Приложение МААМ

Статья на тему: «Экологическое воспитание детей раннего возраста»

Зульфия Ямалеева
Статья на тему: «Экологическое воспитание детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Начинать экологическое воспитание в детском саду можно с момента прихода детей в группу раннего возраста. Двух - трехлетние малыши доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослым практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Успех экологического воспитания маленьких детей могут обеспечить следующие способы взаимодействия взрослого с ними:

Публикация «Статья на тему: „Экологическое воспитание детей раннего возраста“» размещена в разделах

• мягкое, доброжелательное общение, понимание состояния детей, их переживаний, вызванных, прежде всего отрывом от семьи;

• медленная выразительная речь, многократные повторения одного и того же;

• подкрепление слова образом предмета, действием, его изображающим;

• частое переключение внимания детей с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другой;

• использование приемов, вызывающих положительные эмоции малышей;

• осознанное создание воспитателем в своем поведении (действиях и словах) образца для подражания;

В раннем возрасте дети уже понимают, что: растению на окне нужна вода, березе на участке — вода, а воробьям зимой — крошки хлеба. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, наглядными способами функционирования в совершенно определенных условиях — это и есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними.

Важное место в технологии занимает игра — несложная сюжетная или подвижная, с имитацией движений животных со звукоподражанием им. Кроме сказок нами используются другие произведения фольклора, стихи, сюжеты которых обыгрываются с детьми.

Задача младшего дошкольного возраста - заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе, понимание необходимости одного - двух условий для их жизни.

Ведущими видами деятельности в экологическом воспитании младших дошкольников являются неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними. Дети берут в руки натуральные овощи, фрукты, гладят и осматривают их, жмут, нюхают, пробуют, слушают, как они скрипят или шуршат, т. е. обследуют их всеми сенсорными способами. Каждое ощущение мы обозначаем словом, просим детей повторять за нами. Важную роль в познании малышами объектов природы играют практические моделирующие действия, когда мы изображаем руками форму, размер, высоту или длину объектов природы: «рисуем» в воздухе круглый помидор, яблоко, длинную морковку, большой круглый арбуз или кочан капусты. Просим детей руками сделать то же самое - движения и действия подкрепляют то, что видят глаза и что обозначено словом. В этом возрасте сюжетная игра только начинается, она еще не является ведущей деятельностью, поэтому для педагога стоит задача отобрать простые и хорошо знакомые образы, игровые действия и слова, через которые будет выражено экологическое содержание. Лучше всего для этой цели подходят образы сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», а также «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка».

С самого начала года мы и в первой младшей группе многократно рассказываем и разыгрываем с куклами би-ба-бо, с пальчиковым театром сказки, начиная с «Репки». Дед, который вырастил в своем огороде хорошую репку, «приходит» на занятия с «фруктово-овощной» тематикой (в его огороде растет не только репа, а в саду растут яблоки и разные ягоды, знакомит детей с самыми разными плодами, участвует в их обследовании, дает попробовать и к детям в целом относится доброжелательно.

Тему домашних животных легко представить с помощью Бабы и Деда из «Курочки Рябы», у которых, кроме кур, живут корова, коза, лошадь и другие животные. На занятия «приходит» либо Дед, либо Баба, рассказывают то о корове с теленком, то о козе с козлятами, показывают, как они их кормят травой, сеном, поят водой. Мы даем возможность детям на правах помощников поучаствовать в этих операциях - они кормят сеном игрушечных (или изображенных на картине) коров и коз, пасут их, строят для них сараи, сами подражают их действиям и звукам.

Технология экологического воспитания младших дошкольников включает следующие компоненты:

• Разнообразные циклы наблюдений в повседневной жизни (за, елью на участке в зимнее время, осенними цветущими растениями, весенними первоцветами);

• участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за ними;

• проращивание лука в зимнее время ;

• совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы по уходу за комнатными растениями - дети приобщаются к трудовым операциям и пониманию их значения для растений;

• рассказывание и обыгрывание народных сказок, рассматривание иллюстраций в книгах;

• проведение экологических занятий ;

Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду.

Список литературы:

1. Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой – 4-е изд., испр. и доп. - М. : Москва – Синтез, 2006

2. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду с детьми 2-7 лет. Москва. Мозаика - Синтез, 2005 .

3. Самые маленькие в детском саду. / Авт. -сост. В. Сотникова. М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2005.

4. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой. Система работы в младшей группе Москва 2013 Мозаика – Синтез

5. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. Конспекты занятий – М. : Мозаика - Синтез, 2008

6. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир Москва. Мозаика - Синтез, 2008

Публикации по теме:

Экологическое воспитание дошкольников «Кто к нам в гости пришёл?» (вторая группа раннего возраста) Цель: Расширить знания детей о диком животном – медведе. Учить детей решать проблему путем поиска решения; развивать мышление, речь, воспитывать.

Консультация для родителей детей первой младшей группы «Экологическое воспитание детей раннего возраста» В настоящее время, люди начинают отчетливее осознавать, что их благополучие и благосостояние зависят от состояния природной среды. Природа.

Консультация на тему: «Экологическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении» Экология в наше время - это одна из важнейших тем нашей жизни, тема о взаимоотношении человека и природы. С каждым годом ее звучание становится.

Методический семинар «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Всё хорошее в людях - из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Педагогический опыт «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» 1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно- воспитательного процесса. Взаимодействие.

Статья «Развивающая среда в воспитании детей раннего возраста». В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического.

Статья «Организация адаптации детей в группе раннего возраста в ДОУ» ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Разработала Оганян Наира Гарниковна Воспитатель МДОУ.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Для экологического воспитания необходимы следующие условия: 1. Создание в группе уголка.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста (фотоотчёт)Экологическое воспитание детей дошкольного возраста (фотоотчёт) Экологическое воспитание детей дошкольного возраста – важная часть воспитательного процесса в МКДОУ "Новопетропавловский детском саду «Ромашка»".

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста на целевых прогулках и экскурсиях 1 слайд. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста на целевых прогулках и экскурсиях. 2 слайд. Как у маленького деревца, еле поднявшегося.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья на тему: «Экологическое воспитание детей раннего возраста»
Опубликовано: 19 ноября 2016 в 21:52
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Статья на тему: «Экологическое воспитание детей раннего возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Зульфия Ямалеева (УИ 437624) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД