Светлана Башкеева
Статья «Приоритеты в выборе развивающей деятельности с детьми раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
В современном обществе актуальны вопросы развития детей раннего возраста. Родители стремятся как можно раньше научить малышей читать, считать и говорить на иностранных языках. Достаточно посмотреть рекламные тексты центров раннего развития, стремящихся оправдать запрос родителей, чтобы убедиться: настало такое время, когда приходится убеждать взрослых не пренебрегать организацией действенных контактов малыша с окружающим миром – миром ощущений, эмоций, практики.
Публикация «Статья „Приоритеты в выборе развивающей деятельности с детьми раннего возраста“» размещена в разделах
Мозг ребенка развивается неравномерно. Различные зоны коры формируются в разном возрасте. В первый год жизни развиваются центры ощущений и движения, расположенные в затылочных и височных долях головного мозга: ребенок учится видеть, слышать, чувствовать, а также управлять своим телом. До 3 лет идет активное доформирование зон восприятия. Это более сложный процесс, чем простое ощущение: ребенок должен не только увидеть предмет или услышать звук, но и узнать их; одновременно он учится узнавать изображение предмета на картинке и слово, обозначающее его.
У каждой функции есть свои «чувствительные» периоды, в которые она успешно развивается. Если пытаться развить ее раньше, то это произойдет за счет неадекватных усилий (ребенок будет заниматься непонятным, не очень интересным и не нужным ему делом только для того, чтобы не потерять интереса родителей к себе, а если время ушло, то функция толком не развивается и можно только привить навык.
Этапы развития детского мышления также имеют свои закономерности. Важнейшим условием последующего развития логического мышления является успешное прохождение стадии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Чтобы вырастить умного малыша, то обучать его нужно, прежде всего, не читать и считать, а видеть и слышать окружающий мир. То есть для ребенка до 3 лет важнее всего будут занятия, активно задействующие органы его чувств: восприятие, тактильную чувствительность, движения и такие эмоционально насыщенные занятия, как совместные игры и всякие детские праздники.
Часто при ориентации на раннее обучение именно интеллектуальным занятиям отдается приоритет. Ведь интеллектуальные занятия организовать намного проще, чем детский праздник, либо какую-нибудь игру во дворе, например, возню с глиной или изготовление поделок дома. Кроме того, интеллектуальные занятия забирают энергию (от учебы ребенок устает, а эмоционально насыщенные игры эту энергию возвращают.
Рассмотрим последовательно организацию взрослыми активности, важной для развития ребёнка.
В первом полугодии жизни, чтобы вызвать у ребенка интерес к окружающим предметам, следует вводить их в процесс общения. Нужно стараться обратить его внимание на игрушку, поворачивая ее разными сторонами, встряхивая, перемещая в разных направлениях. Когда ребенок сможет подолгу рассматривать игрушку и следить за ее перемещениями, предмет можно подвесить на удобном для восприятия расстоянии и оставить малыша наедине с ним.
Для совместного наблюдения подходят заводные игрушки, яркие картинки.
Показываем детям разные способы использования игрушек. Во втором полугодии дети опираются в основном на внешние физические свойства предметов, действуя со всеми игрушками одинаково – рассматривают, ощупывают, лижут, сосут. Помимо изучения предметов с помощью глаз и рта во втором полугодии жизни дети начинают активно пользоваться руками – тискают мягкие предметы, трогают и ощупывают мелкие детали, размахивают игрушкой, стучат ею по полу, столу, стене. Взрослый должен открыть ребенку специфические свойства предметов, дать образцы разнообразных и интересных действий с ними: круглый мяч катать, кубики ставить один на другой, кольца пирамиды нанизывать на стержень, резинку растягивать, мелкие предметы складывать в коробочку. Специфические манипуляции дают ребенку возможность гораздо более разностороннего познания вещей, благодаря чему он сосредоточенно и подолгу играет.
Когда малышу исполнится один год, взрослый должен переключать внимание с себя на предмет: показывать его малышу, поворачивать разными сторонами, производить с ним несколько простейших действий (встряхивать, вызывать звучание, движение). Следует по очереди выполнять различные действия с предметами. Все действия ребенка должны одобряться и поддерживаться. Следует поощрять ребенка за инициативные проявления.
Взрослый должен знакомить малыша с внешними, физическими свойствами предметов, вырабатывать у него специфические действия для обнаружения таких свойств (игра в мяч, катание коляски, исследование звучащих предметов и т. д.).
Прививаем ребенку отношение к действиям взрослых как к образцу поведения.
С полутора лет создаем предметную ситуацию типа «кукла и кроватка», «песок и формочки», «машинка и кубики» и т. п. Первоначально взрослый сам предлагает детям несложные сюжеты, разыгрывает их перед малышами, вовлекая детей в совместную игру. Постепенно он уступает инициативу ребенку, позволяя ему воспроизвести увиденное. При этом взрослому следует находиться рядом, так как в его отсутствие игра маленьких детей, как правило, распадается.
Предложение ребенку вариантов замещения одних предметов другими, так как главной особенностью игры является действие в воображаемой ситуации с использованием предметов-заместителей. Необходимо поощрять все инициативные действия малыша в этом направлении.
Кроме перечисленных видов активности не следует забывать про знакомство с миром природы – на прогулке, на даче, дома (игры с природными материалами) и разнообразные техники детской изобразительной деятельности.
Создавая условия для полноценного проживания ребёнком каждого этапа детства, мы делаем неоценимый вклад в качественное развитие его мышления и формирование личности. Именно эти цели и привлекают родителей в стремлении к «раннему развитию» своих малышей.
Башкеева Светлана Сергеевна
воспитатель КУЗ ОО
«Специализированный дом ребенка»