Наталья Харитинина
Статья «Развивающая среда в воспитании детей раннего возраста».
▼ Скачать + Заказать документы
В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития. Решение этих задач невозможно без создания современной предметно-развивающей среды, обеспечивающей психологическим и возрастным факторам в развитии ребёнка.
Публикация «Статья „Развивающая среда в воспитании детей раннего возраста“,» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Исследование проблемы создания в ДОУ предметной среды в психолого- педагогической науке ведутся давно. Большой клад в изучении её внесли С. Л. Новоселова, Н. Н. Поддьяков, Л. А. Парамонова, Е В. Зворыгина и др. В 90-е годы прошлого века вопрос опредметно-развивающей среде с позиции психологии детства активно разрабатывался В. А. Петровским, Л. М. Клариной, Л. А. Смывиной, Л. П. Стрелковой и многими другими.
Общеизвестно, что реализация педагогического процесса не может быть оторвана от развивающей среды, в которую внедрено содержательный компонент образования ребёнка. В этой связи главное требование к организации предметно- развивающей среды выступает её адекватность к реализуемой в ДОУ программе,её особенностям её важнейшим факторам организации всего образовательного и творческого подхода к развитию детей.
Личностно-ориентированное образование как один из ведущих принципов реализации гуманистического подхода в современной практике построения образовательного процесса невозможно без учёта характера и содержания предметно- развивающей среды. Основополагающие идеи построения развивающей среды в ДОУ мы находим в специально разработанной учёными «Концепции построения развивающей среды в ДОУ», под руководством В. А. Петровского .
Именно в ДОУ возможна организация такой среды, направленной на «гармонизацию с точки зрения количества, разнообразия, неординарности, изменчивости, степени влияния на личность ребенка» всех ее компонентов, способствующих развитию личности дошкольника. Окружающая среда, в которой живёт и воспитывается ребёнок, имеет различный характер.
В этой связи с этим можно заключить, что её правильная организация и умелое включение ребёнка в активное взаимодействие с ней является одним из условий эффективности педагогического процесса, по отношению к детям различных возрастных групп.
В окружающей ребёнка,построенной среде мы видим возможность наибольшего развития его индивидуальности, с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Психологические исследования в области дошкольного детства, показывают, что основные исходные позиции, подтверждающие воспитательную роль предметно-пространственной среды детского сада заключены заключены в условиях, которые характеризуются:
• содержательностью и эстетической значимостью этой среды
• целенаправленного и систематического отношения детей с эстетическими качествами интерьера, где роль воспитателя является ведущей, организующей восприятие и деятельность ребенка;
• активного приобщения детей к созданию эстетически значимого интерьера, к насыщению его продуктами своей художественной деятельности.
Организуя развивающую предметно- пространственную среду в группе детей разного возраста педагоги руководствуются возрастными и психологическими особенностями детей, в том числе и детям раннего возраста (2-3 лет,поскольку в них заключён ряд важнейших моментов, на которые педагог обращает своё внимание.
Прежде всего, они учитывают, что ранний возраст-это этап индивидуального психического развития, который продолжается от 1 года до 3 лет, и что именно в этом возрасте в ребёнке происходят такие события характеризующие их индивидуальное развитие, как:
• формирование перемещения в пространстве (ходьба, мелкая моторика,за счет чего существенно расширяются возможности познания окружающего мира;
• развитие ситуативно-делового общения с взрослыми и общение со сверстниками;
• формируются когнитивные процессы;
• происходит овладение пассивной и активной речью;
• становятся более определенными аффективная и волевая сферы, формируется самосознания.
Наблюдения показывают, что для психики ребенка этого возраста характерны:
• высокая зависимость от наглядной ситуации,
• психическое отражение функционирует в неразрывной связи с практическими действиями,
• выраженный аффективный характер направленности на внешний мир.
Ведущей деятельностью в этом возрасте выступает предметно-манипулятивная деятельность, в рамках которой происходит овладение культурно- фиксированными способами употребления предметов. При этом формирование предметных действий ребенка неотделимо от его общения с взрослым, которое является ситуативно-деловым. В этот период происходит особенное интенсивное развитие получает речь ребенка. На втором году ребенок уже начинает понимать названия некоторых предметов, с которыми он взаимодействует. На третьем году понимание распространяется и на предметы, которые находятся вне непосредственного опыта ребенка.
К трем годам у детей складываются следующие новообразования, характерные данному возрасту. Это начатки осознания самого себя и на этой основе происходит формирование собственного «я» и самооценки. Замечено, что ребенок проделывает 90% работы по усвоению языка. За три года человек проходит половину пути своего психического развития. А, следовательно, и правильная организация предметно-развивающей среды в этом возрасте не менее важна. Она должна основываться на определенных принципах и отвечать особым требованиям.
Поскольку в раннем возрасте большую информационную роль несёт в себе игрушка, то естественно выступает необходимость учёта требований к ним. Они подразделятся на педагогические, гигиенические и психологические.
Педагогические требования к игрушкам.
Игрушки должны содействовать информированности и разностороннему воспитанию детей; Игрушка должна быть пригодной к использованию одновременно группой детей и инициировать их совместные действия. Игрушка должна быть полифункциональной, что предполагает гибкое её использование в соответствии с замыслом ребёнка, сюжетом игры. Игрушка должна правдиво отражать реальную действительность. При подборе игрушек должны учитываться особенности восприятия цвета детьми разного возраста.
Гигиенические требования к игрушкам.
Для изготовления и внешнего оформления игрушек разрешается употреблять только безвредные материалы и красители. Нельзя использовать легковоспламеняющиеся материалы. Для детей раннего и младшего дошкольного возраста необходимо изготовлять игрушки из материалов, которые легко поддаются санитарной обработке. Размер не менее 3 см. Игрушки должны быть прочными и надёжными в действии, удобными в пользовании и по весу соответствовать физическим силам ребёнка определенного возраста.
Психологические требования к игрушкам.
Игрушки не должны: Провоцировать ребенка на агрессивные действия; Вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям и животным) Наталкивать на игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием. Возбуждать нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки компетентности детского возраста.