Татьяна Мех
Музыкально-ритмическая деятельность как средство коррекции и социализации дошкольников с нарушением зрения
Музыкально-ритмическая деятельность как средство коррекции и социализации дошкольников с нарушением зрения.
Со II половины XX века особое место в педагогике занимает направление, изучающее влияние музыки на детей с различными проблемами в развитии. Коррекционные возможности музыкального искусства по отношению к ребенку с проблемами проявляются прежде всего в том, что оно выступает источником позитивных переживаний ребенка, рождает потребности и способы их удовлетворения, обеспечивает формирование музыкальной культуры и осуществление коррекции отклонений в познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферах, создает условия для социальной адаптации.
Публикация «Музыкально-ритмическая деятельность как средство коррекции и социализации дошкольников с нарушением зрения» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Работа музыкального руководителя
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Наше дошкольное образовательное учреждение посещают дети с различными нарушениями зрения. Составной частью музыкального воспитания детей с нарушением зрения являются музыкально-ритмические движения, которые осуществляют не только развитие такого ребенка, но и коррекцию и компенсацию имеющихся у него отклонений в развитии средствами музыки и движения.
Движения под музыку – это вид музыкальной деятельности, основой которого является взаимодействие музыки и ритмического движения. В процессе движений под музыку дошкольники овладевают культурой тела, «языком движений», происходит совершенствование движений, появляется их выразительность, а также наилучшим образом для детей с нарушением зрения преодолеваются трудности зрительно-пространственной ориентировки, некоординированность двигательных актов.
В процессе формирования движений под музыку у детей с проблемами зрения решаются следующие задачи:
1. Развитие музыкального восприятия, умение передавать различные средства музыкальной выразительности, отражать в движениях жанры музыки (марш, танец, песню);
2. Овладение «языком движений», умение с помощью жестов, мимики в танце, игре передавать музыкальный образ;
3. Развитие творческих проявлений в движениях под музыку, становление музыкально-двигательной импровизации в сюжетно-игровых композициях, этюдах, сюжетных танцах;
4. Осуществление средствами движения коррекции познавательной, эмоционально-волевой, моторной, личностной сфер ребенка с проблемами зрения.
Естественные для ребенка подвижность, двигательная активность, эмоциональный отклик на музыку, желание двигаться под нее делают музыкальное движение одним из самых любимых видов музыкальной деятельности. Но особенно важно то, что для детей с нарушением зрения оно является средством ориентировки в окружающем мире и в информации.
Для занятий подбираем игры и упражнения, танцы наиболее подходящие для решения коррекционных задач.
1. Те, которые сами по себе содержат элементы коррекции. Например, упражнения: «Бегите ко мне» автор Дубянская, муз Тиличеевой (способствует развитию прослеживающих функций); «Птички летают» Банникова (способствует развитию переферического зрения, «Карусель» русская нар. мел. (развивает пространственную ориентировку, «Смело идти и прятаться» Баркович (развитие понятия «ближе-дальше», пространственной ориентировки, «Змейка» Щербачев (развивает прослеживающие функции глаз).
2. Те упражнения и игры, которые дополнены коррекционными задачами.
Так, для успешного решения таких коррекционных задач, как ориентировка по цвету в упражнениях «Дождик» Меерсона, «Мячики прыгают, мячики покатились» Теплицкой, «Упражнение с флажками» муз. Шуберта, играх «Зайчики скачут в свободный домик», «Вожаки» муз. Бетховена мы вводим ориентиры определенных цветов.
3. Упражнения, танцы, игры с предметами: с мячами, обручами, лентами,
игрушками, платочками, флажками, шарами (игры «Магазин игрушек» латвийская нар. мелодия, «Дети идут в гости» Феоктистовой, «Игра со звоночками» Рожавской, «Игра с флажками» муз. Чичкова, «Прятки с платочками» венгерская нар. мелодия, «Кто скорее возьмет игрушку» латвийская нар. мелодия; упражнения «Качание рук с лентами» польская нар. мелодия, «Передача платочка» Ломовой, «Упражнения с погремушками» Жилина, «Упражнение с мячами» Александрова, которые помогают развитию зрительного анализатора, совмещая зрительный и слуховой образ.
Регулярные занятия по музыкально - ритмическим движениям к концу учебного года дают хорошие результаты:
• дети, плохо ориентирующиеся в пространстве, страдающие нарушением координации движений, начинают свободно передвигаться, выполнять различные перестроения;
• легко справляются с задачами, связанными с развитием прослеживающих функций;
• безошибочно определяют, что расположено ближе, что дальше, в каком направлении нужно двигаться, чтобы достичь цели;
• легко совмещают зрительный и слуховой образ.
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. А отставание в развитии психических функций, ограниченный опыт практических действий, плохо развитая общая моторика, несформированность эмоциональной и двигательной выразительности делают важным включение музыкально-ритмических движений в систему коррекционной работы с детьми данной категории.
Литература:
1. «Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика» под редакцией Е. А. Медведевой – Москва, издательский центр «Академия», 2002 г.
2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида под редакцией Л. И. Плаксиной – Москва, «Город», 1999 г.