Нина Митрофанова
Формы организации с детьми по ознакомлению с окружающим миром со старшими дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Старший дошкольный возраст ребенка – один из ответственных этапов, на котором закладываются основы знаний об окружающем мире. Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владения знаниями, но и в первую очередь умение добывают эти знания самому и оперировать ими.
Согласно ФГТ, сегодня нужны новые формы работы, которые позволяли бы нашим педагогам, так обучать дошкольников, чтобы они об этом даже не догадывались.
Публикация «Формы организации с детьми по ознакомлению с окружающим миром со старшими дошкольниками» размещена в разделах
Основу содержания любой деятельности ребёнка составляют те знания, которые образуются при ознакомлении с окружающим, в частности с природой.
Дети пятого года жизни уже обладают довольно обширными знаниями об окружающем миром. Однако в них преобладает фрагментарность, нечеткость представлений о предметном мире, и особенно о деятельности и взаимоотношениях людей. Восполнить эти пробелы позволяет детям изучение способов практического применения знаний, навыков, представлений. Некоторыми способами дети овладеют в реальных повседневных ситуациях действия, общения. С другими могут познакомиться только в условиях воображаемой ситуации, создаваемой в игре.
Формами организации деятельности детей при ознакомлении их с окружающем миром являются :
1. Специально организованная учебная деятельность.
2. Игры.
3. Самостоятельная деятельность детей (художественная, двигательная, речевая, игровая, трудовая, исследовательская).
4. Индивидуальная работа.
5. Наблюдение, экскурсии, походы.
6. Праздники и развлечения, кружки и тому подобное.
В зависимости от возраста детей, педагогической цели, материально – технического обеспечения группы, профессионального мастерства педагога они могут быть организованны фронтально, подгруппами или индивидуально.
Основной формой организованной учебной деятельности детей дошкольного возраста является непосредственная организованная деятельность, где активно используется метод экспериментирования.
В старшей группе начинают вводиться длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности явлений и процессов. Сравнивая два объекта или два состояния одного и того же объекта, дети могу находить не только разницу, но и сходство.
В старшем дошкольном возрасте дети довольно хорошо запоминают инструкции, понимают их смысл, но из-за несформированности произвольного внимания часто забывают об указаниях. Поэтому предоставляя детям самостоятельность, педагог должен очень внимательно следить за ходом работы и за соблюдением правил безопасности.
Используются элементарные опыты при знакомстве детей с объектами неживой природы (вода, песок, глина, воздух, камни) и живой природы (какой цвет предпочитают насекомые, превращение бабочки, как дождевые черви образуют почву, как кошка язычком чистит себе шерстку, при изучении собственного организма (зачем нужен нос, рот, уши, язык).
В старшой группе можно дать дидактические игры на сравнение предметов и узнавание их по частям (цветкам, листьям). Проводя игру, например «Узнай, чей лист?», дети сравнивают лист, полученный для отгадывания, с листьями имеющимися у растений. В играх «Путешествие в страну вещей», «Похож – не похож», «Отгадай-ка», «Узнай по описанию» дети упражняются в различении предметов по их качеству, приобретают умение находить наиболее характерные признаки предметов, упражняются в описании предметов по представлению.
Со старшими дошкольниками проводится много игр, с целью закрепления знаний о труде взрослых.
Во время прогулок проводятся опыты вместе с детьми (превращение воды в лед, откуда дует ветер). Прежде всего, необходимо знакомить ребят с теми фактами действительности, которые, так или иначе, попадают в их поле зрения в быту, в повседневной деятельности (например, свойство воды разливаться, растворять сахар).
Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камешки, ракушки) позволяют закрепить знания детей об окружающей их природной сфере, формируют мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация). Воспитатель организует такие игры во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, листьями, семенами.
Художественно – продуктивная деятельность приносит много радости дошкольникам. Копируя окружающий мир, они изучают его. Очень интересен детям нетрадиционный способ – пластилинография – создание лепных картин с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности. Я организовала работу кружка по лепке картин из пластилина, где дети знакомятся с обитателями подводного мира, обитателями жарких стран, домашними и дикими животными, условиями их обитания в различное время года.
Так как ознакомление детей с окружающим миром и в повседневной жизни происходит главным образом во время прогулок на участке детского сада, то воспитатель может расширить оснащение участка. Например, на нашем участке в зимний период мы развешиваем кормушки для птиц, сделанные своими руками, в весенний период скворечники для птиц. Также вместе с родителями построили корабль, мотоцикл для игры детей. Летом в цветниках растут не только живые цветы, но и сделанные своими руками из обычных пластиковых бутылок, а на стволах деревьев сидят бабочки и пчелы.