Коростова Наталья
Литературное образование детей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Литературное развитие трактуется в методике как возрастной и одновременно учебный процесс «развития способности к непосредственному восприятию искусства слова, сложных умений сознательно анализировать и оценивать прочитанное, руководствуясь при этом эстетическими критериями»
Литературное развитие - процесс возрастной, так как по мере развития кругозора, накопления читательского опыта восприятие одного и того же произведения одним и тем же человеком с годами будет углубляться. Но это и учебный процесс: характер обучения обязательно сказывается на ходе литературного развития, причем может не только способствовать его развитию, но и из-за неумелых действий педагога затормозить его.
Публикация «Литературное образование детей в ДОУ» размещена в разделах
Литературное развитие дошкольника можно определить как процесс качественных изменений в восприятии, интерпретации художественных текстов и способности к отражению литературного опыта в разных видах художественной деятельности.
В ФГОС дошкольного образования художественная литература определена как вид искусства и как фактор воспитания и социализации детей. Одним из компонентов в содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является художественная литература, направленна на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:
— формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
— развитие литературной речи;
— приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Эти же задачи обозначены и в Программе дошкольного образования «От рождения до школы».
Согласно ФГОС дошкольного образования работа с художественными произведениями рассматривается как равнозначная наряду с развитием речи. Если раньше ознакомление детей с художественной литературой была лишь разделом методики развития речи, средством для нравственного, трудового воспитания и ознакомления детей с окружающим миром, то в настоящее время определена необходимость приобщать детей к словесному искусству в его эстетической сущности.
Чтобы художественное произведение вызывало у детей образы знакомого им реального мира и расширяло их знания о нем, необходимо учитывать особенности восприятия книги детей разного возраста, обозначенные в трудах Е. А. Флёриной, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и др.
Исходя из анализа литературных источников, можно сделать вывод о том, что в разных возрастных периодах задачи по восприятию художественного произведения имеют свои особенности, постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух. На основе особенностей восприятия детей разных возрастных групп по Л. М. Гурович, можно выделить следующие общие задачи:
1. Обеспечить усвоение детьми содержания произведений, их понимание (дети учатся пересказывать, заучивать наизусть);
2. Формировать умение воспринимать литературное произведение (переживать чувства, которые передает автор, соотносить изображенное в книгах с фактами жизни);
3. Формировать умение элементарного анализа произведения (определять основных героев, форму произведения, яркие примеры образности языка);
4. Воспитывать правильное отношение к книге и чтению.
Усложнение содержания работы по литературному образованию дошкольников идет от группы к группе:
• 1 младшая группа: чтение небольших рассказов, сказок бытовых и о животных;
• 2 младшая группа: подводят детей к различению жанров (сказка, рассказ, стихотворение); чтение небольших стихов, содержание которых близко опыту ребенка;
• Средняя группа: внимание останавливают не только на содержании, но и некоторых особенностях языка (идет работа над выразительностью); тематика произведений более разнообразна;
• Старшая группа: дети различают жанры, вводятся рассказы о природе, происходит усложнение тематики (волшебные сказки и рассказы со скрытой моралью);
• Подготовительная группа: обучение элементарному анализу произведения
Одним из важных средств полноценного всестороннего развития личности ребенка дошкольного возраста является художественная литература.
Дошкольный возраст — важнейшая ступень в развитии личности ребенка, а книга — мощное орудие формирования личности ребенка, умение отличить плохое от хорошего, и не только отличить, но и в меру своих ребячьих возможностей отстаивать хорошее, не мириться со злом.
Таким образом, художественная литература открывает ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих и чувств, и взаимопониманий. Дети любят слушать народные сказки, стихи, рассказы. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие.