Котова Ирина Владимировна
Коррекция тревожности методом игротерапии
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекция тревожности методом игротерапии.
Недостаточное исследование тревожности в дошкольном возрасте затрудняет определение ее влияния на дальнейшее развитие ребенка.
Первый цикл
Он включает занятия, синтезирующую игротерапию. Игротерапия состоит из трех этапов:
1) свободная игра ребенка без вмешательства психолога;
2) игры или игровые ситуации с целые снятия тревожности, предлагаемые психологом;
3) свободная игра ребенка (при его желаний).
Первый этап
Публикация «Коррекция тревожности методом игротерапии» размещена в разделах
Он предполагает организацию взрослым свободной игры ребенка. Поведет к психолога варьируется от недирективного вмешательства до полного невмешательства, что объясняется целью игры установлением отношений между психологом и ребенком, основанных на том что долю ответственности ребенок берет на себя.
На этом этапе решаются следующие новые задачи:
— снижение уровня тревожности ребенка, вызванной новой ситуацией взаимодействия;
— снятие напряжения и установление положительных взаимоотношений ребенка с психологом;
— получение психологом некоторой информации о ребенке, о возможных внешних и внутренних причинах его тревожности путем наблюдения за процессом игры.
Вместе с тем на первых занятиях этого этапа решается задача адаптации ребенка ко всему процессу игротерапии: на последующих - адаптации к каждому, конкретному занятию. Основными показателями завершения данного этапа игровой терапии являют внешние проявления снижения тревожности у ребенка:
— снижение скованности, боязливости движениях и речи;
—появление связной речи при ее первоначальном отсутствии;
—снижение темпа речи, торопливости, безудержной разговорчивости:
—уменьшение нервозных движений; навязчивых потираний рук, кончика носа и т. д. ; покручиваний карандашей, бумаги, волос; почесываний; подергиваний и т. д.
—уменьшение суетливости и, множества ненужных жестов и мимики;
—некоторое уменьшение отслеживания реакции психолога;
Второй этап
На данном этапе решаются следующие основные задачи:
— снятие напряжения, снижение высокого уровня тревожности;
—отыгрывание негативного опыта, освобождение от последствий травмирующих ситуаций;
—открытие у ребенка собственных резервов для преодоления или устранения повышения тревожности за пределами игровой комнаты без вмешательства других людей.
На этом этапе психолог использует различные программы коррекции высокого уровня тревожности, как предлагаемые нами, так и другие программы игровой терапии. Психолог должен учитывать, что длительность коррекционного занятия с детьми старшего дошкольного возраста не должна превышать 4 минут. Следовательно, на реализацию программы на втором этапе психолог может затратить не более 20 минут каждого занятия.
Третий этап
Он включает свободную игру ребенка при как можно более полном невмешательстве в его действия психолога.
Задачи:
— —Ребенку предоставляется возможность закрепить модели поведения для последующего переноса их за рамки игровой терапии.
—Ребенок постепенно переключается с состоянии, вызванных процессом игровой терапии, на взаимодействие в реальной жизни.
Второй цикл
В него входят занятия, в которых также присутствует синтез игротерапии разных типов. Занятия данного цикла состоят из двух этапов:
I) свободная игра ребенка без вмешательства психолога;
2) отыгрывание ситуаций на снятие тревожности, предлагаемых психологом.
Первый этап
Направлен на сбор информации, на понимании чувств и состояний ребенка, на установление контакта с ним.
Показателем перевода на следующий этап является время. которое не должно превышать IО- I5 .минут каждого занятия.
Второй этап
На занятиях этого цикла, как уже было указано, основная роль принадлежит ребенку, но при активном участии взрослого.
На этом этапе психолог не имеет в запасе набора игр, которые он может предложить ребенку. Он сам выбирает, создает игровые ситуации, источниками их сюжетов становятся следующие факторы.
Игра ребенка на предыдущем этапе Профессионализм психолога заключается в умении увидеть сложные моменты поведения ребенка, которым необходимо уделить особое внимание, детализируя их в игре.
Предварительная информация, которой необходимо владеть психологу до начала занятия. Она включает такие сведения:
• преобладающие психические состояния ребенка дома;
• преобладающие формы поведения ребенка дома;
• преобладающие психические состояния ребенка н дошкольном учреждении:
• преобладающие варианты поведения ребенка в дошкольном учреждении или малознакомыми (незнакомыми) людьми
• возможные причины подобных состояний;
• возможные причины поведения ребенка;
• особенности внутрисемейных ситуаций;
• сведения о точном составе семьи, его изменении на протяжении жизни ребенка;
• присутствие травмирующих ситуаций в жизни ребенка:
• результаты диагностических исследований уровня тревожности ребенка и (желательно) лиц его ближайшего окружения (мама, папа, воспитатель и т. д.).
Наличие указанных сведении позволяет психологу ориентироваться в ситуации, и предложить ребенку определенную игру.
Вывод.
Профессиональное использование синтеза игротерапии позволяет снизить не только уровень тревожности у детей, но и в свою очередь помогает им прогнозировать реакцию окружающих, что снижает общий уровень тревожности.
Однако не следует забывать о самооценности детской игры, ее вкладе не только в будущее, но и в настоящее детей. Игра важна не только как подготовка к учению труду; она — самая свободная и естественная форма проявления детской деятельности, в которой уже сегодня осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления личного творчества и личной активности.
Таким образом, игра, учение и труд как основные и взаимосвязанные виды настоящей и предстоящей деятельности развивающейся человеческой личности одновременно выступают как главные ступени лестницы детской жизни. Игродеятельность долгое время подготавливает переход детей к высшим ступенькам их развития, тем самым выступая в роли своеобразного моста, промежуточного звена к учению и труду.