Елена Шестопалова
Консультация для родителей «Воспитывать нравственного человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Доброта, отзывчивость, честность, порядочность, трудолюбие - кто из родителей не хотел бы воспитать у своего ребёнка эти прекрасные человеческие качества.
К сожалению, их желание не всегда осуществляется.
Пытаясь понять, что стало причиной неудачи, родители склонны видеть её, в плохом влиянии сверстников улицы, в том, что были с ребёнком недостаточно строги, мало, наказывали, а то и в наследственной предрасположенности к "дурному". А иногда видимой причины вроде бы и вообще не было. Дело в том, что нравственное становление личности происходит под влиянием разных воздействий, и примера окружающих детей, и жизненных обстоятельств, впечатлений, и собственной практической деятельности человека, и многого другого. Можно сказать, что нравственность воспитывается самой жизнью. Но тогда возникает вопрос: значит, нужно лишь положиться на судьбу, ведь невозможно уберечь ребёнка от всех непредсказуемых, нежелательных влияний. Не водить же его всю жизнь за руку. У ребёнка должен быть сформирован такой внутренний стержень, который помогал бы ему делать правильный выбор, поступать в соответствии с моральной нормой. Стержень это - отношение к другим людям.
Публикация «Консультация для родителей „Воспитывать нравственного человека“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Собственно, в этом отношении и проявляется нравственная сущность человека. Когда переживания ребёнком острого чувства жалости при виде страданий другого будет побуждать его к оказанию помощи. А жгучие чувство стыда перед окружающими за совершенный им нечестный поступок заставит раскаяться в нём, удержит от повторения подобного поступка, тогда можно говорить, что выполнение нравственных норм становиться внутренним стремлением ребёнка, что нравственная норма стала мотивом, побудителем его поведения. Те, кто поступают в соответствии с нравственными принципами и живёт в согласии со своей совестью, ощущают себя счастливыми, как бы не оценивали их те, кто живёт по иным законам. Воспитывая нравственного человека, мы воспитываем человека счастливого. Известно, что в нравственном воспитании семье принадлежит ведущая роль. Для нормальной, благополучной семьи характерны атмосфера родственных эмоциональных связей. Наиболее велико влияние этой атмосферы на ребёнка в дошкольном возрасте. Малыш особенно нуждается в любви и ласке родителей, у него огромная потребность в общении со взрослыми, которую наиболее сильно удовлетворяет семья. Любовь родителей к ребёнку, их забота о нём вызывают у малыша ответственный отклик, делают его особенно восприимчивым к нравственным установкам и требованиям матери и отца.
Если ребёнок окружён любовью, чувствует, что он любим, независимо от того, какой он, это вызывает у него ощущения защищенности, чувство эмоционального благополучия, он осознаёт ценность собственного "Я".
Пятилетний малыш боится спать один в тёмной комнате, мы стыдим его, требуем, чтобы он перестал бояться, и оставляем его наедине со своими страхами. Мы считаем свои требования правильными, а ребёнок ощущает непонимание, нежелание взрослых помочь ему. В зависимости от особенностей детей, одни в этом случае замыкаются в себе, чувствуют свою неполноценность, становятся неискренними со взрослыми, другие бурно протестуют, капризничают, упрямятся. Можно ли воспитывать у дошкольника чуткое и бережное отношение к чувствам других, если он сам постоянно сталкивается с непониманием со стороны взрослых. Оценивать желательно конкретный поступок и его последствия. Так постепенно вы будете учить ребёнка ориентироваться в своём поведении на то, как отразится его поступок на окружающих.
Уже маленький ребёнок стремится получить одобрение взрослых и детей, быть в их, глазах хорошим. Помогает ему в этом не только прямая, но и косвенная оценка, когда его сравнивают с другими детьми или героями сказок, литературных произведений. Малыш хочет быть похожим на положительного героя. Большое влияние на развитие у малыша нравственных чувств оказывает чтение сказок, рассказов, где описывается борьба положительных и отрицательных персонажей. Ребёнок сопереживает успехам и неудачам героев. В общении детей со взрослыми при чтении книг, просмотре телепередач есть немало поводов для бесед с ребёнком на этические темы. Однако нравственные качества нельзя воспитать лишь разъясняя ребёнку, что хорошо, а что плохо, нельзя научить его быть добрым так же, как научить читать и считать. Малыш может прекрасно знать, что нужно сочувствовать чужой беде, но не сделать даже попытки помочь попавшему в беду. Необходимо, чтобы ребёнок с малых лет упражнялся в нравственных поступках в доступной ему деятельности. Поможет здесь игра. Игра детей старшего возраста уже не требует участия взрослых, но нельзя совсем не обращать внимания на то, во что и как играют дети. Если ваш ребёнок в игре захватывает главные роли, лучшие игрушки, не считается с интересами других детей, это должно насторожить вас - в нравственном воспитание ребёнка что-то упущено.
В семье есть благоприятные условия для воспитания трудолюбия у детей. Общаясь со взрослыми, малыш узнает об их заботе, радостях и волнениях, начинает понимать, что у них есть свои интересы и желания, которые так же значимы, как и его собственные. Ребёнок растёт, и круг его общения расширяется, он всё более самостоятельно вступает в контакты с детьми и взрослыми. К этому периоду он должен овладеть необходимыми навыками культуры общения. Хорошие манеры-это не кем-то выдуманные истории, а столетиями отбиравшиеся правила людей в обществе. Дошкольник самостоятельно не может брать информацию о жизни общества. Источником её являются взрослые члены семьи. Их авторитет для ребёнка столь велик, что сведения поступающие из других источников могут опровергнуты словами, мимоходом сказанные отцом или матерью.
Поэтому ответственна их роль в формировании у дошкольника тех чувств и представлений, которые лягут в основу воспитания патриотизма и гражданственности.
Спасибо за внимание!