Наталия Аникина
Особенности звукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Тема, которую мы взяли для исследования, на сегодняшний день является актуальной. У детей к старшему дошкольному возрасту должна быть сформирована полноценная речь, что является необходимым условием их успешного обучения в школе. Однако анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время, показывает, что количество детей имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Среди них значительную часть составляют дети 5-6 летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточно развитого звукопроизношения и фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно в овладении письмом и чтением. Кроме того недостаточно ясная речь затрудняет отношения с окружающими, влияет на личность ребёнка, ведёт к возникновению у детей закомплексованности, мешая им в полной мере раскрыть свои способности и интеллектуальные возможности. Поэтому важно своевременно выявлять и исправлять различные нарушения звукопроизношения у детей.
Публикация «Особенности звукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
В связи с этим была поставлена цель данного исследования – изучить особенности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования явились особенности речи детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования – состояние звукопроизносительной стороны речи у детей 5-6 летнего возраста.
Гипотеза данного исследования такова:
1. Своевременное и качественное выявление нарушений звукопроизношения у детей позволяет эффективно снизить уровень речевой патологии.
2. Нарушения в строении речевого аппарата и его моторики не позволяют формироваться чётким и правильным кинестезиям, необходимым при становлении звукопроизношения.
3. Недоразвитие фонематического слуха тормозит процесс формирования правильного произношения звуков у детей.
В соответствии с целью, объектом, предметом, гипотезой данного исследования, нами были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать научно- методическую литературу по данной проблеме;
2. Выявить особенности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста;
3. Обследовать состояние звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста;
4. Разработать рекомендации для родителей по преодолению нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста
Для решения этих задач был проведён теоретический анализ научно – методической литературы по данной проблеме, который показал, что в онтогенезе развитие и становление звукопроизносительной стороны речи происходит постепенно, в определённой последовательности по мере созревания речеслухового и речедвигательного анализаторов и тесно связано с развитием фонематического слуха. В норме к пяти годам у ребёнка должна быть полностью сформирована звукопроизносительная сторона речи. Но существует множество причин (биологических и социальных, которые отрицательно сказываются на формировании правильного звукопроизношения у детей, и 5-6 летние дети продолжают неправильно произносить звуки речи.
Данная проблема определила необходимость проведения констатирующего эксперимента, целью которого явилось:
1. Выявить у дошкольников нарушения в строении артикуляционного аппарата;
2. Выявить степень подвижности органов артикуляционного аппарата, умение выполнять упражнения в статике, в движении;
3. Выявить нарушения звукопроизношения : обследовать умение детей произносить звук изолированно, в слогах, в словах, во фразовой речи;
4. Выявить особенности фонематического восприятия – как дети воспринимают звуки на слух и как они их различают.
Диагностической основой нашего экспериментального исследования явилась методика А. В. Лопатиной.
Экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ № 133 «Одуванчик». В экспериментальном исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения звукопроизношения, посещающими логопеда детской поликлиники: пять мальчиков и пять девочек.
Приступая к обследованию мы познакомились с данными медицинской документации и сделали вывод, что физический слух всех исследуемых детей соответствует норме, интеллект соответствует возрасту.
Было проведено анкетирование родителей для сбора анамнестических данных, из которых мы сделали вывод о том, что серьёзной патологии раннего физического развития ни у кого из детей не наблюдалось. Особенности в том, что двое детей рождены через кесарево сечение, остальные – естественным путём. Раннее речевое развитие происходило с опозданием только у одного ребёнка экспериментальной группы.
Далее проводилось обследование анатомического строения артикуляционного аппарата, где выяснилось, что только у одного ребёнка нет нарушений в строении органов артикуляции, а у 90% детей в т ой или иной степени присутствуют отклонения (короткая подъязычная уздечка, неправильный прикус, редкие зубы, узкое нёбо). Это можно увидеть на рисунке 1.
При обследовании артикуляционной моторики мы предлагали детям выполнить ряд упражнений: «Улыбка – Хоботок», «Лопаточка», «Часики», «Горка», «Качели», «Лошадка».
При выполнении данных упражнений выяснилось, что у 100% детей есть отклонения в подвижности органов артикуляции. В основном нарушения проявлялись в том, что язык и губы были малоподвижны.
Следующим этапом было обследование состояния звукопроизношения, где детям предлагалось 4 задания:
1. Произнести звук изолированно;
2. Повторить слоговые ряды – прямые и обратные;
3. Назвать картинку, где звук слышится в начале, в середине, в конце слова;
4. Повторить стихотворение.
Подводя итог всех выполненных заданий, выяснилось, что самые большие трудности у детей вызывает произношение сонорных звуков [р], [р`], [л] – это 35% от всех нарушений, а также шипящих звуков – 38% от всех нарушений. Произношение звука [л`] – у всех детей в норме.
Это представлено на данной диаграмме.
Самым распространённым нарушением среди исследуемых детей наблюдалось искажение шипящих и сонорных звуков, также присутствовали замены на другой звук и пропуск звука.
О состоянии звукопроизношения у детей ЭГ можно судить по данной диаграмме.
На высоком уровне – 20% детей
На среднем уровне – 60% детей
На низком уровне – 20% детей
Далее нам было необходимо провести обследование состояния фонематических функций у детей.
Для этого детям было предъявлено 2 задания:
1. «В каком слове слышится звук»
2. «Назови первый и последний звук в слове».
Проведённые диагностические задания дают основание сделать вывод, что у 80% детей экспериментальной группы фонематическое восприятие нарушено (средний и низкий уровень, у 20% детей – фонематический слух в норме.
Таким образом по результатам констатирующего эксперимента, исходя из данных всестороннего логопедического обследования мы сделали вывод, что у 20% детей наблюдалось простое мономорфное нарушение звукопроизношения, т. е. нарушено произношение звуков одной артикуляционной группы – сонорных (2х-3х звуков). Кроме того у этих детей присутствуют механические повреждения артикуляционного аппарата, фонематический слух в первом случае страдает, во втором – не нарушен.
У 80% детей ЭГ определилось сложное полиморфное нарушение, т. е. нарушено произношение большого количества звуков (от 5 до 14) из разных артикуляционных групп (в основном шипящих и сонорных). Кроме того у этих детей отмечалась неточность, малоподвижность органов артикуляции, затруднения в переключении с одного движения на другое. Дети затруднялись в произношении слов, где звук стоит в разной последовательности, в произнесении многосложных слов.
К тому же у этих детей выявлено значительное снижение фонематического восприятия. Это дети среднего и низкого уровня. Причём у 20% детей кроме всего перечисленного страдает и лексика и грамматика.
Исходя из полученных данных, подводя итог констатирующего эксперимента мы сделали вывод, что из всех детей экспериментальной группы – 80% детей- с фонетико-фонематическим недоразвитием;
20% детей- с наличием только фонематического дефекта.
У одного ребёнка было выявлено общее недоразвитие речи. Данный ребёнок был направлен на медико-педагогическую комиссию.
Для успешности и результативности логопедической работы одной из важных наших задач было убеждение родителей в необходимости регулярных посещений детьми логопедических занятий, в выполнении домашних заданий, в осуществлении контроля за речью ребёнка.
Т. о. результаты проведённого исследования в констатирующем эксперименте доказывают то, что дети с нормальным физическим слухом очень часто испытывают трудности в различении тонких дифференциальных признаков фонем, которые влияют на весь ход развития звуковой стороны речи. К тому же нарушения в строении речевого аппарата и его моторики тормозят процесс становления звукопроизношения.
Таким образом цель данного исследования – изучить особенности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста была достигнута. Задачи решены. Гипотеза нашла своё экспериментальное подтверждение.