Иванова Виктория Николаевна
Консультация для родителей «Почему сюжетно-ролевые игры так важны для детей»
Статья на тему: «Почему сюжетно-ролевые игры так важны для детей».
Дети дошкольники часто играют в ролевые игры. И это действительно очень важно для нормального развития ребенка. Поэтому, если ваш малыш не умеет так играть, стоит его научить. Во время ролевой игры ребенок примеряет на себя разные социальные роли. И это помогает малышу расширить представление о мире вокруг него. Играя, ребенок знакомится с понятиями матери и женщины, отца и мужчины. Часто дети играют в игры о различных профессиях. Причем, девочки чаще играют в детский сад, поликлинику, магазин, а для мальчиков важнее игры, где можно показать свою силу и храбрость (пожарные, военные). Ролевая игра – это своего рода прописи, но для обучения не письму, а эффективному общению. Если малыш часто играл в ролевые игры, то:
Публикация «Консультация для родителей „Почему сюжетно-ролевые игры так важны для детей“» размещена в разделах
• ему будет проще в школе – отвечать на уроках литературы, иностранного языка, играть в командных играх на уроках физкультуры;
• у ребенка не возникнет сложностей при общении, дружбе;
• скорее сформируются интересы к конкретной будущей профессии.
Ролевые игры – это как будто проекция будущей жизни ребенка. В таких играх дети вырабатывают способы общения друг с другом, а также формируют отношение к миру. Ребята, играющие в ролевые игры, более уверенные в себе, развитые, умеют на практике применять нормы поведения, которые им прививают. Такие игры помогают освоить и осмыслить свои поступки, сформировать характер, развить воображение и логику, учиться действовать по правилам.
Как организовать такие игры? Пока ребенок еще не умеет играть сам, родителям стоит организовать совместные игры. Прежде всего, надо выбрать сюжет. Это может быть что угодно: школа, семья, магазин, больница. Обычно родители хорошо знают предпочтения ребенка, поэтому лучше выбрать то, что будет интересно малышу. Далее надо подобрать реквизит: игрушки, другие вещи. Конечно, проще всего использовать то, что есть под рукой. Например, покупать в магазине можно настоящие конфеты и печенье, а можно заменить конфеты яркими пуговицами. Коробочка может стать кассовым аппаратом (только надо написать на ней цифры). Деньги можно сделать из бумаги или использовать настоящие монетки (только предварительно их стоит вымыть). Разные отделы в магазине можно оформить плакатами «овощи», «хлеб». Проще всего подготовиться к игре в магазин, школу и детский сад. Потребуются игрушки, книги, различные предметы, которые можно «продавать», ручки, карандаши, альбом и тетрадь. А вот играть в поликлинику или больницу сложнее. Можно приобрести специальный набор врача или приспособить для этой цели разные предметы. Ручка – это шприц, пустые баночки – это лекарства, и т. д. Если ребенок уже знает примерные правила, можно сразу начинать игру. Если нет, лучше сходить в магазин или напомнить, что происходит в поликлинике. Это поможет малышу лучше сориентироваться в игре.
Не стоит играть, если ребенок в это время не настроен на ролевые игры. Лучше отложить их на потом и выбрать для игры что-то другое : физкультминутку, чтение, рисование. Если малыш не хочет играть, заставлять не надо, ведь игра – это не только полезное, но и веселое времяпрепровождение.
Выбирать ролевые и сюжетно-ролевые игры надо с учетом возраста малыша. Итак, в возрасте с двух до трех лет малыши только начинают интересоваться такими играми. Ребенок пытается имитировать поведение родителей, знакомых и даже животных. В этот период стоит купить определенные игрушки или предметы, которые помогут крохе в игре. Это может быть кукла-младенец, за которой надо ухаживать или машинка. Причем, подрастая, ребенок может периодически менять интересы, это нормально. С трех до пяти лет в ролевой игре важен уже сюжет, а не только подражание реальным событиям, которые видит ребенок в своей жизни. И еще один этап развития таких игр – с пяти и примерно до 9-10 лет. В этом возрасте сюжет занимает основное место в игре. Дети придумывают действия в игре всей группой. Они решают, что можно и что нельзя, заранее оговаривают правила. Длятся такие игры очень долго, иногда даже несколько дней с перерывами.
Самые интересные и частые игры :
• репетиция поведения – это моделирование уже прошедшей ситуации. Например, дня рождения, поход в поликлинику;
• ситуационные игры – они помогают малышу разобраться в разных ситуациях и учат правильно вести себя при разных обстоятельствах;
• игры с переодеванием – получается что-то вроде домашнего театра. Дети и взрослые могут переодеваться в разных персонажей из сказок. Необязательно точно проигрывать какую-то сказку, можно импровизировать. Ребенку это будет особенно полезно, он сможет раскрыться, избавиться от стеснительности, выразить свои чувства.
И в конце хочется добавить, что ролевые и сюжетно-ролевые игры необходимы для нормального и гармоничного развития ребенка. Поэтому стоит чаще привлекать ваших малышей к таким играм, если они их игнорируют, и учить играть, если дети не умеют.
Литература:
Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России / сост. Т. Н. Доронова. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2006.
Недопасова В. А. Растем играя : Сред. и ст. дошк. возраст : Пособие для воспитателей и родителей / В. А. Недоспасова. – М. : Просвещение, 2002.
Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 6-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2011.
Скоролупова О. А., Логинова Л. В. ИГРАЕМ?. ИГРАЕМ! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2006.