Татьяна Нахимова
Особенности формирования социальных компетенций младших школьников средствами игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: младший школьный возраст является одним из существенных критических периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них - эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка.
В связи с этим возрастает актуальность формирования социальных компетенций у младших школьников.
Ключевые слова: младший школьный возраст, социальные компетенции, игровая деятельность.
Публикация «Особенности формирования социальных компетенций младших школьников средствами игровой деятельности» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2019
Проблематика стремления и желания учиться в школе отражает актуальность становления и развития социальных компетенций у обучающихся начальных классов.
Готовность ребенка к обучению выражается сформированным взаимодействием школьно-значимых умений с учебным поведением.
Традиционная система начального общего образования, согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, должна способствовать формированию одновременно социальных компетенций и учебного поведения.
Как отмечает С. Л. Рубинштейн, у учеников начальных классов успешно сформированные личностные, познавательные, коммуникативные универсальные действия оказывают непосредственное влияние на их «умение учиться» [5, с. 356].
При этом С. Л. Рубинштейн указывает на тот факт, что организация становления социальных компетенций зависит непосредственно от психолого-педагогической работы со всеми детьми в классе [5].
Стремление к социально-значимому статусу, сформированность учебных и социальных мотивов определяют условия для формирования социальных компетенций у младших школьников.
Социальные компетенции, по мнению Д. Б. Эльконина, состоят из уровня сформированности мотивационной и волевой сферы ребенка, способности к организации своего пространства [6].
Переход ребенка к школьному обучению характеризуется сензитивностью младшего школьного возраста. В корне изменяется социальная ситуация становления ребенка как личности, он становится субъектом «общества», получая при это весь спектр социально значимых обязанностей.
Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями.
Учебная деятельность становится основной, ребенок осваивает новые навыки и умения получения знаний, а также обогащается мотивами и потребностями к обучению, овладевает навыками взаимоотношений в обществе.
В. С. Мухина указывает в своих исследованиях, что младшему школьному возрасту присуща общая сензитивность к воздействию окружающих условий жизни. Эта сензитивность формирует социальные компетенции [4].
В младшем школьном возрасте начинается процесс саморазвития личности. Он происходит за счет становления структур сознания ребенка, а также развития мотивов самосовершенствования и самоопределения ребенка.
В связи с этим у младшего школьника возникает потребность в самооценке для формирования самопознания и внутренней позиции личности, хотя, еще с ориентацией на авторитет внешней оценки.
Для данного возраста характерно «образное схватывание культурных норм и ценностей», формирование своеобразных интересов и определенных черт индивидуальности, укрепление потребности в личной душевной жизни и ее сохранении.
Новый тип отношений ребенка в семье и школе связан с включением его в учебную деятельность.
Фундаментом успешной социализации младшего школьника выступает его способность к организации совместного взаимодействия, в том числе и игры.
Игра еще остается одним из главных видов деятельности обучающихся начальной школы и рассматривается как естественная среда развития, как общечеловеческая по своей природе деятельность, рождающаяся из естественных условий жизни детей в особой социальной среде, учитывается и исследуется мировым психологическим сообществом в виде важнейшего компонента культурного формирования и развития обучающегося начальной школы [2; 6].
Видение игры как деятельности, имеющей сугубое значение для развития и жизни младшего школьника.
Использование игр в учебном процессе способствует повышению активности деятельности ребенка, развивает познавательную деятельность, наблюдательность, память, внимание, мышление, развивает творческое воображение, поддерживает интерес к изучаемому, стимулирует образное мышление, снимает утомление у школьников, так как игра превращает процесс обучения в занимательную работу для ребенка. Также в игре формируется личность, расцветает ее внутреннее содержание.
В ходе игровой деятельности, у обучающегося начальной школы, наблюдается расширение социальных контактов, возникают конструктивные взаимоотношения с ровесниками [6].
Достигнутые детьми результаты могут оцениваться в процессе игры по установленным правилам. Такое поощрение становится для детей привлекательным стимулом в преодолении трудностей.
В качестве поощрения могут служить открытки с репродукциями знаменитых картин, портретов художников, изображения сказочных героев, эмблемы, медали и тому подобное. Различные используемые в игре символы могут обозначать также ошибочные или неточные ответы.
В результате дети составляют наглядное представление об уровне собственных знаний и умений, обретают способность к самоконтролю и самооценке.
Таким образом необходимо отметить, что успешность процесса формирования социальных компетенций во многом определяется использованием игровой деятельности в образовательном процессе начальной школы.
Литература
1. Аминникова Н. С. Психологические особенности учащихся начальной школы. – М. : Юрайт, 2011. – 211 с.
2. Баенская Е. Р. Социальная педагогика. – М. : Теревинф, 2017. – 112 с.
3. Выготский Л. С. Педагогическая психология. Под ред. В. В. Давыдова – М. : ПЕДАГОГИКА-ПРЕСС, 2006. – 525 с.
4. Мухина В. С. Возрастная психология. – М: Юрайт, 2015. – 340 с.
5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб. : Питер, 2002. – 720 с.
6. Эльконин Д. Б. Детская психология. – М. : Академия, 2007. – 384 с.