Кристина Лейтнер
Профилактика тревожного поведения у детей 5–7 лет средствами психогимнастики
▼ Скачать
ПРОФИЛАКТИКА ТРЕВОЖНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ
СРЕДСТВАМИ ПСИХОГИМНАСТИКИ
Лейтнер К. А., (Лейтнер К. А.) студент, ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г. И. Носова»,
воспитатель «Детский сад «Калинка» п. Харьковский, Агаповского района Челябинская область
PREVENTION OF DISTURBING BEHAVIOR IN CHILDREN
5-7 YEARS MEANS PSIHOGIMNASTIKI
Публикация «Профилактика тревожного поведения у детей 5–7 лет средствами психогимнастики» размещена в разделах
Аннотация: Рассмотрены подходы к определению термина «тревожность». Выделены характерные особенности детей дошкольного возраста с тревожным поведением. Психогимнастика обозначена как эффективное средство профилактики тревожного поведения детей 5-7 лет. Представлены рекомендации по работе с тревожными детьми.
Abstract : Approaches to the definition of the term "anxiety"are considered. The characteristic features of children of preschool age with disturbing behavior are allocated. Psihogimnastiki identified as an effective means of preventing the alarming behavior of 5-7 year old children. Presents guidelines for working with anxious children.
Ключевые слова: тревожность, психогимнастика, профилактика, старший дошкольник
Keywords : anxiety, anxiety behavior, psychogymnastics, prevention, senior preschooler
Практически на любом этапе развития личности у детей наблюдается повышенная тревожность, которую можно связать с возникающими проблемными ситуациями. Результаты современных исследований в данной области показали, что проявления тревожности стала более глубокой и личной. Следовательно, необходимо углубленное изучение возникшей трудности.
В настоящее время повышенная тревожность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом.
Старший дошкольник отличается повышенным беспокойством, связанным с переходом от игровой деятельности к учебной, неуверенностью при выполнении заданий, эмоциональной неустойчивостью связанной с большим количеством массовой информации, кино и интернет, которые регулярно пропагандируют культ насилия. Гиперопека, или наоборот не хватка вни мания со сторо ны родителе й повышают у ребе нка уровен ь тревожност и.
Таким образо м, тревожность, к ак фактор э моционально й нестабил ьности, высту пает одним из ос новных моме нтов препятст вующих раз витию эмоц ионально-во левой, поз навательно й сферы и ст ановлению э моционально- личностных к ачеств ребе нка. Особе нно опасны м в этом от ношении, я вляется до школьный возр аст, сопро вождаемый кр изисом раз вития и сме ной социал ьной ситуа ции. Поэто му проблем а детской тре вожности и в особе нности ее корре кции на со временном эт апе являетс я весьма а ктуальной.
В отечестве нной педаго гике и пси хологии проб лемой трево жности зан имались : Л. С. В ыготский, С. Я. Рубинште йн, П. Я. Г альперин, Л. И. Божович, М. М. Кол ьцова, В. С. Му хина, Т. А. Ко миссаренко, Н. Д. Левитон.
Большое вн имание так же уделялос ь разработ ке способо в преодоле ния тревож ности. Дан ного вопрос а касались: Л. И. Божович, М. М. Кол ьцова, В. С. Му хина, Т. А. Ко миссаренко, М. И. Лисина.
В психолог ии сущест вуют различ ные подход ы к опреде лению терм ина «трево жность». По нятие «тре вожность» в первые было о писано З. Фре йдом и опре делялось к ак «…готов ность к оп асности, в ыражающаяс я в повыше нном сенсор ном вниман ии и моторном н апряжении, а т акже непри ятное эмоц иональное пере живание, я вляющееся с игналом ант иципируемо й опасност и» [5, С. 47]. В д альнейшем тер мин «трево жность» р ассматрива лся как бо язливость, стр ах, тревог а.
Различают тре вожность к ак эмоцион альное состо яние и как усто йчивое сво йство, черту л ичности ил и темпераме нта.
По определе нию Р. С. Немова: «Тревожност ь - постоя нно или ситу ативно про являемое с войство че ловека при ходить в состо янии повыше нного беспо койства, ис пытывать стр ах и трево гу в специф ических со циальных с итуациях» [ 3, C. 148].
По определе нию А. В. Петровского: «Тревожност ь - склонност ь индивида к пере живанию тре воги, хара ктеризующа яся низким поро гом возник новения ре акции трево ги; один из ос новных пар аметров ин дивидуальн ых различи й. Тревожност ь повышена пр и нервно-пс ихических и со матических з аболевания х, а также у з доровых лю дей, переж ивающих пос ледствия психотравмы, у многих гру пп лиц с от клоняющимс я субъекти вным прояв лением неб лагополучи я личности» [4, C. 245].
С позиции н ашего иссле дования, «Тре вожность» - это по вышенная с клонность ребе нка испыты вать опасе ния и беспо койство.
У детей ст аршего дош кольного возр аста трево жность воз никает всле дствие фрустр ации потреб ности в на дежности, з ащищенност и со сторо ны ближайше го окружен ия и отраж ает неудов летворенност ь именно это й потребност и, которую мо жно рассматр ивать в это м возрасте к ак ведущую. В эт и периоды тре вожность е ще не являетс я собствен но личност ным образо ванием, он а представ ляет собой фу нкцию небл агоприятны х взаимоот ношений с б лизкими взрос лыми.
Выделим хар актерные особе нности ребе нка с трево жным поведе нием :
- неуверен ность в себе и с воих посту пках;
- заниженн ая самооце нка;
- напряжен ный взгляд;
- тихий го лос;
- сложност ь в концентр ации внима ния;
- пассивност ь;
- страх пере д неизвест ным, новым;
- напряжен ность;
- нарушени я сна;
- склонност ь обвинять с амого себя;
- болезнен ная реакци я на крити ку;
- наличие со матических р асстройств ор ганизма, т аких как бо лезненные ощущения в животе, го ловные бол и, снижение то нуса мышц но г.
Так как физ ическое здоро вье образует нер азрывное е динство с пс ихическим з доровьем и э моциональн ым благопо лучием, то оз доровитель ную направ ленность до лжна иметь вс я жизнедеяте льность ребё нка в ДОО. Н аиболее эффе ктивной здоровьесберегающей технологие й направленной на профила ктику трево жного пове дения стар ших дошкол ьников яв ляется психогимнастика, которая создает бо гатейший потенциал для р азвития сфер ы эмоций ребё нка. Психогимнастика призвана ре шать вопрос ы создания ус ловий для пс ихического б лагополучи я каждого ребе нка, поощр яя способност ь к самовыр ажению. Этот тер мин попал в до школьную пе дагогику б лагодаря И. М. Чистя ковой, котор ая являетс я автором одноимённо й книги «Психогимнастика». Психогимнастика трактуетс я там, как «курс специ альных зан ятий (этюдо в, упражне ний, игр, н аправленны х на развит ие и корре кцию различ ных сторон л ичности ребе нка (как ее поз навательно й, так и э моционально- личностной сфер ы)» [6, C. 5]. По И. М. Ч истяковой, это «выразитель ные движен ия», котор ые можно обоз начить, ка к характер ные моторн ые реакции, в ключающие м имику, жест ы, пантоми мику. Психогимнастика для детей пре дставляет собо й курс зан ятий, напр авленный н а развитие и корре кцию позна вательной и э моционально- личностной сфер ы. Главной це лью психогимнастики можно наз вать сохра нение детс кого психичес кого здоровья, а т ак же предот вращение р асстройств психики. Зан ятия с испо льзованием э лементов психогимнастики показаны дет ям с чрезмер ной утомляе мостью, за мкнутостью, находяшимся на границе з доровья и бо лезни. Но и не ме нее важно ис пользовать психогимнастику в профила ктической р аботе и со з доровыми дет ьми с цель ю психофиз ической разр ядки. Также ну жно включат ь занятия психогимнастикой в дни, ко гда заплан ированы за нятия с высо кими интел лектуальны ми или пси хоэмоциона льными нагруз ками. В хо де занятий с э лементами психогимнастики дети учатс я действов ать в выбр анном темпе, ор иентироват ься в простр анстве, на прягать и р асслаблять р азные груп пы мышц. В ыполнять д вижения в о пределенно й последов ательности, а а ктивная работ а мышц лиц а и тела обес печивает р азрядку эмо ций. Включе нные упраж нения по психогимнастике в физкультур ное занятие по могают соз дать добро желательну ю атмосферу, с нять напря жение, уст алость, за комплексов анность, устр анить замк нутость, прео долеть засте нчивость. У дете й быстрее р азвивается п ластика, коор динация дв ижений Психогимнастику можно испо льзовать в к ачестве ре лаксации пос ле интенси вных нагрузо к, в качест ве оживлен ия в работе, а т ак же как с амостоятел ьный вид гру пповой и и ндивидуаль ной работы. В з ависимости от пост авленных з адач и сфере пр именения в ыбираются соот ветствующие у пражнения. Пр иведё м при мер нескол ьких упраж нений:
Упражнение н а расслабле ние группы м ышц: «Кораб лик»
Дети должн ы представ ить, что о ни на кораб ле. Чтобы не у пасть, расст авить широ ко ноги. Пр ижать снач ала правую но гу к полу, з атем левую но гу. Руки с цепить за с пиной. Ста ло палубу к ачать, Ногу к п алубе – прижать! Кре пче ногу пр ижимаем, а другую расс лабляем!
Упражнение н а снятие э моционально го и мышеч ного напря жения: «На дувала кош ка шар»
Дети наход ятся в расс лабленной позе, о ни изображ ают сдувшиес я шарики. Взрос лый произнос ит текст: Н адувала ко шка шар (дет и выпрямля ют туловище, н адувают щё ки, А котё нок ей меш ал: Подоше л и лапкой – то п! А у кош ки шарик – лоп! («Шарики» со з вуком сдув аются и воз вращаются в ис ходное поло жение).
Упражнения н а релаксац ию с сосре доточением н а дыхании: "З адуй свечу"
Глубоко вдо хнуть, наб ирая в лег кие как мо жно больше воз духа. Зате м, вытянув губ ы трубочко й, медленно в ыдохнуть, к ак бы дуя н а свечу, пр и этом длите льно произ носить зву к “у”.
Благодаря пр именению психогимнастики на физкул ьтурных за нятиях у дете й появился и нтерес к з анятиям, по явились на выки самоко нтроля, улуч шилась коор динация дв ижений. Дет и стали ме ньше болет ь, более ус пешно прохо дила их со циализация.
Таким образо м, выбранн ая нами систе ма работы до казала сво ю эффектив ность. С у веренность ю можно ск азать, что в идна полож ительная д инамика уро вня развит ия детей. По явилась выр азительност ь в мотори ке, появилс я эмоциона льный откл ик на физичес кую активност ь. Дети ст ановятся бо лее внимате льными и в ыдержанным и.
Рекомендации пе дагогам и ро дителям по р аботе с тре вожными дет ьми:
Поручение, которое д ается ребе нку, должно соот ветствоват ь его возмо жностям. Пре длагая выпо лнить слиш ком сложные, не посильные з анятия, вы з аранее обре каете ребе нка на неус пех, а, сле довательно, н а снижение с амооценки, н а неудовлет воренность собо й.
Повышать с амооценку тре вожного ребе нка, для че го любая де ятельность, пре длагаемая ребе нку, должн а предварят ься словам и, выражаю щими увере нность в е го успехе (“У теб я это получ ится”, “Ты это у меешь хоро шо делать”). Пр и выполнен ии заданий необ ходим общи й положите льный эмоц иональный фо н.
Недопустимо ср авнивать ребе нка с кем- либо, особе нно, если это ср авнение не в е го пользу. Ср авнение до лжно быть то лько с собст венными ус пехами и неу дачами ребе нка
Желательно не ст авить трево жного ребе нка в ситу ации сорев нования, пуб личного высту пления.
Ситуация пуб личного высту пления так же являетс я стрессово й, поэтому не с ледует наст аивать на то м, чтобы ребе нок отвеча л перед все й группой: е го ответы мо жно выслуш ать индиви дуально.
Предлагая ребе нку задание, необ ходимо подроб но выстраи вать пути е го выполне ния, соста вить план: что м ы делаем се йчас, что пото м и т. д.
Осторожно и доз ировано ис пользовать кр итику, т. к. тре вожные дет и болезнен но реагиру ют на нее. Ст арайтесь не ст ыдить ребе нка, особе нно в присутст вии его од нокласснико в.
По возможност и объясняйте но вый матери ал на знако мых пример ах.
Чаще обращ айтесь к ребе нку по име ни.
Хвалите ребе нка даже з а незначите льный успе х.
Будьте такт ичны с ребе нком, уваж ительно и тер пеливо относ итесь к его и нтересам, особе нностям, то му, что его бес покоит, за нимает его в нимание.
Учите ребе нка активно, поз итивно вза имодейство вать с окру жающими, не бо яться проя влять иниц иативу в об щении.
Предлагаем пе дагогам и ро дителям ис пользовать: эт юд «Кораблик», упражнение «Избавление от тревог», игра «Волшебник сна», упражнение «Коробка переживаний», упражнение «Ласковые лапки», игра "Воздушный шарик".
Покажите на своем примере, как можно с пользой (обмениваясь положительными эмоциями, полезной информацией) обратиться и к совсем посторонним людям (продуктивный и позитивный диалог в магазине, транспорте, на улице). Вы можете давать ребенку доступные для его возраста поручения, требующие контакта с другими людьми: передать деньги продавцу, кондуктору, сказать спасибо при получении товара, спросить цену и так далее. Конечно, сначала в таких ситуациях нужно всегда быть рядом с ребенком, чтобы он чувствовал вашу поддержку и веру в него.
Таким образом, нами рассмотрены характерные особенности ребенка 5-7 лет с тревожным поведением, предложены рекомендации для педагогов и родителей. Разработан комплекс игр и упражнений на снятие тревожного поведения у детей старшего дошкольного возраста, который найдет свое применение в работе педагогов ДОО.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - М. : Прайм-Еврознак, 2003. – С. 672
Джос, Ю. С., Рысина, Н. Н. Характеристика взаимоотношений в семье с детьми, имеющими трудности обучения и расстройства поведения/ Ю. С. Джос; Н. Н. Рысина. - Новые исследования. 2010. Т. 1. № 23. - С. 38
Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии 2-е изд. — М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – С. 148
Психология. Словарь. / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. - Минск: изд. Харвест, 1997. – С. 245
Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989. – С. 47
Чистякова М. И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова. —2-е изд. - М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 160 с