Юлия Огулова
Эссе «Моя педагогическая философия, или Каким должен быть воспитатель»
▼ Скачать + Заказать документы
Огулова Юлия Валентиновна,
инструктор по физической культуре
ГБДОУ № 85 Приморского района Санкт-Петербурга
«Моя педагогическая философия или каким должен быть воспитатель»
Что такое педагогическая философия? Педагогическая философия – это мера и способ творческой самореализации личности педагога в разнообразной педагогической деятельности и общении с детьми, это строгая и ясная система взглядов на особенности, цели и задачи своей профессии, система приемов и методов обучения детей. Каноны педагогической философии таковы: «удивляясь – удивлять, увлекаясь – увлекать». Ведь познание мира начинается с удивления. В силах воспитателя превратить любое детское занятие в удовольствие, нечто удивительное и увлекательное. Недаром есть поговорка: творчество - лучший учитель. Вырастить человека в полном смысле этого слова – совершить чудо. И такие чудеса обыкновенные воспитатели стараются совершать ежедневно. Рассказать, показать, объяснить, увлечь и вести за собой каждого ребенка, работать с ним в содружестве и сотворчестве, быть ему во всем примером. Не обучать его, а жить с ним, вселять в его душу любовь, веру, радость познания мира. Научить детей не ждать готовых ответов и решений, а искать и находить знания самим, идти трудными дорогами познаний.
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия, или Каким должен быть воспитатель“» размещена в разделах
Воспитательный процесс в детском саду должен быть направлен на раскрытие возможностей и интересов детей, на свободу их в выборе того, чем заниматься на данный момент времени и в целом в выборе своих интересов. Доверительные отношения между педагогом и ребенком крайне важны.
В свое время Ушинский К. Д. писал: «Люди, сильные в теории, но беспомощные на практике, мало на что пригодны». Ведь если дети имеют лишь знания, но не умеют применять их на практике и в быту, то весь процесс воспитания можно назвать пустой тратой времени.
Роль воспитателя в формировании личности детей очень важна. Ведь именно благодаря воспитателю ребенок впервые знакомится с социумом, проявляет себя в командной и коллективной деятельности, развивается как личность. Каждый день воспитатели стараются вносить в жизнь своих детей положительные эмоции, радость жизни, доброту, дать что-то новое, привить положительные нравственные качества, чего порой так не хватает в нашем обществе. В современное время родителям в силу своей занятости зачастую некогда прививать простые истины своему ребенку, учить его азам хороших манер и объяснять, что такое хорошо, а что такое плохо. Вот тут-то как раз и приходят на помощь отзывчивые воспитатели. Доброе и яркое детство ребятам в детском саду обеспечивают педагогически подкованные, мудрые, терпеливые профессионалы своего дела, любящие детей.
А. С. Макаренко в свое время сказал: «Умение воспитывать – это все-таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины». Искусство быть воспитателем в детском саду также многогранно и сложно, как всякое искусство. В зависимости от обстоятельств воспитателю нужно уметь многое: он для детей и учитель, который все знает, всему научит, все объяснит; и товарищ по игре; и близкий человек, который выслушает, все поймет и поможет в трудную минуту. Воспитатель – это мудрец, к которому дети идут за советом.
Высшее проявление педагогической успешности – это не столько высокие показания усвоения материала, сколько радость и улыбки детей. Ведь именно от педагога зависит то, какие качества будут заложены в ребенке. Одна восточная мудрость гласит: «Ребенок не сосуд, который надо наполнить, а огонь – который надо зажечь!»
Какой же воспитатель нужен сегодня детскому саду? Такой, как и во все времена – добрый, внимательный, приветливый, терпеливый, любознательный, интересующийся жизнью, умеющий оставлять все свои проблемы за дверью детского сада. Воспитатель в детском саду практически как вторая мама: любит детей, приласкает, приголубит, утешит, развеселит, накормит, спать уложит, поможет одеться и раздеться, умыться, погуляет, поиграет с ними и многое другое. И все это она делает не с одним ребенком, а с целой группой детей, где их количество бывает до 30-ти.
Человеку, выбравшему профессию воспитателя, необходимо быть искренне заинтересованным, стремиться познавать новое в мире и науке, постоянно повышать уровень методической грамотности. Важно уметь каждому педагогу применять профессиональные знания на практике: организовывать образовательный процесс с учетом личностных особенностей каждого ребенка, веря в него и уважая внутренний мир малыша. Большое значение в успешности воспитателя имеет педагогическая культура. Корректность, грамотная речь, доброжелательность, коммуникабельность помогут подобрать ключик к каждому ребенку, найти общий язык с родителями и коллегами. Доброта и милосердие должны быть присущи любому человеку, а тем более воспитателю, так как его авторитет складывается от его отношения к делу и профессии вообще.
К. Д. Ушинский писал: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само отыщет вас». А счастливого воспитателя видно сразу – он живет в среде детей, понимает их потребности, налаживает контакты с их родителями, вдумчиво относится ко всему, что окружает его, стойко переносит невзгоды беспокойной педагогической жизни.
На свете есть много разных профессий,
И в каждой есть прелесть своя.
Но нет благородней, нужней и чудесней,
Чем та, кем работаю я.
Профессия педагога – одна из самых важных и значимых в нашем современном мире. Но самое главное в нашей профессии то, что мы одними из первых воспитываем «маленького человека», как личность, как гражданина своей Родины. Закладываем в нем ростки его будущего характера.
Я выбрала эту специальность случайно. Но, работая с детьми поняла, что это был правильный выбор.
Мир детства сладостен и тонок,
Как флейты плавающий звук.
Пока смеется мне ребенок,
Я знаю, что не зря живу,
Твердят друзья:
«Есть нивы тише»,
Но ни за что не отступлю,
Я этих милых ребятишек,
Как собственных детей люблю…