Фатима Гусенова
Креативный подход к обучению физике в условиях средней школы
▼ Скачать + Заказать документы
Креативный подход к любому виду деятельности означает рост творчества личности.
Важная роль физики в школе, состоит в том, что она учит думать. Не обязательно, чтобы ученик в будущем занимался физикой. Но логика, которая используется при построении цепочек от начала решения к получению ответа, общая и работает не только в физике. Обучение логике получения ответа — очень важная вещь, ее нельзя упускать.
Публикация «Креативный подход к обучению физике в условиях средней школы» размещена в разделах
Физика в школе является самым подходящим предметом для развития у ребят рационального мышления, и очень важную роль в этом играет эксперимент. К сожалению, в классическом варианте преподавания ему уделяется очень мало времени. Хорошим тоном в школе является проведение или лабораторной работы, или хотя бы демонстрации на каждом уроке. А это все нужно делать учителю физики, чтобы ученики сами могли заниматься изучением физических законов, применять эти законы или уметь их объяснить на практике. Ребенок приходит в 7 класс на уроки физики, у него есть определенный багаж знаний по естествознанию, по математике, которые пригодятся на уроках физики.
Ведение уроков по обновленной программе обязывает учителя креативно подходить к ведению урока, потому что, если цель урока не будет достигнута, дальше ученику будет тяжелее понять новые темы. Я проводила эксперимент, просила семиклассников выписать из параграфа слова, которые они не понимают, их поверьте немало. Материал по физике такой, что надо долго накапливать и осмысливать знания, нарабатывать специфические навыки и умения. Мастерство учителя должно проявляется в том, чтобы искать новые способы, методические приемы, способствующие возбуждать, укреплять и развивать творческие способности и интересы обучающихся в процессе обучения физики.
Как я преподаю физику? Для себя сделала вывод много лет назад, когда в первый раз перешла порог кабинет физики, ученики должны понять, что есть чему поучиться у учителя, учитель должен быть честным и добрым, учителя не должны бояться, и самое главное, учитель и ученик должны работать на одну цель, развивать творческие способности. Самое главное для меня –научить учеников быть «исследователями» при изучении новой темы, при решении задачи, при выполнении лабораторной или практической работы, при составлении ОК. Дети, которые у меня учатся, знают, что, они будут делать мини проекты, проекты по физике в течении учебного года, тему могут выбрать сами.
Зато, какие они счастливые, когда одноклассники оценивают работу как самую интересную.
Все учителя знают, целью обучения-развитие интеллектуальных возможностей учащихся. На уроках физики ученики развивают не только мышление, но, и практические и коммуникативные способности. Это и есть - исследовательский подход. Когда учащиеся открывают явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, известные ему ранее, но при этом он опирается на гипотезы и результаты ранее выполненных экспериментов. Бабанский писал «В практике работы школы обычно на первом плане оказывается задача овладения суммой знаний. Однако без развития умственных способностей любая сумма знаний, признанная сегодня необходимой каждому, завтра будет считаться неполной. Поэтому актуальной задачей современной школы является перенос основного внимания с процесса передачи знаний на процесс развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся»
На уроках физики самый эффективный вариант сочетания проблемного метода обучения с деятельностно подходом к обучению - это предложение учащимся самостоятельных экспериментальных заданий, которые они с удовольствием выполняют.
Креативность в обучении — таланты учеников фактором, которых отражается в тестах интеллекта, научных работ, научных и технологических достижений. Показателями креативности являются : беглость, гибкость, оригинальность, высокую мотивацию к творчеству, независимость, открытость новому опыту, высокая потребность в творчестве.
Не нужно забывать и про учеников, которые слабо учатся, для них нужно готовить вопросы или задания более легкого уровня, чтобы они чувствовали радость победы.
Использованная литература:
. 1. Бабанский Ю. К. О комплексном подходе к проектированию задач урока. //Физика в школе — 1978. — №3. — с. 38.
. 2. Шмидт Т. Н., Развитие креативных способностей учащихся на уроках физики, астрономии Преподавание физики, М., 2007 г. :
3. ЗахароваТ. В. О креативном подходе к обучению студентов
4. Мудревская Д. И. Развитие креативного мышления на уроках физики.