление агрессивности в поведении детей на основе выстраивания конструктивного отношения к миру.
Задачи:
- снять эмоциональное напряжение, возбуждение и аффективные реакции детей;
- формировать эмоциональное осознание своего поведения;
- обучить детей навыкам самоорганизации и саморегуляции действий поступков эмоциональных состояний;
- формировать социально приемлемые, адекватные способы выражения гнева и агрессивности;
- развивать умение распознавать эмоциональное состояние другого человека;
- развивать коммуникативные способности, обогатить опыт общения навыками конструктивного, адекватного поведения;
-воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру.
Ожидаемые результаты проекта.
У воспитанников:
- снижение агрессивности;
- развитие способности сочувствовать, понимать себя и другого человека;
- развитие коммуникативных навыков.
У родителей:
- повышение компетентности родителей в вопросах взаимодействия с агрессивным ребенком, а также в вопросах нравственного воспитания детей.
У педагогов:
- повышение педагогической компетентности воспитателей по проблемам взаимоотношений детей в группе и детской агрессивности.
Этапы реализации
Месяц / Этап Работа с детьми Работа с педагогическим коллективом Работа с родителями Работа с документацией
1. Вводный
Октябрь
Сбор информации по проблеме детской агрессивности. - постановка цели и определение задач проекта;
- изучение педагогической литературы;
- подбор диагностического материала;
- подбор информации для консультаций;
- разработка перспективного плана мероприятий проекта.
2. Основной
октябрь-ноябрь-декабрь
В течении года, не реже 1 раза в две недели
В течении года
диагностическое
исследование
коррекционно-развивающая работа с сформировавшейся группой (игровые сеансы, сказкотерапия, проигрывание ситуации, этюды);
- комплекс занятий для снятия агрессивного поведения
диагностическое
исследование:
- исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия.
Повышение компетентности по проблемам общения дошкольников и агрессивного поведения у детей :
- индивидуальные консультации по запросу и по итогам диагностики;
- памятки, рекомендации диагностическое
исследование (Диагностика коммуникативной толерантности)
Повышение компетентности по проблемам общения дошкольников и агрессивного поведения у детей :
- консультация для воспитателей;
- памятки, оформление стенда педагога – психолога по тематике.
- Обработка полученных в ходе диагностического исследования данных;
- написание выводов и заключений.
- заполнение журнала учета коррекционно – развивающей работы
- заполнение журнала учета просветительской работы
3. Итоговый
Апрель- май
Май Мониторинг, анализ эффективности проектной работы
- диагностическое обследования детей. - сравнительный доклад по результатам диагностического обследования
Основные этапы профилактических и коррекционных занятий
1. Ритуал приветствия. Позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия.
2. Разминка (психогимнастика, музыкотерапия, танцевальная терапия, телесная терапия, пальчиковые игры). Выполняет важную функцию настройки на предстоящую деятельность, позволяет активизировать детей,поднять их настроение, способствует снятию эмоционального возбуждения.
3. Расслабление. Позволяет снять напряжение детского организма. Настрой на работу.
4. Основная часть (игротерапия, сказкотерапия, проигрывание ситуации, этюды). Приоритет отдаётся многофункциональным техникам, направленным одновременно на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. Последовательность предъявления упражнений предполагает чередование деятельности; упражнения располагаются в порядке от сложного к простому.
5. Рефлексия (оценка,беседы). Даются две оценки: эмоциональная (понравилось, не понравилось, было хорошо, плохо, почему) и смысловая (почему это важно, зачем мы это делали).
Проводить занятия рекомендуется один раз в неделю. Педагог в процессе работы с детьми может в свободное время применять отдельные части занятий (так же 1 занятие в неделю).
Основные методы
Программа основана на следующих психологических методах.
Диагностическое исследование:
• Для педагога – психолога :
Структурализированное наблюдение (по А. А. Романову).
• Для педагогов:
1. Анкетирование воспитателей «Критерий агрессивности ребенка» (Г. П. Лаврентьевой, Т. М. Титаренко);
2. Диагностика коммуникативной толерантности (В. В. Бойко)
• Для родителей:
1. Беседа с родителями дошкольников;
2. Диагностика методом «Социометрии».
• Для воспитанников:
1. Диагностическое тестирование «Сказка» (Л. Дюсс);
2. Проективные методики «Несуществующее животное», «Семья животных», «Дом, дерево, человек» (А. Л. Венгер).
Коррекционно-развивающая работа :
Для воспитанников:
• Комплекс занятий для снятия агрессивного поведения
• Игровые сеансы («Мостик», «Две гири», «Мирилка», «Ступеньки», «Коврик мира», «Коробка дружбы», «С кем я подружился», «Я хочу с тобой подружиться»).
• Сказкотерапия;
• Проигрывание ситуации;
• Этюды («Прощение», «Поссорились и помирились», «Вежливый ребёнок», «Солидарность», «Цветок»).
Для педагогов:
• Консультация для воспитателей «Как работать с агрессивными детьми»;
• Памятки «Общение», «Как научить детей общаться», «Агрессивный ребенок».
Для родителей:
• Консультации по запросу;
• Памятки «Секреты конструктивного общения», «Как помочь ребенку стать дружелюбным.
Примеры игровых сеансов
- «Мостик» - любая проблема создаются двумя противоборствующими сторонами, каждая из которых стремиться доказать, что она – единственно правая в споре. Задача каждого участника сделать встречные шаги, выстроить «мостик», который поможет объединить людей, их желания и стремления, поможет привести их к общей цели, которая затем и должны быть сформулирована.
Например: Коля и Миша (5 лет) хотят рисовать красным карандашом, каждый стремиться взять его себе. «Мостиком» в этом случае является либо их договоренность рисовать по очереди, либо желание уступить другому.
Общая цель: сохранить дружеские взаимоотношения.
- «Две гири» - оценивая свое желание, ребенок может высказать свои предположения по итогам реализации задуманного с положительными последствиями и с отрицательными последствиями. В этом случае на весы ставят две гири ребенок перечисляет на одной «чаши весов» положительные результаты достижения желаемого, а на «второй» отрицательные последствия. Что выберет ребенок?
Дать игрушку (+) Не давать (-)
Саша будет со мной дружить. Саша не будет со мной дружить.
Потом уступит свою игрушку. Будет играть с другими детьми.
Будет играть вместе с ним. Все будут меня дразнить.
- «Ступеньки» - обсуждаю проблему, дети могут проговаривать не только свои собственные шаги, но и предвидеть реакцию на них другого человека, последствия того или иного своего шага. Обсуждение происходит виде «лесенки», поднимаясь по которой ребенок может выстроить логическую цепочку логических рассуждений снизу вверх.
Например:
4. Миша скажет: «Давай по очереди возить грузы».
3. Я скажу Мише: «А давай играть вместе?»
2. Миша скажет: «Не дам, я сам играю».
1. Я попрошу у Миши машинку.
Коврик мира
Цель:
Научить детей стратегии переговоров и дискуссий в разрешении конфликтов в группе. Само наличие «коврика мира» в группе побуждает детей отказаться от драк, споров и слез, заменив их обсуждением проблемы друг с другом.
Ход игры.
Для игры необходим кусок тонкого пледа или ткани размером 90 х 150 см или мягкий коврик такого же размера, фломастеры, клей, блестки, бисер, цветные пуговицы, все, что может понадобиться для оформления декорации.
Педагог. Ребята, расскажите мне, о чем вы спорите иногда друг с другом? С кем из ребят вы спорите чаще других? Как вы чувствуете себя после такого спора? Как вы думаете, что может произойти, если в споре сталкиваются различные мнения? Сегодня я принесла для нас всех кусок ткани, который станет нашим «ковриком мира». Как только возникнет спор, «противники» могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы. Давайте посмотрим, что из этого получится. (Педагог кладет в центре комнаты ткань, а на нее — красивую книжку с картинками или занятную игрушку.) Представьте себе, что Катя и Света хотят взять эту игрушку поиграть, но она — одна, а их — двое. Они обе сядут на «коврик мира», а я присяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них пока не имеет права взять игрушку просто так. (Дети занимают место на ковре.) Может, у кого-то из ребят есть предложение, как можно было бы разрешить эту ситуацию?
После нескольких минут дискуссии воспитатель предлагает детям украсить кусок ткани: «Сейчас мы можем превратить этот кусок в «коврик мира» нашей группы. Я напишу на нем имена всех детей, а вы должны помочь мне его украсить».
Вопросы для обсуждения:
— Почему так важен для нас «коврик мира»?
— Что происходит, когда в споре побеждает более сильный?
— Почему недопустимо применение в споре насилия?
— Что вы понимаете под справедливостью?
"Мирилка"
Цель:
Литературное пособие "Мирилка" для детей 3-6 лет для формирование у детей умения устанавливать и поддерживать контакты со сверстниками и взрослыми на основе уважения, принятия и справедливого подхода сотрудничества, социальной нравственной компетентности у детей, содействие становлению атмосферы доверия и принятия.
I вариант.
Мирилка-подушечка с аппликативной методикой. Если дети не находят в чем-то согласия - "Мирилка" приходит на помощь. Дети кладут свои ладошки на подушку и произносят заветные слова: "Мирись, мирись, мирись и больше не дерись, а просто улыбнись".
II вариант.
"Мирилка" - вязанная, полуплоскостная игрушка, представляющая собой двух веселых "головоножек" с руками. Одна пара рук сцеплена и расположена на подушечке в виде перчатки. Эта игрушка носит многофункциональный характер и может быть использована во многих видах детской деятельности.
"Коробка дружбы"
Цель:
Развивает невербальные средства общения. Помогает сближению детей, стимулирует проявление внимания к сверстникам; тревожным, неуверенным, дает возможность сделать шаг к новым контактам.
Для игры нужна коробка с прорезанными по бокам 4-6 отверстиями по размеру детской руки.
I вариант.
"С кем я подружился"
Дети - 4-6 участников засовывают ручки в коробку (ее поддерживает ведущий, закрывают глаза, затем находят чью-то руку, знакомятся с ней, а потом угадывают с чьей рукой они познакомились и подружились.
II вариант
"Я хочу с тобой подружиться"
Дети стоят вокруг коробки. Ведущий предлагает или без слов только с помощью взгляда договориться с кем бы они хотели подружиться (каждый участник выбирает одного). Далее ребятам предлагается просунуть руку в прорезь и на ощупь найти руку того ребенка с кем договорились взглядом.
4. Куклы гном Весельчак и гном Грустинка
Цель:
Обучение детей навыкам эффективного разрешения конфликтных ситуаций.
С помощью кукол можно смоделировать различные конфликтные ситуации и вместе с детьми найти пути и способы их разрешения
Используемая литература
1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. -М. : Просвещение, 1987.-144 с.
2. Берковиц Э. Агрессия : причины, последствия, контроль. - СПб. : Прайм-Еврознак,2002.-512 с.
3. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. Пео. С нем. – М. : Педагогика, 1991.-321 с.
4. Запорожец А. В. Эмоциональное развитие дошкольника. -М. : Просвещение, 1985.-135 с.
5. Захаров А. И. предупреждение отклонений в поведении ребенка. 3 изд. Испр. (Психология ребенка). СПБ. : Союз, лениздат, 2000.
6. Захаров В. И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка / Под ред. Кошелевой А. Д. -М. : Просвещение,1993.-115 с.
7. Калинина Р. Тренинг развития личности дошкольника : занятия,игры,упражнения. -СПб. : Речь, 2002.-86 с.
8. Лещинский В. М., Кульневич С. В. Учимся управлять собой и детьми. -М. : Просвещение, 1995.- 240 с.
9. Лютова Е., Монина Г. Основы конфликтологии. Ижевск: изд-во УдГУ, 2000.
10. Панфилова М. А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. - М. : Гном- Пресс, ГНОМ и Д, 2005.-160с.
11. Панфилова М. А. Марсиане: игровой комплекс для агрессивных детей и подростков // Школьный психолог. -2001.- №18.- С. 45.
12. Семенака С. И. Уроки добра : коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. 2-е изд. Испр. И доп. М: Инфра-М., 1999.
13. Семенака С. И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет. М. : Аркти, 2003. (развитие и воспитание дошкольника).
14. Чистякова М. И. Психогимнастика. - М. : Владос, 1990.- 127 с.
15. Шиманская М. А. Агрессивный ребёнок : кто он и как ему помочь? // Дошкольная педагогика. - 2005.- №4.-С. 50.