Светлана Ситкина
Программный подход к формированию основ безопасного поведения дошкольников на улице в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. Такой подход сделал возможным реализацию Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Публикация «Программный подход к формированию основ безопасного поведения дошкольников на улице в условиях реализации ФГОС » размещена в разделах
Ключевая линия дошкольного детства — это приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе И это приобщение происходит через ведущий вид детской деятельности — игру.
В соответствии с ФГОС ДО сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процесс обучения и воспитания.
В соответствии с ФГОС ДО, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие», одной из задач которого является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме… Решающим фактором развития личности является социальная среда, и именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения.
Безопасность ребенка – это одна из основных забот как родителей, так и воспитателей детского сада, ведь на их плечи ложится не только обязанность обеспечить сохранность ребенка, но и обучить его необходимому безопасному поведению на улице.
Основными целями и задачами формирования у дошкольников основ безопасности на улицах города является передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
По результатам статистики, ежегодно на дорогах нашей страны совершается десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения при всеобщем участии педагогов, родителей и детей.
Каждый взрослый должен знать правила дорожного движения для пешеходов и воспитывать дисциплинированных пешеходов в своих детях. Ведь правила дорожного движения едины для детей и взрослых.
Поэтому главная задача родителей и педагогов – доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе форм обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.
Важно, чтобы именно при переходе из детского сада в школу, ребёнок мог легко ориентироваться в ближайшем пространственном окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.
Проблема безопасности дорожного движения на данный момент является одной из достаточно важных проблем не только в городах, но и в сельской местности. Население страны растет, увеличивается и количество автомобилей, принадлежащих частным лицам. Все это было бы хорошо, если бы не было сопряжено с увеличением числа дорожно-транспортных происшествий. Происходит они, к сожалению, и с участием детей дошкольного и школьного возраста.
Нашим детским садом накоплен большой опыт работы по формированию основ безопасного поведения дошкольников на дороге и разработана план – программа воспитательно – образовательной работы по ПДД в МКДОУ Д/С «Теремок», которая направлена на просветительскую и воспитательно – образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста, их родителей и педагогов.
Целью программы является формирование основ безопасного поведения дошкольников на дороге. Достигается она путем реализации следующих задач :
• формирование у детей самостоятельности и ответственности за свое поведение на дороге;
• обучение детей выполнять основные правила безопасного поведения на дороге : предвидеть опасность, по возможности избегать опасности, при необходимости – действовать.
В данной программе учитываются принцип сезонности, местные особенности.
Содержание работы интегрируется в различные виды детской деятельности: по художественно – эстетическому развитию (продуктивная деятельность (изобразительная, театральная, досуговая, развлечения, познавательному развитию (образовательные ситуации на игровой основе (формирование элементарных математических представлений, грамота), социально – коммуникативному развитию (трудовая деятельность, развитие представлений об окружающем мире, речевому развитию (образовательные ситуации на игровой основе, чтение художественной литературы) и физическому развитию (спортивные досуги и развлечения с элементами ПДД).
Вся работа систематизирована и представлена в виде планирования.
Образовательная деятельность с детьми на игровой основе проводится организованно в виде наблюдений, анализа проблемных ситуаций, обсуждений, познавательных бесед, дидактических игр, экскурсий, игр – драматизаций, практикумов, игрового моделирования, досуговых мероприятий, экспериментирования.
Навыки безопасного поведения дошкольников на дороге закрепляются во время прогулок, экскурсий в общественных местах.
С детьми раннего возраста проводится цикл игр ознакомительного характера.
Кроме того, представлена работа с педагогами в виде информационно - практических обучающих занятий, анкетирования, тестирования, консультаций, конкурсов, изготовления игр и пособий, обзора литературы, педсоветов, семинаров.
А также работа с родителями в виде родительских собраний, совместных с детьми конкурсов и досугов, информационных акций, консультаций, анкетирования, бесед по предупреждению дорожного травматизма, информкорзин.
Одним из требований ФГОС ДО являются требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Создание «Автогородка «Светофория» позволяет нашим воспитанникам успешно усваивать информацию о Правилах дорожного движения как в совместной, так и в самостоятельной игровой деятельности.
В результате реализации данной программы мы ожидаем, что создание эффективной работы в направлении формирования основ безопасного поведения дошкольников на улице приведет к достижению воспитанниками следующих целевых ориентиров:
• ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения…
• ребенок проявляет любознательность…; склонен наблюдать. Обладает начальными знаниями… о социальном мире, в котором он живет; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012г.
2. ФГОС ДО (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155).
3. Примерная образовательная программа Дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
4. «Образовательная область Безопасность» / В. А. Деркунская, Т. Г. Гусарова, В. А. Новицкая, Л. С. Римашевкая - С-Петербург «Детство – Пресс», Москва Творческий центр «Сфера» 2012г.