Сиразетдинова
Деятельность педагога-дефектолога в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Кто же такой учитель-дефектолог?
Профессия дефектолога находится на стыке медицины и педагогики, существует несколько дефектологических специальностей. Наиболее известный специалист дефектологического профиля - это учитель-логопед, специалист, работающий со всеми видами речевых нарушений. С детьми, испытывающими различные ограничения по слуху, от тотальной глухоты до слабослышащих,- работает другой специалист - сурдопедагог.
Публикация «Деятельность педагога-дефектолога в ДОУ» размещена в разделах
Олигофренопедагог – обучает детей с недостатками интеллектуального развития. Тифлопедагог помогает детям с недостатками зрения.
Итак, учитель-дефектолог - это специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, имеющих особые образовательные потребности. Иными словами, учитель-дефектолог занимается с детьми, которые без организации особых образовательных условий не смогут освоить общеобразовательную программу дошкольного или школьного образования.
Целью работы учителя-дефектолога является создание условий для развития и адаптации ребё нка в различных сферах жизни: социальной, учебной, бытовой и максимальная компенсация отклоняющегося развития. Учителя-дефектологи работают в тесной связи с психологами, психиатрами, неврологами, эта взаимосвязь важна при определении индивидуального педагогического маршрута ребенка с особенностями в развитии. Чем же занимается учитель-дефектолог?
Основными задачами работы учителя-дефектолога являются:
1. Всестороннее изучение особенностей психофизического развития ребенка с целью определения оптимального образовательного маршрута;
2. Составление индивидуально-ориентированной адаптированной образовательной программы на каждого ребенка;
3. Отслеживание динамики развития ребенка в ходе коррекционной деятельности.
4. Консультирование родителей ребенка и педагогов дошкольного отделения
Формами работы учителя-дефектолога являются:
- фронтальные занятия
- подгрупповые занятия
- индивидуальные занятия.
Деятельность учителя-дефектолога включает в себя много направлений:
- сенсорное и сенсомоторное развитие;
- формирование пространственно-временных отношений;
- умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты;
-формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления);
- нормализация ведущей деятельности возраста;
- формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи; - готовность к восприятию учебного материала;
- формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.
Структура дефектологических занятий интересна и разнообразна. Набор развивающих игр настолько велик, что дети, с большим интересом занимаясь, не замечают, что чему- то целенаправленно учатся. Каждое занятие представляет собой целый комплекс по развитию познавательной деятельности, моторики, речи, фонетического слуха и др. На занятиях дети рисуют, лепят, играют с песком и водой, на ощупь угадывают предмет и определяют материалы, из которых он сделан, сортируют природный материал и т. д.
П