Эсмира Стамболиева
Пособие для родителей «Игры для формирования речи старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическое пособие «Игры для формирования речи старших дошкольников» направлено на оказание помощи родителям в организации работы с детьми: по дороге в детский сад, в домашних условиях, в ожидании очереди, поездке в транспорте и перед сном.
Одним из условий нормального развития ребенка и его успешного в дальнейшем обучения в школе является правильное формирование речи в дошкольном возрасте. Любое, даже незначительное нарушение отражается на поведении ребенка, на его деятельности. Необходимо работать над развитием всех сторон речи, решая задачи формирования правильного произношения, развития грамматически правильной, связной речи. Для этого можно использовать разнообразные игры.
Публикация «Пособие для родителей „Игры для формирования речи старших дошкольников“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
Игры по дороге в детский сад
«Кто самый внимательный».
Можно предложить ребенку посоревноваться на внимательность. Называется предмет, который встретился на пути, параллельно выделяется отличительный признак этого предмета. Например, «Я увидел горку, она высокая» или «Я увидел машину, она большая» и т. д. Можно предложить и такое задание: посоревноваться с ребенком в подборе признаков к одному предмету. Выигрывает, назвавший больше слов. Выполняя такие упражнения, дети учатся согласовывать прилагательные с существительными.
«Весёлый счет».
Можно проводить на улице, во время прогулок с ребенком. При проведении этой игры не только закрепляется правильное употребление падежных форм существительных, но и умение вести счет. Необходимо только именовать каждое число при пересчете предметов: например, одно дерево, два дерева, три дерева и т. д., и следить за четким проговариванием падежных окончаний числительных и существительных.
«Рыба, птица, зверь».
На слово взрослого «рыба» ребенок должен перечислить виды рыб и наоборот, если взрослый перечисляет и называет, к примеру, окунь, щука, сазан, ребенок должен быстро назвать обобщающее слово.
«Что (кто) бывает зеленым (веселым, грустным, быстрым?»
На конкретный вопрос типа: «Что бывает зеленым?» необходимо получить как можно больше разнообразных ответов: трава, листья, крокодил, лента и т. д.
«Отгадай предмет по паре других».
Взрослый называет пару предметов, действий, образов, а ребенок отгадывает: папа, мама – это семья, мясо, лук-это котлеты, торт, свечи - это праздник и т. д. Мир детского сознания состоит из одних вопросов. Им все интересно. Важно использовать такие ситуации для совершенствования речи детей.
«Я дарю тебе словечко».
Взрослый и ребенок по очереди дарят друг другу словечко, объясняя его значение, при этом ребенок может называть знакомое ему слово, а взрослый - незнакомое для ребенка слово и не просто объясняют значение этого слова. Но и составляют с ним предложение. В ходе таких упражнений обогащается словарный запас ребенка, развивается связная речь.
Игры на кухне
«Вкусные словечки» (по аналогии с игрой «Города»).
Каждое последующее слово начинается со звука, на который заканчивается предыдущее слово.
«Угощение».
Ребенку предлагается вспомнить вкусные слова на определенный звук: А- арбуз, ананас и т. д. ; Б- банан, бутерброд и т. д. Слова произносятся взрослым и ребенком по очереди. Важно, чтобы ребенок проговаривал: «Я угощаю тебя ананасом», «Я угощаю тебя апельсином» и т. д. Параллельно с выполнением этого задания ребенок упражняется в правильном употреблении падежных форм существительных. Для закрепления умения согласовывать существительные с прилагательным можно предложить ребенку добавить к своему слову какой-либо признак: «Я угощаю тебя оранжевым апельсином» или числительное «Я угощаю тебя двумя бананами».
«Путаница» игра на закрепление слоговой структуры слова.
Предложить составить слово из слогов, например, са-ко (коса, ло-мы (мыло). Если ребенок знает буквы и владеет слоговым чтением, можно эту игру провести следующим образом: на листе бумаги хаотично пишутся слоги, ребенок должен соединить линией слоги, чтобы получилось слово. Игра способствует развитию моторики рук.
«Один-два».
Предложить ребенку стать волшебником, превратить два слова в одно или наоборот, например, большие глаза - большеглазый, длинный хвост - длиннохвостый и т. д.
С целью введения в речь ребенка антонимов можно поиграть в игру «Наоборот».
Задается вопрос: «Лес какой?». Необходимо ответить парой слов-антонимов: лес большой - лес маленький, лес старый - лес молодой, лес зимний - лес весенний или взрослый называет слово, а ребенок подбирает к нему антоним.
Большое влияние на речь детей оказывает развитие мелкой моторики рук, так как доказано, что если развитие движений пальцев соответствует возрастной норме, то и развитие речи тоже в пределах нормы. Проводя дома упражнения на развитие моторики рук, можно использовать разнообразный подручный материал: бельевые прищепки, пробки от пластиковых бутылок, «сухие бассейны» с горохом, фасолью, рисом.
«Игры с бельевыми прищепками».
Различные геометрические фигуры из разноцветного картона с помощью прищепок превращаются в предметы, силуэт животных, птиц и т. д. Все зависит от фантазии играющих. Например, овал можно превратить в рыбку, приделав ей плавники из прищепок, можно превратить в ежика, прищепки будут играть роль иголок. Можно устроить веселую игру-соревнование между членами семьи. Кто быстрее снимет со своей одежды прищепки.
«Сухой бассейн».
На дне миски с фасолью (рисом, пшеном и т. д.) спрятать игрушки от киндер-сюрприза. Кто быстрее их достанет.
Игры в транспорте
«Слова»
Самая обычная и всем известная игра. Вы говорите слово, а ребенок должен определить последнюю букву и придумать свое слово, которое с нее начинается. И так далее.
«Угадай, какую цифру я задумал»
Родитель загадывает число (диапазон устанавливайте сами, в зависимости от возраста и знаний ребенка). Пусть ребенок попробует угадать, что вы загадали. Например, ваше число 8. Ребенок: “6”. Мама: “Больше”. Ребенок: “9”. Мама: “Меньше”. Ребенок: “8”. Мама: “Точно! Теперь ты загадывай!”
«Ищем свою цифру»
Загадайте цифру от 0 до 9 и по дороге ищите ее кругом: на рекламах, на домах, номерах машин и т. п. Поиграйте, кто больше отыщет.
«Угадай мультфильм»
Вспоминайте какой-нибудь отрывок (фразу, песенку) из мультика. Ребенок должен отгадать. Теперь он вспоминает, а вы отгадываете.
«Придумай стихотворение»
Вы придумываете первую строчку стиха, желательно об увиденном вокруг. А ребенок должен продолжить. Далее вы. В конце получится прикольный стих.
«Цвет автомобиля»
Выбираете цвет. Каждый свой. И считаем машины, задуманного цвета. Победит тот, кто за определенный промежуток времени насчитает больше.
7 «Потерялась» Притворитесь, что забыли дорогу домой. Пусть ребенок проведет вас. Заодно и проверите, помнит ли он путь домой.
Игры в очереди к врачу
«Назови три…»
Эта простая игра научит малыша классифицировать предметы. Нужно выбрать какую то группу предметов (автомобили, животные, фильмы и пр.) и далее спрашивать: «назови три…»
«Клеточки-черточки»
Эта игра способствует развитию логического мышления. Нужно нарисовать на бумаге клеточки и в каждой поставить черточки. Затем их перечеркивать по очереди с ребенком, пока не останется только одна. Проигрывает тот, чья очередь зачеркнуть подошла последней.
«Я волшебник»
Нарисовать любую геометрическую фигуру: круг, квадрат, треугольник. Затем «расколдовать» эту фигуру, превратив их в какие-то узнаваемые предметы: круг – в смайлик, квадрат – в домик и пр.
«Расскажи о лучшем друге»
Можно взять с собой любой детский журнал, и выбрать в нем любого понравившегося ребенку героя. Предложите ребенку составить историю про этого героя, добавляя в нее приключения, путешествия и другие интересные моменты.
«Общие черты»
Эта игра развивает у ребенка проницательность, наблюдательность, умение анализировать. В игре вместе с ребенком нужно найти общие черты окружающих предметов или людей.
«Инвентаризация»
Объяснить ребенку, что такое инвентаризация: учет того, чем владеет какая-либо организация. И начать считать…ботинки, двери, плакаты, все, что окружает вас. Для серьезности игры можно начертить таблицу, куда будут записываться все подсчитанные вещицы.
«Находки в журнале»
Даже если малыш еще не умеет читать, он может всегда посчитать: сколько в журнале машинок, цветов на странице и прочее. А вообще общение с ребенком – дело удивительное и увлекательное. Творите, придумывайте и вы получите огромное удовольствие даже от скучного ожидания!
Игры перед сном
Игра «Три тишины»
Правила такой игры перед сном очень и очень просты. Нужно создать абсолютную тишину, а после прислушаться, что происходит вокруг и какие звуки окружают малыша. К примеру, жужжит компьютер или стрекочут кузнечики. Нужно рассказывать, кто какой звук услышал.
«Волшебный ковер»
Можно выделить небольшой коврик и рассказать ребеночку, что ковер этот не простой, а волшебный. А перед сном, чтобы малыш успокоился, можно садиться с ним вместе на этот необыкновенный коврик и начинать рассказ. Для этого малыш должен сидеть с закрытыми глазками. Вы же в свою очередь начинаете сказку со слов «Сегодня наш волшебный ковер полетит…», ребеночек же должен дополнить, куда вы отправитесь. Далее повествование ведут по очереди, дополняя друг друга и фантазируя. Такая игра отлично развивает творческое мышление ребенка.
«Дневничок»
Попробуйте вести дневничок с ребеночком и перед сном вдвоем записывать события, произошедшие за день.
«Разговоры о животных»
Предложите малышу рассказать, как прошел у него день и провести аналогию этого дня с неким животным. Пусть объяснит вам, почему этот день похож именно на этого животного.
«Угадай, что рисую?»
Попробуйте пальцем рисовать что-то на спинке у ребеночка. Малыш же в свою очередь должен угадать.
«Кто к нам пришел?»
Также можно придумывать животное, а после «топать» руками по спинке ребенка так, чтобы он угадал, что это за зверек пришел.
«Волшебный мешочек»
Положите в мешочек небольшие игрушки, попросите ребеночка опустить ручку в мешок, взять одну из игрушек и, не вытаскивая таковую из мешочка, на ощупь угадать, что у малыша в руке.
«Любимая игрушка»
Можно на животик ребеночка положить его любимую игрушку. Малышу необходимо глубоко дышать. Так, чтобы игрушечка «плыла» на поднимающемся животике. Это упражнение похоже на упражнения йоги. Оно замедляет дыхание и успокаивает, что отлично подойдет в качестве игры перед сном.
«Логические цепочки»
Положите перед малышом разные геометрические фигурки. И начинайте их раскладывать, например: «квадрат, круг, треугольник, квадрат, круг…» попросите ребеночка продолжить цепочку.
«Вышивание»
На пяльцы натягивается марля, малышу нужно дать яркий цветной шнурок. Пусть ребеночек «вышьет» этим шнурочком на марле, протягивая его через дырочки в ткани. Вместо марли можно использовать картон, предварительно сделав много дырочек.
Многие спокойные игры перед сном развивают внимание, творческое мышление и память вашего ребенка. Поэтому не стоит пренебрегать такими спокойными, но интересными занятиями.
Каждую минуту общения с ребенком можно превратить в увлекательную игру, которая будет способствовать не только развитию речи детей, но формированию личности ребенка, его морально-волевых качеств, а также станет своеобразным мостиком от мира детей к миру взрослых.