Ольга Калмыкова
Самообразование «Пути преодоления неуверенности и тревожности детей 5–7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Психическое развитие личности протекает в основном в детском возрасте и связано с непосредственным воздействием со стороны окружающих. Особо значимым является взаимодействие ребенка с родителями или теми взрослыми, которые его воспитывают. Необходимо знать особенности эмоциональной сферы детей для того, чтобы верно реагировать на их поступки, выбирать соответствующие порицание или поощрение, целенаправленно руководить воспитанием.
Публикация «Самообразование „Пути преодоления неуверенности и тревожности детей 5–7 лет“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Страх и детская тревожность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» май 2018
Актуальность проблемы и поиски путей оказания помощи детям привели к изучению причин формирования и следствий тревожности у детей дошкольного возраста, рассмотрению теоретических и практических вопросов ее диагностики. Изучение тревожности дошкольников чрезвычайно важно в связи с проблемой эмоционально-личностного развития детей, сохранением их здоровья.
Цель темы: коррекция личностных особенностей детей (замкнутость, робость, неуверенность); снижение уровня тревожности; снятие существующих страхов.
Задачи темы:
Формирование позитивного отношения к своему «Я».
Повышение самооценки и укрепление личностно идентичности.
Укрепление у ребёнка уверенности в себе и своих силах.
Снижение уровня тревожности.
Снятие существующих страхов.
Обучение произвольной саморегуляции.
Отыгрывание негативного опыта и освобождение от последствий травмирующих событий.
Открытие у ребёнка собственных резервов для преодоления и устранения тревожности, замкнутости.
Снижение психологической напряжённости.
Развитие коммуникативных навыков.
Литература
1. Золоторева Е. К. «Чтоб добрым ум и умным сердце было» - 2004г.
2. Катаева Р. И. «Развивающие занятия с детьми дошкольного возраста» - 2000г.
3. Кожокина С. К. «Путешествие в мир искусства» - 2002г.
4. Метенова Н. М. «Доброе утро, малыш» // Ребенок в детском саду – 2008, №1
5. Шипицина Л. М. и др. «Азбука общения» – 2000г.
6. Яковлева Н. Г. «Психологическая помощь дошкольнику». – 2002г.
Интернет – ресурс.
1. Социальная сеть работников образования nsportal.ru
2. Издательский дом «1 сентября»
3. Международный образовательный портал «МААМ. ru»
Тематический план занятий на 2017 – 2018 учебный год
Сентябрь Тайна моего «Я» Сплочение группы; снятие эмоционального напряжения;
создание доброжелательной атмосферы на занятиях; формирование позитивного отношения к своему «я»;
повышение самооценки и укрепление личностной идентичности; развитие интереса к себе; развитие словаря ребёнка, отражающего качества характера и внешности;
Октябрь Как мы боремся с трудностями Продолжение формирования позитивного отношения к своему «я»; обучение произвольной саморегуляции; укрепление уверенности в себе и своих силах; открытие собственных резервов для преодоления тревожности; развитие словаря (черты характера и внешности).
Ноябрь Цвет моего настроения Научение восприятию эмоционального состояния человека и соотнесению его с природными явлениями и цветов; развитие умения чувствовать и понимать окружающих;
способствование осознанию ценности личности человека, его эмоции и эмпатии; развитие творческих способностей и воображения.
Декабрь Беседа о страхах Отыгрывание негативного опыта и освобождение от последствий травмирующих событий; открытие собственных резервов для преодоления или устранения тревожности; снятие существующих страхов; укрепление уверенности в себе и своих силах; снижение эмоционального напряжения.
Январь Сон - это не страшно Отыгрывание негативного опыта и освобождение от последствий травмирующих событий; открытие собственных резервов для устранения тревожности; укрепление уверенности в своих силах; повышение самооценки укрепление и укрепление личностной идентичности; развитие навыков принятия решений и ответственности за принятое решение;
развитие умения выражать свои чувства с помощью изобразительных средств.
Февраль Темнота Снятие страха перед темнотой; обучение произвольной саморегуляции; отыгрывание негативного опыта и освобождение от последствий травмирующих событий; открытие у ребёнка собственных резервов для преодоления или устранения тревожности; укрепление у ребёнка уверенности в себе и своих силах; освоение новых ролей.
Март Мой смешной страх Снятие существующих страхов; отыгрывание негативного опыта и освобождение от последствий травмирующих событий;
открытие собственных резервов для преодоления или устранения тревожности; укрепление уверенности в себе и своих силах.
Апрель Не боюсь я ничего Преодоление страха перед ограничениями и самоограничениями; обучение самопроизвольной саморегуляции; закрепление позитивного отношения к своему «Я»; повышение самооценки и укрепление личностной идентичности; выявление наличия остаточных страхов.
Май Скоро в школу Формирование позитивного отношения к школе; снятие робости неуверенности перед школой; повышение самооценки и укрепление личностной идентичности; снятие психологической напряжённости; развитие произвольной саморегуляции.
Работа с родителями
Сентябрь Тест на тревожность детей
(Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко)
Октябрь Печатная консультация «Сущность понятия «тревожность» и ее причины»
Ноябрь Шпаргалка для взрослых «Тревожный ребенок в семье»
Декабрь Тренинг «Влияние стиля общения с ребенком на его успешность в будущем»
Январь Индивидуальная беседа «Рекомендации по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста»
Февраль Совместная игровая деятельность «Клубочек», «Ласковое имя» и другие по выбору.
Март Изотерапия «Я ничего не боюсь, я сильный»
Апрель Консультация для родителей «Проявление тревожности у детей»
Май Анкетирование «Успехи моего ребенка в преодолении тревожности и неуверенности»