Анна Ахмедова
Особенности отбора репертуара по ритмике в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
С 2013 года произошли существенные изменения в системе дошкольного образования. В первую очередь, появились нормативно правовые документы федерального уровня: закон об образовании от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказ Министерства образовании и федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» внесли значительные коррективы в сложившееся представление педагогов в работе дошкольных учреждений. Содержание музыкального образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие музыкальных способностей ребёнка, способного в дальнейшем самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей. Особый интерес представляют музыкально- ритмические движения в дошкольном возрасте как первая ступень музыкального образования.
Публикация «Особенности отбора репертуара по ритмике в дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Ритмика и ритмопластика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
Ритмика (музыкально- ритмические движения) является одним из важнейших направлений музыкального воспитания. В связи с этим представляется чрезвычайно значимым, чтобы у педагогов, особенно без достаточного опыта работы с детьми, были чёткие представления об особенностях формирования музыкально- ритмической деятельности детей дошкольного возраста.
Ритмика - деятельность ребёнка, занимающая прочное место в дошкольной педагогике. В исследованиях учёных отмечается то, что движения облегчают восприятие и конкретных, и обобщающих музыкальных образов. Музыка вызывает у детей определённые настроения, под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер.
Через движения дети естественнее, легче воспринимают форму произведения, музыкальные жанры, а также многие средства музыкальной выразительности: регистр, темп, динамику, ритм. Во взаимодействии музыки и движения, музыка занимает ведущие положение, а движения становятся средством выражения художественных образов. Таким образом, музыкально-ритмические движения являются средством развития эмоциональной отзывчивости на музыку и чувства музыкального ритма.
Основными особенностями отбора по ритмике являются следующие :
Яркость, художественность музыкальных произведений, динамичность их образов;
Характер музыки, побуждающий к движениям;
Многообразие жанров, тематике, характера музыкальных сочинений на примерах классической, современной и народной музыки;
Соответствие движений характеру, образом музыки;
Разнообразие движений (сюжетно- образные, танцевальные, двигательные упражнения).
Цель ритмики состоит :
В дифференциации и углублении восприятия музыки, её образов.
И формировании на этой основе навыков выразительного движения.
А главная задача музыкально-ритмического воспитания -это
подведение детей к выразительному, непринуждённому исполнению танцев, хороводов, плясок.
Таким образом, правильно поставленные цели и задачи, помогающие их решать, вводит детей в мир музыки с чётким,конкретным представлением о ритме и красоте движений, о музыкальном виде искусства, которые необходимо прививать с дошкольного возраста.
В истории современного музыкально-ритмического воспитания в детском саду наблюдается несколько тенденций отбора музыкальных произведений для игр, упражнений, танцев, плясок, хороводов. Вся работа по отбору репертуара по ритмике выстраивается по принципу «от простого к сложному», с учётом всех необходимых музыкально- ритмических навыков выразительного движения, при условии многократного повторения заданий. Это помогает успешному выполнению требований программы.
Этапы отбора репертуара по ритмике :
Прослушивание музыкального материала
Первоначальное знакомство с ритмическими движениями
Последовательное обучение ритмическим навыкам
Повторение, закрепление, выразительное исполнение.
Необходимые условия для подбора репертуара по ритмике в каждой группе :
возраст детей
уровень общего, физического и музыкального развития детей
материально- техническая база дошкольного учреждения
уровень квалификации музыкального руководителя и воспитателя
наполняемость группы
Репертуар по ритмике в младшем возрасте :
Упражнения, содержащие конкретный зрительный образ (так как дети этого возраста обладают наглядно-образным мышлением, быстро утомляются и не концентрируют внимание на движениях, теме исполнения)
Репертуар по ритмике в старшем возрасте :
• усложнённые последовательные упражнения, на определённую двигательную нагрузку (в соответствии с возможностями детей, так как движения детей более координированы и отработаны.
Учитывая положения о том, что музыкально-ритмическая деятельность- целенаправленный процесс, осуществляемый с помощью специально подобранного материала.
Поставила следующие условия подбора репертуара по ритмике :
Подбор и систематизация игр и упражнений для развития общей и мелкой моторики под музыку
Составление таблицы упражнений для развития различных групп мышц рук, ног, корпуса.
Составление перечня музыкально- ритмических упражнений для развития общей моторики
Разработка методических рекомендаций для проведения игр и упражнений данного комплекса