Васса Богачёва
Консультация «Мудрость русской культуры в воспитании»
▼ Скачать + Заказать документы
МУДРОСТЬ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВОСПИТАНИИ
Статью подготовила Богачёва Васса Ваисовна,
воспитатель ГБОУ «Школа№ 842»
Дошкольное детство, пожалуй, главная ступень в развитии личности ребенка, которую нельзя переступить. Она подобна фундаменту у домика, а домик это маленький человечек – ребенок.
Публикация «Консультация „Мудрость русской культуры в воспитании“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Существует множество способов заложить этот фундамент, но есть один единственный, который закладывается на духовном уровне. Я говорю, о русской традиционной культуре, которая как - то стала забываться в последнее время, что очень огорчает.
Слово “фольклор” в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. М. Горький говорил: “… Начало искусства слова – в фольклоре”.
Фольклор используется воспитателем каждого детского садика на мой взгляд. Ведь именно традиции, которые закладывались столетиями, помогают во всестороннем развитии ребенка.
Когда малыш приходит в садик наступает этот тяжелый период адаптации к новым условиям, всегда на помощь воспитателю приходят потешки.
Не плачь, не плачь,
Куплю калач.
Не хныч, не ной,
Куплю другой.
Слезы утри,
Дам тебе три.
Так же когда малыш знакомится с ребятками, воспитателю для создания благоприятной обстановки незаменимо помогает русское народное творчество.
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Люшеньки, люли!
Люшеньки, люли!
Коленька хороший,
Коленька пригожий.
На коня садился,
Конь под ним бодрился;
Он по лугу едет,
Луга зеленеют.
К садам подъезжает,
Сады расцветают.
К дому подъезжает,
Красны девицы встречают.
Девицы встречают,
В терем приглашают.
И как не странно иногда такие стихи вызывают смех у детей, но в садике, где используется фольклор во всех сферах деятельности, этот смех не как усмешка звучит от детей, а именно как радость, которые такие простые слова, дарят детям.
В детском сад с этнокультурным русским компонентом № 2096, в котором мне посчастливилось работать, фольклор смысл жизни. Ведь мы его применяем во всем, чем занимаемся с детьми.
Утром перед завтраком умываются ребятки, слышат голос воспитателя :
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чистая водичка
Умоет наше личико,
Вымоет ладошки,
Намочит нас немножко,
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся!
Накрывают на стол утром воспитатель и помощник воспитателя и приговаривают
Сорока - белобока
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил –
Тебе нет ничего!
***
Ладушки, ладушки!
Пекла бабушка оладушки.
Маслом поливала,
Детушкам давала.
Даше два, Паше два,
Ване два, Тане два.
Хороши оладушки
У нашей бабушки!
В игровой деятельности ребенка тоже главным атрибутом воспитателя является фольклор, ведь на прогулке мы тоже используем русские народные стихи, игры:
Заинька, походи,
Серенький, походи,
Вот так, вот сяк походи
Заинька, подбодрись.
Серенький, подбодрись.
Вот так, вот сяк подбодрись.
Заинька, топни ножкой,
Серенький, топни ножкой,
Вот так, вот сяк топни ножкой.
Заинька, повернись,
Вот так, вот сяк повернись.
Заинька, попляши,
Серенький, попляши,
Вот так, вот сяк попляши.
Заинька, поклонись,
Серенький, поклонись,
Вот так, вот сяк поклонись!
Готовясь ко сну в детском саду также используем колыбельные, которые помогают ребенку успокоиться, настроиться на благоприятный сон, а самое, наверное, важное что сон спокойный, и крепкий, даже не смотря на то что он длится всего пару часов.
Вот лежат в кроватке
Розовые пятки.
Чьи это пятки –
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!
***
Маленькие заиньки
Захотели баиньки,
Захотели баиньки,
Потому что заиньки.
Мы немножечко поспим,
Мы на спинке полежим.
Мы на спинке полежим
И тихонько посопим
***
Спи, зайчонок-заинька,
Зверушонок маленький.
У какая зюзика,
Маленькая пузика.
Там за речкою мосток.
Лапа-тапа-точки
Топ-топ топ.
Ухи-ухи -лапатухи.
Понаевшиеся брюхи.
Через речку мостик,
там пушистый хвостик.
И зайчонок - егоза,
Удивленные глаза.
После тихого часа, воспитатель приводит деток в порядок, чтобы они были чистыми и опрятными, делает девочкам прически и здесь тоже помогают потешки:
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят -
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся -
Маму, дочка, слушайся.
Фольклор в жизни воспитателя является основоположником доброжелательных отношений с ребенком, настраивает его на позитивное отношение к окружающим, к воспитателю. Помогает детям понимать воспитателя, слушаться его. Ведь когда воспитатель не криком, а потешкой или стишком, пословицей или поговоркой привлекает внимание детей, то и они к нему тянуться быстрее. Быстрее осознают что делают, и понимают, правильно ли они сделали.
Такая работа воспитателя неоценима детьми, неоценима родителями, она ценится самим воспитателем, только за то что, русские традиции идут из души, от сердца. Ведь каждый ребеночек западает в сердце любого воспитателя, и его не возможно «выкинуть» из сердца, так же как традиции русского народа, которые живут в каждой русской душе.