Людмила Клюкина
Консультация для воспитателей ДОУ. Особенности формирования основ культуры питания у дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Особенности формирования основ культуры питания у дошкольников.
Подготовила: воспитатель 1 категории Клюкина Л. Н.
Актуальность
Когда речь идёт о питании, редко используется слово «культура»
А. П. Чехов утверждал, что тот кто не придаёт питанию должного внимания, не может считаться интеллигентом и достоин, всяческого осуждения в «приличном обществе».
Публикация «Консультация для воспитателей ДОУ, Особенности формирования основ культуры питания у дошкольников,» размещена в разделах
- Здоровое питание, полезные и вредные продукты
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Правильное питание ребенка. Консультации
- Продукты питания
- Темочки
А какого человека можно считать культурным в плане питания? Конечно того, кто способен организовать своё питание в соответствии с потребностями своего организма, способствуя тем самым сохранению и укреплению своего здоровья.
Сегодняшняя ситуация по организации населения питания осложнена появлением на продуктовых рынках страны некачественной продукции с различными добавками синтетического происхождения, геномодифицированной продукцией и связанной с ней широкой рекламной компанией.
В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. Это обусловлено многими факторами: политическим, социально-экономическим и др. Но прежде всего причиной является культурный кризис общества и как следствие – низкий уровень личностной культуры человека, семьи, в том числе и валеологической культуры.
Необходимость воспитания валеологической культуры подчеркивают исследования, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и более чем на 60% от здорового образа жизни и правильного питания.
Особенно велика роль питания в детском возрасте, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. В связи с этим актуально формирование основ правильного питания уже в дошкольном возрасте.
Сегодня содружество валеологической и педагогической наук имеет опыт формирования необходимых знаний, умений и навыков у дошкольников в организации здорового образа жизни, в том числе и основ правильного питания В. Г. Алямовская, Е. А. Бабенкова, Ю. Ф. Змановский, Г. К. Зайцева, Ю. П. Климович и др.
Авторы утверждают, что становление валеологической культуры дошкольника обусловлено, прежде всего, процессом воспитания, педагогическим взаимодействием взрослого с ребенком, широким спектром педагогических средств и приемов.
Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, принятие Министерством образования и науки РФ «Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» обусловили необходимость изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду.
Проблема и укрепление здоровья детей, создание нормальных условий для их роста и развития неизменна в любых ситуациях в обществе, а в последнее время находится под пристальным вниманием Президента Российской Федерации и Правительства.
Дошкольный возраст – самый благоприятный для воспитания у детей правильных привычек, для усвоения культурных традиций питания, формирования вкусовых пристрастий, стереотипов пищевого поведения, формирование принципов правильного питания.
Цель работы:
Формирование у детей основ правильного питания, осознанного отношения к своему здоровью.
Задачи:
Дать современные знания о принципах здорового питания
Повысить знания и закрепить навыки, обеспечивающие безопасное питание
Выработать мотивированное отношение дошкольников к здоровому питанию
Побуждать детей к расширению знаний о здоровом питании и практическому их применению
В основе правильного питания лежат 5 принципов
Регулярность – то есть режим питания.
У ребёнка должно быть сформировано представление о том, что ежедневная еда – это завтрак, обед, полдник и ужин. Следует следить за тем, чтобы ребёнок не ел в эти промежутки сладости, хлеб, печенье – всё это приводит к нарушению режима, а следовательно и к нарушению аппетита.
Разнообразие – задача педагогов и и родителей сформировать разнообразный кругозор, чтобы ребёнку нравились разные продукты и блюда. Разнообразное питание – источник всех необходимых для организма питательных веществ; белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов.
Адекватность – у детей необходимо сформировать представление о том, какое количество пищи достаточно, недостаточно и избыточно. Учить детей понимать, что для здоровья опасно как недоедание, так и переедание, излишнее увлечение сладким. Познакомить с тем, что рацион и режим дня ребёнка активно занимающегося спортом, должен отличатся от рациона и режима питания его менее подвижных сверстников. Питание во время болезни должно отличатся от питания в обычное время; летнее питание должно отличатся от зимнего.
Безопасность –безопасность питания обеспечивают 3 условия – это соблюдение правил личной гигиены, умение различать свежие и не свежие продукты, осторожное обращение с незнакомыми продуктами. Приготовление пиши должно обеспечить её безопасность. Пищевые продукты должны быть качественными и правильно храниться, а приготовленная пища сразу съедаться.
Удовольствие – на выполнения этого правила должны работать вид, вкус пищи, посуда, сервировка стола, обстановка и атмосфера. Во время приёма пищи необходимо обратить внимание на то, как пища вкусно приготовлена, обсудить достоинства блюд. Только при этих условиях ребёнок может понять какой вкус называют «кисло- сладким», «острым» и т. д. Учить детей испытывать чувство радости.
Формировать у детей представление, что обеденный стол -это место, где всегда уютно, тепло и вкусно.
Наладить правильное питание не всегда просто, так как мало только приготовить и во время подать пищу, надо ещё и воспитать в ребёнке привычку съедать то, что ему дают.
Воспитать у детей привычку есть разнообразную пищу – дело достаточное трудное. Последнее время в детский сад поступают дети, у которых не воспитано правильное отношение к еде. У одних детей выражена привычка есть однообразную пищу (например сосиски, макароны, у других только любимые блюда.
Многие родители в силу своей занятости, отдают предпочтения продуктам быстрого приготовления: полноценные обеды и ужины заменяют бутербродами и пиццей.
Когда-то все вставали приблизительно в одно время, завтракали всей семьей, а вечером – ужинали вместе. В современном мире детям труднее привыкнуть к режиму, потому что они мало видят примеров перед глазами. Очень сложно приучить ребенка к правильной еде, если он не видит, как его любимые родители – пример для подражания – едят вместе, едят из тарелок за столом, а не перед компьютером или телевизором. В семье, где все завтракают и ужинают непонятно как, странно ожидать, что ребенок проникнется важностью культуры питания.
При поступлении ребёнка в детский сад необходимо побеседовать с его родителями о питании ребёнка дома :
Выяснить какой у него аппетит
Ест ли он разнообразную пищу или у него избирательное отношение к ней
Выяснить есть ли аллергия и на какие пищевые продукты
Приучен ли питаться самостоятельно или надо его кормить
Если у ребёнка проблемы с едой, то важно выяснить причины возникновения плохого аппетита. Причинами плохого аппетита могут быть и наличие разных заболеваний, повышенная возбудимость. В процессе беседы с родителями можно предложить памятку при организации питания детей.
Период адаптации является наиболее благоприятным в воспитании у ребёнка положительного отношения к еде. Важно в это время создать условия для приёма пищи; продумать сервировку стола, подачу блюд, определиться в поведении воспитателя и его помощника.
Во время приёма пищи следует разрешить детям при необходимости обращаться к взрослым и сверстникам. При этом не следует одёргивать детей, делать им замечания. Иногда возникают ситуации, когда ребёнок внезапно отказывается от еды. В этом случае необходимо разобраться в причине отказа. Заставлять есть ребёнка без аппетита не желательно. Тем детям, которые дома привыкли есть только одно блюдо (первое или второе, надо обязательно (на первых порах) давать неполную норму первого или второго блюда, постепенно приучая их к нужной норме в еде. Во время приёма пищи педагогу целесообразно находиться за столом вместе с детьми, поскольку своим примером взрослые воспитывают положительное отношение к любой еде.
.
Пищевая культура неразрывно связана с гигиеной питания.
Обучение детей культуре питания должно начинаться с соблюдения правил гигиены:
Мыть руки перед едой (после туалета, контактов с животными)
Нельзя есть грязные овощи и фрукты немытыми руками, в перчатках – это некультурно
Нельзя есть поднятую с пола еду
Принимать пищу только за столом
Нельзя есть на улице, в транспорте, на ходу, в магазине – это некрасиво и негигиенично
Несмотря на свою простоту эти правила могут сохранить здоровье ребёнку избежать опасных заболеваний.
Для привития культурно-гигиенических навыков во всех возрастных группах применяется показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Широко используются, особенно в младшем дошкольном возрасте, игровые приё мы: дидактические игры, потешки, стихотворения («Чище мойся – воды не бойся»; «Рано утром на рассвете умываются мышата, и котята, и утята, и жучки, и паучки…» и т. п
Умение вести себя за столом – одна из составляющих культуры питания и культуры поведения в целом.
Это обучение происходит как в непосредственно образовательной деятельности, так и во время приёма пищи.
Формировать навыки культурного приёма пищи необходимо последовательно и постепенно с учётом возрастных особенностей детей. Чем раньше у ребёнка сформированы навыки еды, тем они прочнее закрепятся и станут привычкой.
Необходимо с раннего возраста приучать ребёнка к аккуратности, пользоваться салфеткой после еды (вначале с помощью взрослого, а затем по словесному указанию
Дети учатся есть столовыми приборами:
У детей 1,5 – 2 лет должно быть сформировано умение самостоятельно есть ложкой разнообразную пищу из тарелки, пользоваться чашкой, есть с хлебом.
Детей от 2-3лет учить опрятно есть, пережевывать пищу, держать ложку в правой руке.
Со второй младшей группы начинаем постепенно учить пользоваться вилкой.
В средней группе совершенствуем навыки аккуратного приё ма пищи: пищу брать понемногу, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой и ножом).
Дети старшей и подготовительной группы должны уметь правильно пользоваться ножом и вилкой, держа её как в правой, так и в левой руке
.
Человек, который с детства привык правильно держать нож и вилку, ест красиво.
Очень важно воспитывать у ребёнка уважение к пище, особенно к хлебу, не допускать баловства с едой.
Ребёнок должен усвоить, что вставать из-за стола можно только закончив приём пищи, обязательно поблагодарить за еду, прополоскать рот теплой водой.
Необходимо знакомить детей с правилами этикета за столом.
Многие правила за столом имеют не только эстетическое значение, но и имеют под собой физиологическую основу, поэтому обучая детей культуре поведения за столом необходимо в первую очередь прививать ребёнку хорошие манеры, которые обеспечат его безопасность, предовратят неприятные ситуации и будут способствовать сохранению здоровья.
Ребё нок должен усвоить следующие правила этикета:
Есть необходимо красиво и аккуратно, чтобы не испортить аппетит и настроение окружающих
Сидеть за столом следует ровно не разваливаясь и не раскачиваясь
Ребёнок не должен горбиться, низко наклоняться к тарелке, ставить локти на стол
Во время еды нельзя спешить, отвлекаться, набивать рот большим количеством еды
Принимая пищу нельзя играть с посудой, столовыми приборами, особенно вилкой, так как можно пораниться, опрокинуть на себя горячую пищу
По мере взросления ребёнка список правил этикета расширяется.
Система работы с детьми по формированию основ культуры питания предполагает различные формы формирования представлений о правильном питании.
Основными формами работы является НОД (непосредственно образовательная деятельность, сюжетные и дидактические игры, беседы, досуги, развлечения.
Поставленные задачи нужно реализовывать через специальные занятия и свободную деятельность, дежурства.
В основной деятельности необходимо знакомить детей с правилами и принципами питания через различные беседы, наглядный материал (плакаты, иллюстрации, мультфильмы, художественные произведения.
В организации занятий большое внимание надо уделять игровым приёмам.
В гости к детям приходят герои знаменитых сказок, рассказов, мультфильмов – Айболит, Мальвина, воспитывающая Буратино, кот Матроскин, Незнайка, Неболейка и другие.
Эти персонажи могут обращаться к детям за помощью и просят научить тому, чего незнают. Обычное занятие можно превратить в увлекательное путешествие.
«Сказка про Кешу и Гошу»
Жили-были в государстве Неболейка два брата – Кеша и Гоша. Мальчики они были хорошие: маме помогали, игрушки за собой убирали, животных не обижали, по утрам зарядку делали. Только вот беда – Кеша во время еды всегда капризничал: «Не хочу! Не буду! Кашу не люблю! Обед не вкусный!». И мама решила: «Будь по-твоему! Не хочешь есть – не надо! Увидишь, что случится!».
Демонстрация портретов:
болезненный Кеша: сутулый, худой и очень грустный;
здоровый Гоша: румяный, стройный, веселый.
Вопросы к детям:
Где Кеша?
Почему ты так решил (а?
Кеша стал болезненным ребенком – мало у него было сил, нездоровится мальчику. Он не играет, не улыбается, не помогает маме, слушает только грустную музыку (пьеса Чайковского П. «Болезнь куклы»)
Суп не ест, не любит щи,
Исхудал как посмотри!
Вышел на тропинку –
Сдула с ног пылинка.
По дороге зашагал,
Дунул ветер он упал.
Кешка – малоешка,
Ты побольше еш-ка!
Узнала злая королева Простуда, что обессилел Кеша, и тут как тут! Схватила ослабевшего Кешу и унесла в свою страну «Болей-ка «Вопрос к детям: Как помочь Кеше?
Проблема: Как правильно питаться, чтобы быть здоровым.
В беседе после чтения выяснилось, какие знания есть удетей о правилах рационального питания и значении продуктов в сохранении и укреплении здоровья человека. У детей возник интерес, как правильно питаться, чтобы быть здоровыми.
Художественные произведения являются источником знаний о культуре питания.
Рассказ М Потоцкой «Острое поросячье заболевание» раскрывает важность соблюдения за столом.
Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе» напомнит детям, что посуду надо содержать в чистоте, не только для выполнения гигиенических требований, но и соблюдении этикета.
Прочитав стихотворение Ю. Тувима «Овощи» поговорить о том, что такое первое горячее блюдо, из чего его готовят.
Дидактическая игры
«Готовим обед»
Цель. Дать представления детям о продуктах, употребляемых в вареном, жареном и сыром виде.
Материал. Карточки с изображением кастрюли, сковороды, чайника и др.. Карточки с изображением продуктов питания. .
Ход игры. Ведущий-повар предлагает меню, дети выбирают продукты (карточки с рисунками) и рассказывают, что они будут использовать для приготовления первого, второго и третьего блюда.
Можно предложить детям составить праздничное меню, завтрак для спортсмена, туриста.
Лото «Мы ходили в магазин»
Цель. Учить детей ориентироваться в продуктах питания по степени полезности организму человека.
Ход игры. Водящий демонстрирует карточку с изображением продукта, дети находят на большой карточке такой же рисунок; рассказывают о пользе продукта, о витаминах, содержащихся в них. Выигравшим считается тот, кто первым заполнит карточку и даст более полный ответ <Рисунок 3>.
Дидактическая игра «Чудо дерево»
Варианты названия: «Молочное дерево», «Зерновое дерево», «Дерево жизни».
Цель. Учить ориентироваться в многообразии молочных, зерновых, мясных продуктов, их составе.
Материал. Плоскостное дерево с отверстиями на разных уровнях. Набор упаковок от продуктов или их плоскостное изображение (пакет молока, кефира, упаковка творога, сметаны, творожного сырка, коробочка от йогурта, и др.)
Ход игры. Выбрать среди предметов, имитирующих продукты, те, которые изготовлены из молока, зерна, и т. д. и расположить их на более близком или удаленном от исходного продукта (молока) расстоянии. Выбрать среди предметов продукты, наиболее полезные для личного здоровья играющего ребенка, объяснить свой выбор.
Правила. Внизу, под деревом, ставят исходный продукт (например, пакет молока). В следующем ярусе располагаются продукты, изготовленные из молока (творог, кефир). Затем во втором ярусе располагаются продукты, производные от кефира и творога (йогурт, творожный сырок).
Дидактические игры
«Аскорбинка и её друзья» - знакомим с витаминами и их полезными свойствами
Игра- это наиболее действенный способ для познания и закрепления знаний и умений.
Сюжетно-ролевые игры
«Кафе»
«Встречаем гостей»
«Магазин полезных продуктов»
«Весёлый повар»
В сюжетных играх дети отражали свой жизненный опыт и представление о правильном питании, о семейных традициях в области питания.
Дети с удовольствием играют овладевают практическими навыками в играх, сказках, рассказывают стихи о еде и о правилах поведения за столом, отгадывают загадки.
В свободной деятельности - продуктивной деятельности, играх хорошо закреплять навыки и умения, полученные на занятиях. НОД
Литература, которую можно использовать для планирования работы с детьми
1. Книга «Ребёнок за столом» авторы: Алямовская В. Г. и др. издательтво Москва2005г.
В этом методическом пособии представлен материал познавательного и обучающего характера, стихи, песенки, потешки, загадки; советы воспитателя родилям, театрализованная игра «Витаминная семья»
Рекомендованные занятия по теме «Столовый этикет»
Посуда и столовые предметы
Как правильно и красиво накрыть стол
Поведение за столом
Чаепитие друзей
Программу «Разговор о правильном питании»
1часть
авторы: М. Безруких, Т. Филиппова
Содержание всех тем представлено небольшим по объёму тестом с красочными иллюстрациями.
Если хочешь быть здоров
Из чего варят каши и как сделать каши вкусными
Самые полезные продукты
На вкус и цвет товарищей нет
Что надо есть, если хочешь быть здоровым
2 часть «Две недели в лагере здоровья»
Из чего состоит наша пища
Что нужно есть в разное время года
Молоко и молочные продукты
Как правильно питаться, если занимаешься с портом
Вывод
Систематическое, планомерное и совместное воздействие таких факторов, как семья, детский сад, ближайшее окружение, объединенных в одну образовательную систему, позволяет воспитать у ребенка осознанное отношение к своему здоровью.
Успешное формирование представлений о правильном питании во многом зависит от целенаправленной работы ДОУ и семьи.
Многие родители недостаточно хорошо владеют знаниями в области питания.
Поэтому задачи педагогов :
1. Сформировать у взрослых членов семьи понимание важности и значения правильного питания для здоровья ребёнка и их собственного здоровья, расширять их осведомлённость в этой области.
2. Убедить родителей в практической пользе воспитательной работы проводимой детским садом.
3. Не допускать неуважительного отношения к традициям в семье.