Галия Зарипова
Арт-терапия, как средство коррекции тревожности детей
▼ Скачать + Заказать документы
Современное дошкольное образование постоянно совершенствуется новейшими педагогическими методиками, направлениями и технологиями, что позволяет изменять в лучшую сторону дидактические подходы к процессу воспитания, развития и обучения личности.
Одним из ведущих направлений, используемых в педагогической практике, считается арт-терапия для дошкольников.
Данный метод психологической коррекции заключается в развитии и раскрытии личности ребенка с помощью художественной деятельности и соединяет в себе педагогические, психологические и медицинские знания.
Публикация «Арт-терапия, как средство коррекции тревожности детей» размещена в разделах
Любое творческое занятие благотворно влияет внутренний мир ребенка. Развитие происходит в деятельности, что лежит в основе арт-терапевтического воздействия, состоящего из:
изотерапии - терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием;
игротерапии - это психокоррекционное использование игры, которое оказывает сильное влияние на развитие личности, способствует созданию близких отношений между участниками группы, помогает снять напряженность, повышает самооценку, позволяет поверить в себя в различных ситуациях общения, поскольку в процессе игры снимается опасность социально значимых последствий;
фототерапии - это терапия, основанная на применении фотографии или слайдов для решения психологических проблем, а также для развития и гармонизации личности;
песочной терапии - психокоррекционный, развивающий метод, направленный на разрешение личностных проблем, снятия внутреннего напряжения, с использованием песка;
музыкотерапии - это контролируемое использование звуков и музыки в лечении и реабилитации клиентов, представляющее собой деятельность, включающую: воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов или прослушивание специально подобранных музыкальных произведений;
танцевальной терапии - это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности ;
цветотерапии - это немедикаментозный метод лечения, основанный на том, что каждая из биологически активных зон организма реагирует на один из цветов: воздействие цветом происходит на орган зрения, а через него и через зрительный анализатор - на нервную систему и др.
Главными задачами, которые эффективно решает арт-терапия для дошкольников, являются:
развитие познавательно-речевой активности, коррекция поведения;
гармонизация эмоционального состояния детей;
расширение кругозора через приобщение к культурному наследию (литература, театр, музыка, живопись, скульптура, фотография);
раскрытие творческого потенциала;
развитие оригинальности мышления;
улучшение внимания и памяти;
формирование активной жизненной позиции;
повышение самооценки;
развитие коммуникативных способностей.
Арт-терапия не требует художественных навыков или способностей к изобразительному искусству, поэтому каждый ребенок может участвовать в этой работе. Рисунки и поделки отражают мысли и настроение детей и позволяют диагностировать психологические отклонения в развитии (неврозы, стресс).
На занятиях ребенок свободно проявляет свою фантазию. Использование подручного материала (глина, гуашь, нитки, макароны, камни и песок) развивает мелкую моторику.
Уроки музыки, пения и танцев помогают ему уже за несколько занятий снять напряжение, избавиться от негативных эмоций, преодолеть свои глубинные страхи (боязнь воды, собак, темноты и насекомых).
В ходе учебного процесса дошкольник учится общению со сверстниками и приобретает веру в себя, получает новые знания об окружающем мире.
Занятия проводятся профессиональными педагогами (психолог, логопед) в развлекательной форме, что позволяет заинтересовать пассивных детей и сделать их активными участниками процесса, а не просто слушателями. С помощью игр и специальных упражнений выявляются и развиваются скрытые умения, вызывающие у детей положительные эмоции и чувство удовлетворения от результатов своего творчества.
Важное преимущество арт-терапии состоит в том, что ее применение возможно как при посещении детских учебных центров, так и в домашних условиях. Особенно это имеет большое значение для детей с ограниченными возможностями.
Совместная деятельность взрослых и детей помогает сблизиться друг с другом, вникнуть в проблемы и найти способы для их решения.
Участие родителей в домашних спектаклях, тематических играх не только развлекает дошкольника, но и оказывает на него благоприятное психотерапевтическое воздействие.