Наталья Владимировна
Музыка — важное средство нравственного и умственного воспитания человека
Статья
«Музыка-важное средство нравственного и умственного воспитания человека!»
«Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков - важное средство
нравственного и умственного воспитания человека,
источник благородства сердца и чистоты души.
Музыка открывает людям глаза на красоту природы,
нравственных отношений, труда.
Публикация «Музыка — важное средство нравственного и умственного воспитания человека» размещена в разделах
Благодаря музыке в человеке пробуждается
представление о возвышенном, величественном,
прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе».
В. А. Сухомлинский
Выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский называл музыку могучим средством эстетического воспитания. «Умение слушать и понимать музыку - один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания», - писал он. Эстетическая роль музыки заключается в воспитании эстетической и этической восприимчивости и отзывчивости. Чувства (эмоции) радости и горя, наслаждения и боли, возвышенно-героического и низменного, красивого и безобразного как бы вызываются и упражняются музыкой. Под влиянием музыки происходит формирование эстетического вкуса как ядра ценностных ориентаций в художественной картине мира, развивается способность эстетического созерцания и самоуглубления. Музыка несет в себе не только эмоции; в процессе музыкальной деятельности ребенок знакомится с историческими эпохами, личностями, усваивает лучшие образцы поэзии, литературы, даже некоторые математические и физические понятия, связанные со звуком, при этом формируется направленность на познание мира и самого себя. В этом познавательная роль музыки.
Воспитывающая роль музыки состоит в формировании гуманного отношения к миру, в присвоении личностью эмоционального начала извечных человеческих ценностей - любви, красоты, добра, человеческого достоинства, жизнелюбия. Музыка является предметом и источником духовного общения, совершенствования. Огромна роль ее в передаче народных, национальных ценностей и традиций.
Развивающая роль занятий музыкой определяется художественно-творческим характером музыкальной деятельности, направленностью на самовыражение, самосозидание. Освоение музыки помогает развить мышление - образное и логическое, абстрактное и конкретное; музыка формирует чувство ритма и гармонии, наблюдательность, память, воображение, голосовой аппарат, мелкую моторику пальцев.
Развитию духовно-нравственного становления личности, ее гармоничного отношения к природе, людям, искусству способствует профессия музыкального руководителя, ответственная творческая профессия, направленная на совершенствование музыкально-исполнительских способностей дошкольников, а также на развитие у них умения воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь к различным видам искусства.
Нравственные и эстетические качества очень важны для человека, для формирования культурной личности. И чем раньше малыш начнет это осознавать и принимать, тем больше общечеловеческих качеств будет заложено в его личности. Благодаря музыке и музыкальному искусству, ребенок учится тонко воспринимать происходящее вокруг, в нем раскрываются искренность и открытость, чуткость к проблемам окружающих. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии музыки, пробуждают у него фантазию, обогащают духовный мир. Музыка способна захватывать миром звуков и уносить в мир красоты и вдохновения. Музыкальное воспитание оказывает комплексное воздействие на развитие детей как в духовном, культурном, личностном плане, так и в физическом посредством различных упражнений. Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б. М. Теплов) : она отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нем и в самом человеке. А наше отношение - это, как известно, наши эмоции. Значит, эмоции являются главным содержанием музыки, что и делает ее одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы ребенка.
Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, регуляции его психических функций, а также поведения в целом. Мир музыки открывает возможности развивать музыкальные способности ребенка, творить вокруг красоту и гармонию жизни, раскрывать его эмоционально-чувственную сферу.
По мнению И. А. Бутаковой и Н. В. Наташиной, «Дошкольный возраст является периодом, когда закладываются основные способности ребенка, начинают проявляться его скрытые таланты, идет активное развитие личности. Ребенок в этом возрасте наиболее восприимчив к информации и способен реализовать себя практически в любой сфере. Музыка открывает для ребенка дорогу в творчество, позволяет избавиться от комплексов, «открыть» себя миру. Очень важно начать музыкальное воспитание как можно раньше, чтобы приобщить ребенка к всему многообразию музыкальной культуры». По мнению Д. А. Галиуллиной, «огромным потенциалом обладают интегрированные занятия по музыке и развитию речи. Они должны проводятся не от случая к случаю, а систематически. Тогда это позволит сформировать у дошкольников вокально-певческие навыки. Особое место на интегрированных занятиях по музыке. должно отводиться пению». Благодаря применению технологии интегрированного обучения повышается творческая активность детей в музыкальной деятельности : раскрывается творческий потенциал воспитанников и у них появляется возможность воплотить свое эмоциональное состояние в изобразительной деятельности, музицировании, ребята легко импровизируют на предложенную тему. Исполнительское творчество детей в музыкальных спектаклях, концертах, помогает воспитать у них эстетические чувства, обогатить разнообразными, надолго запоминающимися впечатлениями, расширить кругозор, раскрыть их творческий потенциал, проявить интерес к более глубоким музыкальным впечатлениям, укрепить любовь к музыке. В различных видах музыкальной деятельности (восприятии, исполнительстве, творчестве, музыкально-образовательной) дети открывают для себя новые впечатления, переживания, образы.
Разные виды музыкальной деятельности специфически воздействуют на развитие личности ребенка. Ученые установили, что музыкальное искусство :
• способствует снижению эмоционально-психического напряжения, создавая положительные эмоции;
• способствует формированию моторики и укреплению физического здоровья;
• развивает артикуляционный аппарат, речевой слух и речедвигательную координацию (при применении ручных жестов в пении небольших попевок);
• развивает певческие и речевые навыки - звукообразование, дыхание, дикцию, чистоту и выразительность интонирования;
• влияет на развитие памяти, внимания и музыкальных способностей;
• формирует нравственные качества у дошкольников;
• способствует умственному развитию детей;
• развивает творческие способности и фантазию дошкольников
Таким образом, важно, чтобы дети научились воспринимать звучание более точно, то есть отличали тембры, звуко-высотность, длительность и силу. Поняв и освоив все это, ребёнок выйдет на новый, «высший», если можно так сказать, уровень слушания музыки. Сочетание звуков в этом случае станет своеобразным языком, передающим образы, настроения и оттенки человеческих чувств и эмоций. Музыка будет вызывать ассоциации, и рисовать в воображении малыша целые «живые» картины. Интерес к народной музыке поможет сформировать у ребёнка чувство патриотизма и национальной гордости.