Людмила Викторовна
Комплексный подход в работе с детьми с синдромом Дауна в условиях группы комбинированной направленности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Огромное значение в коррекционной работе имеет взаимодействие воспитателя со специалистами ДОУ и родителями.
Вся работа строится на подборе наиболее эффективных методов, приемов, средств, способствующих развитию интереса и мотивации к речевой деятельности детей с синдромом Дауна.
В коррекционной работе используются элементы различных методик: Ю. А Разенковой., О. Б. Закревской, О. В. Боровика, Е. Ф. Архиповой, Е. А. Стребелевой, Т. Н. Новиковой-Иванцовой, М. Монтессори и др.
Публикация «Комплексный подход в работе с детьми с синдромом Дауна в условиях группы комбинированной направленности в ДОУ» размещена в разделах
При организации обучения выделяеется два основных фактора, оказывающих значительное влияние на содержание и организацию ранней помощи:
1. возраст детей и сензитивные периоды развития;
2. особенности развития детей с синдром Дауна.
Работа по речевому развитию носит комплексный характер. Поэтому при составление индивидуальной коррекционной программы необходимо охватить все линии развития ребенка - это зрительные и слуховые реакции, развитие общих движений и действие руки, развитие эмоций и социальное развитие, и, конечно же, речевое развитие, которое складывается из развития активной и понимания речи.
Занятия по развитию речи с детьми носят игровой характер, однако они имеют определенные цели, задачи, средства их осуществления и тем самым принципиально отличаются от игры.
Работая с детьми с синдромом Дауна можно проследить закономерность: нарушения в развитии начинают появляться уже с первых месяцев жизни. Это проявляется в задержке формирования всех двигательных функций, что влечет за собой и задержку психических процессов. С начала задержка носит темповый характер, который постепенно приобретает ярко выраженное отставание в развитие.
Необходимо также учитывать, что развитие детей характеризуется неравномерностью.
Научно доказано, что период вокализации и лепета является основополагающим умением для развития речи, укрепляет органы артикуляции и делает их подвижными. Лепет осуществляет и аудитивную обратную реакцию, т. е. ребенок привыкает к звукам и их вариациям в человеческой речи. Хотя лепет детей с синдромом Дауна и похож на лепет нормативно развивающихся сверстников, но он менее длительный и частый, нуждается в постоянной стимуляции и поддержке взрослых. Тот факт, что дети с синдромом Дауна меньше лепечут, имеет по мнению ученых две причины. Первая связана с присущим этим детям общим гипотонусом (слабостью мускулатуры, который распространяется и на речевой аппарат; другая – обусловлена аудитивной обратной связью. Обычно детям нравится слушать собственный голос, но из-за физиологических особенностей строения слухового аппарат, а также частых ушных инфекций дети с синдромом Дауна почти не слышат собственного голоса. Это препятствует тренировке отдельных звуков и включению их в слова. Поэтому ранняя диагностика нарушений слуха имеет важнейшее значение для дальнейшего речевого и психического развития ребенка. Поэтому для достижения максимально возможных успехов в развитии познавательных способностей, обучения и социальной адаптации детей с синдромом Дауна, необходимо ежедневно делать упражнения направленные на развитие слуха и зрения. Развитие слуховых ориентировочных реакций являются базовыми для дальнейшего формирования у ребенка понимания обращенной речи.
Конечно же, ребенка с синдромом Дауна необходимо обучать и общению, такие игры включаются в каждое занятие. Ведь при относительно хорошем понимании обращенных к нему слов, у ребенка отмечается значительное отставание разговорной речи. На речь ребенка с синдромом Дауна влияют особенности анатомического строения аппарата, нейрофизиологические и медицинские факторы, особенности познавательной сферы.
Многие дети с синдромом Дауна прибегают к замещающим слова жестам и движениям. Это следует поддерживать и помогать общаться им на таком уровне, потому что осознание значения каждого жеста через слова, приводят к активизации разговорной речи.
Есть ряд аргументов в пользу использования жестов в качестве начального этапа развития активной речи (И. А. Панфилова) :
• Дети с синдромом Дауна успешно начинают пользоваться жестами гораздо раньше, чем говорить.
• Несмотря на хорошее понимание обращенной речи, практически у всех детей с синдромом Дауна наблюдается отставание экспрессивной речи.
• Наличие жестов дает детям возможность общаться, что избавляет их от многих психологических проблем.
• Использование жестовой речи помогает родителям и педагогам лучше понимать своих детей и более успешно содействовать их развитию.
• Знание жестов помогает детям точнее понимать значение речи окружающих, что способствует более быстрому накоплению словаря.
• Наличие у детей возможности использовать средства общения, доступные им на раннем этапе, помогает предотвратить вторичные нарушения развития.
По мере накопления устного словаря использование жестов постепенно уменьшается, для чего параллельно с их использованием ведется работа по вызыванию звуков, а также жесты с самого начала их использования обязательно сочетаются со звуками, слогами, словами в зависимости от возможностей ребенка.
Научные исследования доказали, что без использования языка жестов дети с синдромом Дауна, оказываясь в ситуации, когда не могут выразить свои чувства и потребности словесно, нередко просто переходят на крик или начинают проявлять агрессию.
При подготовке к занятию большое внимание уделяется подбору наглядного материала. Зная особенности восприятия детей с синдромом Дауна, его количество не должно рассеивать внимание ребенка, но в тоже время должно быть достаточное для возможности перехода от одного вида деятельности к другому. Использование инновационных технологий, таких как интерактивный стол, также помогает разнообразить и поднять интерес к занятию.
При использовании интерактивного стола детям предлагаются развивающие игры портала «Мерсибо» mersibo.ru, которые не только развивают фонематическое восприятие, крупную и мелкую моторику, звукоподражание и т. д., а так же дают возможность закрепить полученные знания.
В работе с детьми с синдромом Дауна мы часто используем элементы логоритмики. Включение потешек, песенок с элементами логоритмики в режимные моменты помогают увеличить звуковую активность детей.
Такие приемы помогают развить не только слуховые реакции, но и стимулируют развитие мелкой моторики, если использовать, например, мячик с шипами; создают положительный настрой от занятия; развивают тактильную чувствительность; развивают координацию рук; расширяют пассивный словарь; стимулируют ответные реакции в виде активной или жестовой (кивание головой) речи.
Практика также показала, что из-за сложности переноса в большинстве случаев все, что усвоено на занятиях, почти не используется малышом в повседневной жизни. Вот почему для развития ребенка недостаточно специальных занятий в специально отведенное для этого время. Ни в коем случае нельзя забывать, что формируемые навыки должны последовательно включаться в повседневную жизнь.
Следует иметь в виду, что у детей с синдромом Дауна :
• понимание речи намного опережает развитие активной речи;
• зрительная память развита гораздо лучше слуховой;
• социальное и эмоциональное развитие является наиболее сохранной сферой;
• нарушение речи может быть усилено нарушением слуха;
• сниженный объем слуховой памяти требует многократных повторений слов для их запоминания;
• сниженный тонус и особенности строения речевого аппарата создают дополнительные сложности для формирования четкого звукопроизношения;
• отставание речи при отсутствии других форм общения (жесты, чтение) вторично влияет на другие сферы развития, особенно на социальную и когнитивную.
В силу того, что произносительную сторону речи детей с синдромом Дауна можно совершенствовать на протяжении всей жизни, многие из перечисленных выше упражнений следует продолжать делать и тогда, когда ребенок уже научился разговаривать.
Таким образом, цель поддерживающей коммуникации заключается в том, чтобы дать ребенку возможность овладеть языком, с помощью которого он сможет контактировать с окружающими, поймет, что общение поможет ему добиться удовлетворения его потребностей.
Список литературы:
1. Журнал «Синдром Дауна. XXI век» №1 (10). Практические идеи по работе над развитием коммуникативных и речевых навыков у детей с синдромом Дауна. Джулия Хьюз. 2013 г.
2. Развивайся, малыш! : Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. Закревская О. В. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008 г.
3. Коррекционно-педагогическая работа с детьми до трех лет с особенностями психофизического развития: пособие для педагогов-дефектологов/ Е. А. Винникова и др. ; под ред. М. В. Былино. ю Ю. Н. Кисляковой. -Минск. 2009 г. - С. 51-71.)
4. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна. Методическое пособие. Жиянова П. Л. — сотрудник Центра ранней помощи для детей с синдромом Дауна «Дунсайд АП», специальный педагог,при участии специального педагога Гимадеевой М. Ф. М-2005 г.