Зульфия Ямалеева
Статья на тему: «Экологическое воспитание детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Начинать экологическое воспитание в детском саду можно с момента прихода детей в группу раннего возраста. Двух - трехлетние малыши доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослым практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Успех экологического воспитания маленьких детей могут обеспечить следующие способы взаимодействия взрослого с ними:
Публикация «Статья на тему: „Экологическое воспитание детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• мягкое, доброжелательное общение, понимание состояния детей, их переживаний, вызванных, прежде всего отрывом от семьи;
• медленная выразительная речь, многократные повторения одного и того же;
• подкрепление слова образом предмета, действием, его изображающим;
• частое переключение внимания детей с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другой;
• использование приемов, вызывающих положительные эмоции малышей;
• осознанное создание воспитателем в своем поведении (действиях и словах) образца для подражания;
В раннем возрасте дети уже понимают, что: растению на окне нужна вода, березе на участке — вода, а воробьям зимой — крошки хлеба. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, наглядными способами функционирования в совершенно определенных условиях — это и есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними.
Важное место в технологии занимает игра — несложная сюжетная или подвижная, с имитацией движений животных со звукоподражанием им. Кроме сказок нами используются другие произведения фольклора, стихи, сюжеты которых обыгрываются с детьми.
Задача младшего дошкольного возраста - заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе, понимание необходимости одного - двух условий для их жизни.
Ведущими видами деятельности в экологическом воспитании младших дошкольников являются неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними. Дети берут в руки натуральные овощи, фрукты, гладят и осматривают их, жмут, нюхают, пробуют, слушают, как они скрипят или шуршат, т. е. обследуют их всеми сенсорными способами. Каждое ощущение мы обозначаем словом, просим детей повторять за нами. Важную роль в познании малышами объектов природы играют практические моделирующие действия, когда мы изображаем руками форму, размер, высоту или длину объектов природы: «рисуем» в воздухе круглый помидор, яблоко, длинную морковку, большой круглый арбуз или кочан капусты. Просим детей руками сделать то же самое - движения и действия подкрепляют то, что видят глаза и что обозначено словом. В этом возрасте сюжетная игра только начинается, она еще не является ведущей деятельностью, поэтому для педагога стоит задача отобрать простые и хорошо знакомые образы, игровые действия и слова, через которые будет выражено экологическое содержание. Лучше всего для этой цели подходят образы сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», а также «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка».
С самого начала года мы и в первой младшей группе многократно рассказываем и разыгрываем с куклами би-ба-бо, с пальчиковым театром сказки, начиная с «Репки». Дед, который вырастил в своем огороде хорошую репку, «приходит» на занятия с «фруктово-овощной» тематикой (в его огороде растет не только репа, а в саду растут яблоки и разные ягоды, знакомит детей с самыми разными плодами, участвует в их обследовании, дает попробовать и к детям в целом относится доброжелательно.
Тему домашних животных легко представить с помощью Бабы и Деда из «Курочки Рябы», у которых, кроме кур, живут корова, коза, лошадь и другие животные. На занятия «приходит» либо Дед, либо Баба, рассказывают то о корове с теленком, то о козе с козлятами, показывают, как они их кормят травой, сеном, поят водой. Мы даем возможность детям на правах помощников поучаствовать в этих операциях - они кормят сеном игрушечных (или изображенных на картине) коров и коз, пасут их, строят для них сараи, сами подражают их действиям и звукам.
Технология экологического воспитания младших дошкольников включает следующие компоненты:
• Разнообразные циклы наблюдений в повседневной жизни (за, елью на участке в зимнее время, осенними цветущими растениями, весенними первоцветами);
• участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за ними;
• проращивание лука в зимнее время ;
• совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы по уходу за комнатными растениями - дети приобщаются к трудовым операциям и пониманию их значения для растений;
• рассказывание и обыгрывание народных сказок, рассматривание иллюстраций в книгах;
• проведение экологических занятий ;
Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду.
Список литературы:
1. Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой – 4-е изд., испр. и доп. - М. : Москва – Синтез, 2006
2. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду с детьми 2-7 лет. Москва. Мозаика - Синтез, 2005 .
3. Самые маленькие в детском саду. / Авт. -сост. В. Сотникова. М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2005.
4. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой. Система работы в младшей группе Москва 2013 Мозаика – Синтез
5. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. Конспекты занятий – М. : Мозаика - Синтез, 2008
6. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир Москва. Мозаика - Синтез, 2008