Ирина Андрианова
Статья «Методические рекомендации по организации предметно-развивающей среды в группе детского сада в соответствии с ФГОС до»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Вся предметно - развивающая среда в группах должна быть представлена в виде развивающих полочек - «миров». Этот элемент среды является обязательным с младшего возраста. Эти «миры» выполняют функции обогащения представлений детей и развития познавательной активности.
Публикация «Статья „Методические рекомендации по организации предметно-развивающей среды в группе детского сада в соответствии с ФГОС ДО“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
В младшем возрасте при организации развивающего пространства акцент делается на возрастные особенности – предметы, как правило средних размеров и учитывается целенаправленность деятельности младших дошкольников, необходимы сюжетообразующие игрушки, причем наиболее значимы для этого возраста игрушки – похожие на реальные предметы с их назначением – посуда, утюг, молоток, большее значение приобретают крупные строительные наборы (для обозначения домов для зверей, кукол, для гаражей.
В среднем возрасте дети овладевают ролевым поведением и для развертывания игровой деятельности, кроме игрушек, имитирующих реальные предметы, нужны игрушки – персонажи (фигурки людей, животных) или ролевые атрибуты – шапочка врача, сумочка, фартук, а также различные маркеры пространства (игровые модули, ширмы). Детям становятся интересны разные знаки, символы (вводится схема дежурства, экологическое панно для моделирования, дидактические игры на удачу (лото, домино).
В старшем возрасте игрушка может быть толчком, намеком на начало развертывания творческой игры, поэтому детям старшего возраста интересны наборы мелких и сборных игрушек (киндеры, солдатики, животные, разные модели, лего, трансформеры, куклы с одеждой, которые помогают ребенку строить игру по «своему» замыслу. В связи с формированием произвольности психических процессов, появляются «умственные» стратегические игры – шашки, шахматы, цифровые лото с игральным кубиком.
2. Сектора. В пространстве группы нет жесткого зонирования, но групповое пространство можно приблизительно разделить на 3 сектора (активный, рабочий и спокойный, границами-«маркерами» между ними являются: мольберт, игровые или мягкие модули и ширмы.
3.Игрушки в группе соответствуют санитарно – гигиеническим нормам – чистые, без повреждений, не травмоопасны. Вся мебель прикреплена к стенам и полу. Игровая и издательская продукция должна быть сертифицирована, соответствовать требованиям Технического регламента, СанПиН и др. документов, иметь психолого-педагогическую ценность, см. Приложение 3 к письму Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О прихолого - педагогической ценности игр и игрушек» (методические указания для работников дошкольных образовательных учреждений).
4.Эстетичность среды обеспечивается гармоничным и целесообразным расположением развивающих полочек, единым стилем оформления группы. Важнейшим принципом наполнения среды является отбор предметов по их эстетическим качествам (красота, мастерство исполнения, наличие произведений искусства, полочки красоты, букетов на детских столах)
5. Перечень игрового оборудования. При наполнении групп игровым оборудованием необходимо помнить, что ведущей деятельностью являются : в раннем– предметная, в дошкольном - игровая (с 3-5 лет сюжетно-ролевая, 6-7 лет игра с правилами).
Имеющийся перечень игрового оборудования должен быть представлен по 5 направлениям в соответствии с ФГОС ДО : познавательное, речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Объекты среды меняются в соответствии с темой или событием, связанным с решением образовательных задач. Периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов должны стимулировать игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Полифункциональные объекты среды (природный материал, предметы- заместители) должны стимулировать взаимодействие взрослых и детей, их разнообразную активность; обеспечивать развитие игровой деятельности, интеграцию разных видов деятельности.
Среда должна быть вариативной – это подразумевает наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей.
6. Мониторинг: В группе должна быть создана папка документации по развивающей среде: рекомендации ФГОС ДО к организации развивающей среды, планы – схемы моделирования развивающего пространства группы, таблицы с принципами построения развивающего пространства. Все что необходимо приобрести – фиксируется в плане пополнения развивающей среды, здесь необходимо хранить сертификаты качества. Оформляются карты анализа состояния развивающей среды группы.