Татьяна Степанова
Презентация опыта работы «Роль сказки в предметно-развивающей деятельности детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
(Слайд 1-4) Ранний возраст ребенка - самый чувствительный из всех возрастных периодов, именно в это время закладываются основы человеческой личности, ее нравственные и культурные ценности.
Маленький, не научившийся еще говорить ребенок по своей природе уже исследователь, поэтому предметно-развивающая деятельность в раннем возрасте становится ведущей и определяет основные изменения в жизнедеятельности ребенка. В процессе познания ближайшего окружения внимание ребенка привлекают самые разнообразные предметы окружающего мира.
Публикация «Презентация опыта работы „Роль сказки в предметно-развивающей деятельности детей раннего возраста“» размещена в разделах
(Слайд 5) А какие предметы окружающего мира видит вокруг себя ребенок? (Слайд 6-8) Это предметы быта, одежда, (слайд 9-10) его игрушки и (слайд 11-12) книги, которые переносят ребенка в увлекательный сказочный мир. (Слайд 13) Из сказок ребенок черпает множество познаний: это представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Сказка помогает ребенку разобраться в самых важных понятиях: на чем основываются отношения между людьми, как оценивать свои поступки и поступки окружающих детей.
(Слайд 14) Сказки не нужно рассматривать только как интересное времяпрепровождение, приятное, доступное ребенку занятие, напротив, они — существенный механизм развития в ребенке тонкого понимания внутреннего мира людей, способ снятия тревоги и воспитания уверенности в своем будущем.
(Слайд 15) Сказки лучше не читать, а рассказывать, глядя на детей, особенно это важно для детей раннего возраста, потому что дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание, отношение к ее персонажам. Рассказывая сказку, не следует делать детям замечания, призывать их сидеть тихо. Это не помогает им полноценно переживать события сказки.
(Слайд 16) Для того, чтобы сделать сказку неотъемлемой частью, предметно-развивающей деятельности детей, в группе мной была создана соответствующая развивающая среда: (Слайд 17-20) в интерьере помещены сказочные ширмы в игровых уголках, (Слайд 21) различные виды театров,
(Слайд 22) иллюстрации из сказок. (Слайд 23) Создана библиотечка красочных книг с русскими народными сказками. (Слайд 24) В группе имеется настольный театр, (Слайд 25) театр на фланелеграфе по сюжетам русских народных сказок : «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди» и др. (Слайд 26) Также имеются дидактические и настольно-печатные игры: «Подбери картинку», «Собери сказку», «Мои любимые сказки», «Ты чей, малыш?», «Найди половинку», «Из какой сказки герой».
(Слайд 27) Дети охотно используют сказочные игрушки-персонажи в предметно-развивающей деятельности : строят дом для бедного зайчика, хитрой лисы или голодного волка; возят зверей на машинах, готовят для них обед. В свободное время мы с детьми часто разыгрываем сказки, поем песенки из них, проговариваем и проигрываем потешки, короткие стишки; изображаем различные эмоциональные состояния.
(Слайд 28) В повседневной предметно-развивающей деятельности детей применяю различные формы организации работы со сказкой :
(Слайд 29) – использование сказочных примеров, ситуаций, образов в повседневной деятельности детей, на прогулке, в самостоятельной деятельности детей, любой совместной деятельности;
(Слайд 30) – организация сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игр-путешествий, занятий-праздников на материале сказок;
(Слайд 31) – использование произведений сказочного жанра в процессе ознакомления детей с художественной литературой в повседневной жизни и на специально организованных занятиях;
(Слайд 32) – включение сказочного материала и персонажей в занятия по изобразительной деятельности детей в качестве художественного слова или образа;
(Слайд 33) – использование отрывков из сказок на занятиях по познанию окружающего мира в качестве иллюстративного материала;
(Слайд 34) – включение сказочных образов и элементов сказочных сюжетов в физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, физкультминутки, праздники.
Например, на физкультурных, музыкальных занятиях и в свободной деятельности можно обучать детей имитировать движения сказочных животных. Вначале фрагменты из сказок могут использоваться как упражнения. Например, детям предлагается вытягивать репку (р. н. с. «Репка», или ходить как медведь, прыгать как зайчик и др. Важно предоставить детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.
(Слайд 35) В раннем возрасте дети уже начинают понимать текст, поэтому можно предлагать им для прослушивания инсценировки детских сказок.
С детьми раннего возраста в предметно-развивающей деятельности хорошо и эффективно использовать театрализованные игры по сказкам.
(Слайд 36) Театрализованные игры в себя включают:
(Слайд 37)
1. Фланелеграф. Картинки удобно показывать на его экране. Удерживает их сцепление фланели, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Рисунки можно подбирать из книг, а недостающие можно дорисовать. Это доставляет детям радость, удовольствие.
(Слайд 38)
2. Теневой театр. Тут необходим экран из полупрозрачной бумаги, выразительно вырезанные черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тень на экран.
(Слайд 39)
3. Пальчиковый театр. Этот театр надеваются на пальцы. По ходу действия воспитатель двигает одним или всеми пальцами, проговаривая текст. Пальчиковый театр хорош тогда, когда надо одновременно показать несколько персонажей одновременно. Например, в сказке «Репка» друг за другом появляются новые герои.
(Слайд 40)
4. Настольный театр игрушек. Он позволяет свободно моделировать и одновременно фиксировать различные ситуации к тому же в нем удобно имитировать движения животных и других персонажей.
(Слайд 41) Таким образом, сказка является одним из важнейших педагогических средств формирования предметно-развивающей деятельности ребенка раннего возраста, воспитании моральных качеств личности детей. Она, как и любое произведение искусства, заставляет волноваться, сопереживать персонажам и событиям. Она помогает в систематической и планомерной работе по обогащению предметно-развивающей деятельности детей раннего возраста.