Юлия Белова
Использование элементов игровой терапии в снижении тревожности и страхов детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста является одной из самых сложных проблем в современной психологии, поэтому ей занимаются многие исследователи. Однако ученые высказывают различные точки зрения в определении указанных явлений и условий их возникновения.
Публикация «Использование элементов игровой терапии в снижении тревожности и страхов детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Страх и детская тревожность
- Темочки
Вопрос детской тревожности и страхов приобретает актуальность, как в научном, так и в практическом плане, и требует безотлагательных поисков продуктивного решения. В настоящее время отмечается тенденция к увеличению количества страхов и тревожности. Причина скрывается не только в индивидуальных особенностях, но и в наличии личностной неопределенности и беспокойства значительной части населения, большого количества стрессов, в отсутствии безопасности.
Ряд исследователей рассматривают тревожность и страх лишь как явления, возникающие в рамках стрессовых ситуаций (А. Говард, Л. Мазарус, К. Матвеев, А. Мирке). В советской психологии В. С. Мерлин, О. Копытова, В. Уткина, К. Вяткин, Н. Белаус связывают состояние тревожности и страха с состоянием высшей нервной деятельности человека.
Исследование В. Б. Белауса показало наличие связи между склонностью субъекта к тревожности и неустойчивостью, раздражительностью, слабостью нервных процессов.
В зарубежной литературе наиболее часто встречается понимание тревожности и страха как состояния, изначально присущего ребенку, сопутствующего ему на протяжении всей жизни и являющегося фактором его психического развития (В. Айзенк, Т. Тейлор).
В отличие от этого некоторые советские психологи рассматривают тревожность как свойство личности, приобретенное человеком в результате опыта (К. Банеев, Д. Именадзе, Р. Купцова).
Исследования Л. С. Выготского, В. И. Гарбузова, Ю. Ф. Гребченко, А. И. Захарова, Д. Б. Эльконина, В. В. Лебединского, А. С. Спиваковской о том, что при планировании коррекционных и психотерапевтических мер упор следует делать на ведущую в данном возрасте деятельность, поэтому при работе с дошкольниками необходимо использовать игротерапию как метод коррекции, в основе которого лежит игра.
Появившись в первой половине ХХ века в недрах психоанализа, игровая терапия является относительно молодой отраслью современной психологии, которая специализируется преимущественно на работе с детьми. Данное научное течение постепенно распространилось по широкому спектру направлений современной психологии, находя теоретическое обоснование разнообразию своих методик.
Именно поэтому все большее значение приобретает игровая терапия как способ коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей. В основу метода положена игра.
Игра - это свободное проявление человеческой деятельности. Она никогда не навязывается и не может быть навязана физически или морально. То, что делается по обязанности, принудительно, без интереса со стороны ребенка не может называться игрой.
А. И. Захаров считал, что игра - это способ выражения чувств, познания и моделирования окружающей ребенка действительности. Игра, по мнению ученого, как и рисование, позволяет лучше понять переживания детей, их интересы, потребности, темперамент. К тому же игра обладает терапевтической функцией, поскольку травмирующие жизненные обстоятельства в ней переживаются в условном, а значит, ослабленном виде и, кроме того, происходит их эмоциональное отреагирование - катарсис.
Дети более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя более комфортно. В то же время, игра для ребенка - это и одна из форм «самотерапии», способ снизить тревожность, благодаря которому могут быть урегулированы различные конфликты и проблемы.
Игровая терапия — это стихийный воспитательный институт ребенка, в котором он осваивает жизнь, приобретает знания и умения, навыки общения, развитие фантазии и механизмы творческой сознания.
Игра для ребенка - это еще и средство психологической подготовки к будущим реальным жизненным ситуациям.
Т. И. Шульга, В. Слот, Х. Спаниярд выделяют пять признаков, по которым игру можно отнести к терапевтическому средству :
• То, что ребенок делает во время игры, символизирует его эмоции и страхи.
• Игра - это естественная обстановка для самовыражения ребенка.
• Бессознательно ребенок выражает эмоциями в игре то, что потом может осознать, он лучше понимает свои эмоции и справляется с ними.
• Игра позволяет психологу больше узнать об истории жизни ребенка.
• Игра является ключом к строительству хороших отношений между ребенком и психологом и его поведение будет спонтанное.
В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности, способствует снятию напряжения, страха перед окружающим миром.
В основе направленной игротерапии лежат методические приемы и игры со структурированным игровым материалом и сюжетом. Это педагогически организованные сюжетно – ролевые игры, в которых дети берут на себя разнообразные социальные и сказочные роли, воссоздают деятельность и отношения взрослых и детей в создаваемой самими детьми игровой ситуации. Согласно ролям, они проявляют те качества, которыми в реальности обладают в малой мере: общительность, уверенность в себе, настойчивость, смелость и т. д. Именно в роли скрыты коррекционные механизмы воздействия игры на познавательную и эмоционально – волевую сферу личности ребенка.
Термин «игровая терапия» был предложен М. Клаян. Игротерапию одной из первых стала применять А. Фрейд в работе с детьми. в работе с детьми, пережившими бомбежки Лондона во время второй мировой войны. Если ребенок имел возможность выразить в игре свои переживания, то он освобождался от страха, и пережитое не развивалось в психологическую травму. А. Фрейд обнаружила, что игра является важным фактором становления эмоционального контакта с ребенком и служит тем средством, которое делает самовыражение ребенка свободным.
С появлением в начале 1930-х годов исследований Д. Тафты и Ф. Алена, названных терапией отношениями, возникло третье значительное направление в игровой терапии. Философским основанием для него стала работа О. Ранка, который перенес акцент с исследования истории жизни ребенка и его бессознательного на развитие отношений в системе терапевт-клиент, поставив в центре внимания то, что происходит здесь и теперь, в кабинете терапевта. Идеи О. Ранка легли в основу терапии отношениями, близкой к пассивной игровой терапии. Терапия отношениями целиком имеет дело с имеющимися ситуацией, чувствами и реакциями, не пытаясь объяснить или интерпретировать прошлый опыт.
Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Игра корригирует подавленные негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами. Структуру детской игры составляют роли, взятые на себя играющими, игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов - замещение реальных предметов игровыми (условными, реальные отношения между играющими.
Таким образом, игровая терапия создает наиболее благоприятные условия для формирования личности и психического развития ребенка дошкольного возраста. В игре дети дошкольного возраста, воспроизводя действия и отношения взрослых людей, вступая в различные отношения между собой, овладевают навыками общения, усваивают принятые в обществе ценности и нормы поведения, учатся уважать и соблюдать их. А также способствует развитию символической функции: изображение одних явлений и предметов при помощи других имеет особое значение для развития мышления и воображения ребенка, а также снижает уровень тревожности и страхов у детей.
Для выявления тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ можно использовать следующие методики : «Беседа о страхах» (А. И. Захаров, «Тест на тревожность» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, методика «Нарисуй свой страх».
После проведения данных методик и выявления результатов, необходимо подобрать игры, направленные на снятие эмоционального и телесного напряжения (работа с тревожностью, развитие более позитивной Я – концепции, становление ответственности в своих действиях и поступках, овладение чувством контроля, развитие внутреннего источника оценки.
Опираясь на положения Спиваковской А. С. можно говорить о том, что игра обладает тремя функциями: диагностической, терапевтической и обучающей. Наибольший интерес представляет терапевтическая. Суть ее состоит в том, что изменение психического состояния происходит потому, что в игре некоторые жизненные обстоятельства переживаются в условном, а значит, в ослабленном виде. Игра невозможна без риска, а нежелание проиграть, надежда на победу представляют собой моделирование, что позволяет лучше адаптироваться к различным жизненным ситуациям и научиться их предвосхищать. Таким образом, игра является способом укрепления уверенности ребенка в себе.
Особой ценностью обладают подвижные игры, которые вызывают активность ребенка. Включаясь в игру, ребенок переступает порог застенчивости, подражая героям игры, учится преодолевать страх и испуг, неизбежный в любой игре.