Коростова Наталья
Консультация «Память детей в дошкольном возрасте, ее особенности»
▼ Скачать +Заказ
Статья: «Память детей в дошкольном возрасте, ее особенности»
Такой психологический процесс, как память принимает обязательное участие в познавательном развитии малыша. В результате происходит накопление и сохранение полученных знаний, которые потом можно вспомнить и применить. И с каждым годом объем сохраненной информации увеличивается, а память расширяет возможности.
Публикация «Консультация „Память детей в дошкольном возрасте, ее особенности“» размещена в разделах
Память малыша в первые годы жизни работает, как функция восприятия. Происходит непроизвольное фиксирование ярких предметов и их характеристик. Ребенок запоминает людей, находящихся рядом, предметы, свойства этих предметов. Также в памяти малыша откладываются постоянно повторяющиеся действия. В три года – память это уже самостоятельная функция, отвечающая за познание.
Ребенок узнает объекты, виденные им когда-то, звуки, которые уже слышал. Начиная с трех лет, работа памяти усложняется. Начинают использоваться следующие функции:
Запоминание. Полученный новый материал привязывается к тому, что уже знакомо. Дошкольник делает такую привязку мимолетно. На этом этапе дети еще не знают приемы для запоминания и не умеют ими пользоваться;
Припоминание. Если говорить другими словами, то это процесс извлечения информации, которая уже была запомнена раньше. Когда маленькая девочка говорит «Мама, купи мне куклу, как у Тани», то это и есть процесс припоминания восторга, который вызвала кукла в руках Тани;
Сохранение. Это процесс, когда полученные сведения удерживаются определенное время. Здесь память может быть, как краткосрочной, так и долгосрочной. На длительное время сохраняются яркие и особые эмоции. Испуг, как и радость, может надолго остаться в памяти малыша;
Узнавание. Это самый простой способ, позволяющий поднять из памяти уже знакомую информацию. Процесс запускается на основе видимого, ощущаемого и слышимого стимула;
Воспроизведение. Это комплексная функция, извлекающая из памяти сохраненный материал. Поскольку у дошкольника мало жизненного опыта, то это ограничивает воспроизведение информации. Воспоминания приходят, когда малыш испытывает похожие впечатления.
Память ребенка активизируется под действием восприятия. Здесь задействуют зрительные, слуховые, тактильные и вкусовые рецепторы. Принятые сигналы формируют образ, который и откладывается в памяти малыша. Развитие детей младшего дошкольного возраста характеризуется формированием образной памяти. Есть три вида памяти, которые в этом возрасте активно развиваются :
Образная. Здесь происходит пополнение запаса слов. с помощью образной памяти ребенок легко осваивает новые понятия.
Словесная. Когда малышу говорят, что зебра – это лошадка с полосками, то происходит формирование образа. Новое слово, которое пополняет запас, является именно слово «зебра». Изначально сам образ будет не похожим на реальность, но с возрастом он будет корректироваться и принимать правильные формы.
Двигательная. Это процесс повторения по заданному образцу. Это уже не простейшие задачи, типа собрать пирамидку. Ребенок повторяет танцевальные движения за взрослым, бытовые действия такие, как пришивание пуговиц, завязывание шнурков.
В результате этой статьи мы можем сделать выводы о том, что память ребенка избирательна. Запоминаются только яркие моменты, которые смогли удержать внимание, заинтересовать, удивить. Особенно активно происходит развитие памяти детей младшего дошкольного возраста. Также в этот период отмечается формирование произвольного запоминания и воспроизведения. Поэтому так важно стимулировать память, чтобы к первому классу, ребенок был готов схватывать материал, обязательный по учебной программе.