Елена Баранова
Контрольно-диагностическая функция старшего воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Контрольно-диагностическая функция
Одной из функций старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения является осуществление контроля воспитательно-образовательной работы с детьми. С контроля начинается управленческий цикл, чтобы определить состояние работы и наметить задачи на будущее.
Публикация «Контрольно-диагностическая функция старшего воспитателя» размещена в разделах
Благодаря контролю управление приобретает принципиально важный компонент, без которого оно не может существовать – обратную связь. Контроль делает управление «зрячим», чувствительным к изменениям.
Рассматривая контроль как вид управленческой деятельности, можно отметить, что контроль является основным источником информации для принятия управленческого решения. Контроль предполагает выявление отклонений фактических результатов от намеченных целей.
Дошкольное учреждение получило право самостоятельно контролировать и нести полную ответственность за конечные результаты обучения, воспитания, развития детей и подготовки их к школе.
Контроль тесно связан со всеми функциями управления, но особенно - с педагогическим анализом информации. В ходе контроля полученные данные анализируются. По результатам анализа и оперативной информации руководитель получает возможность выработать управленческое решение и осуществить регулирование (коррекцию) как объекта, который подвергался контролю, так и самой управленческой деятельности.
Процесс управления требует надёжной обратной связи управляющей и управляемой подсистем на любом уровне. Именно контроль в различных его формах и методах (способах, средствах и взаимодействиях) обеспечивает такую обратную связь, помогает выявить недостатки в работе, установить их причины, а, значит, наметить пути их устранения с помощью коррекции и регулирования деятельности.
Эффективность регулирования и коррекции измеряется, прежде всего, тем, насколько рационально удаётся с их помощью организовать процессы, подлежащие управлению.
ПРАВИЛА ДЛЯ СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КОНТРОЛЯ
1. Контроль не должен ограничиваться инцидентом.
Нельзя ставить целью контроля сбор негативной информации. Если контроль проводится постоянно и планово, то он воспринимается как нора. Если вскрылись недостатки в работе нужно побеседовать с работником, постараться вместе выявить причины ошибок, напомнить о правильных действиях, организовать систему методической помощи.
2. Тотальный контроль порождает небрежность.
При тотальном контроле сотрудники снимают с себя ответственность за качество выполненной работы. Тотальный контроль не учитывает индивидуальные особенности конкретного человека.
3. Скрытый контроль вызывает только досаду.
По своей сути он аморален. Нельзя контролировать то, на что раньше никогда не указывалось. Скрытый контроль – это всегда субъективная интерпретация того, что наблюдалось.
4. Не следует контролировать только свой «любимый» участок, группу, объект.
Если сосредоточится на «любимом» объекте, то другие лены коллектива не подпадают в поле зрения проверяющего.
5. Следует помнить, что контроль не проформа.
Кто не контролирует, тот не интересуется достижениями своих сотрудников. Многие руководители избегают контролировать тот или иной вопрос, так как не уверены в своих знаниях, в умении грамотно провести педагогический анализ. Низкая компетентность и ложный страх испортить отношения с подчинёнными – плохой спутник руководителя.
6. Не следует контролировать из-за недоверия.
Подозрительность руководителя свидетельствует о его неуверенности в себе. Делегирование полномочий предполагает и доверие к подчинённым. А систематическое обучение правильному выполнению функциональных обязанностей снимает излишнюю опеку и выводит подчинённых на самоконтроль.
МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
Метод контроля – это способ практического осуществления контроля для достижения поставленной цели.
Наиболее эффективными методами контроля для изучения состояния образовательной деятельности являются:
наблюдение (внимательно следя за чем-либо, изучать, исследовать)
анализ (выявление причин, определение тенденций развития)
беседа (деловой разговор на какую-либо тему, обмен мнениями)
изучение документации (тщательное обследование с целью ознакомления, выяснения чего-либо)
анкетирование (способ исследования путём опроса)
проверка ЗУН воспитанников (для выявления степени обучености)
ТЕХНОЛОГИЯ КОНТРОЛЯ
1. Определить и сформулировать тему контроля.
2. Определить и сформулировать основные цели и задачи контроля.
3. Определить объект и субъект контроля.
4. Определить приказом проверяющего или группу проверяющих.
5. Составить программу контроля и ознакомить с ней проверяемых.
6. Проконтролировать проверяемого по составленной программе.
7. Зарегистрировать все результаты контроля.
8. Результаты контроля проанализировать и довести до сведения педагогических работников.
9. При необходимости провести повторный контроль.
ОБЪЕКТ КОНТРОЛЯ.
Учебно-воспитательный процесс, документация педагога, родительские собрания, методические объединения, индивидуальные занятия.
Объекты внутри садовского управления и контроля.
1. Образовательный процесс
• выполнение образовательной программы
• степень личностно – ориентированного взаимодействия
• уровень знаний, умений, навыков детей
• продуктивность деятельности педагога
• организация индивидуальной работы
• степень участия родителей в образовательном процессе
• здоровье и физическая подготовка (через создание гигиенических условий)
• степень активности и самостоятельности детей
• развитие коммуникативных качеств
2. Методическая работа.
• диагностическая основа (все мероприятия должны быть обусловлены конкретными основами, что хорошо получается, чем поделюсь, в чём испытываю затруднения)
• планирование – нужно посмотреть формы, как распределяется участие педагогов
• работа над передовым педагогическим опытом
• повышение квалификации (самообразование и др.)
• методический уровень каждого педагога.
3. Инновационная деятельность.
• соответствие этой деятельности концепции развития ДОУ
• степень научной обоснованности (взаимодействие с наукой с институтами);
• результативность нововведения (должны быть определены результаты);
• спланировать (поэтапное планирование).
4. Психологическое состояние коллектива.
• степень психологического комфорта педагога;
• степень психологического комфорта детей
• психологическая подготовленность коллектива к введению инновации
5. Условия реализации образовательного процесса.
• охрана труда;
• санитарно-гигиеническое состояние;
• обеспеченность учебно-методической литературой;
• обеспеченность дидактическими пособиями;
• обеспеченность ТСО.
Субъект контроля
Воспитатель, руководитель кружка, специалисты в ДОУ, возрастная группа.
ЭТИКА ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ :
Проводя контроль, старший воспитатель должен всегда понимать, что он не только выявляет проблемы и недостатки, или положительные аспекты, но, прежде всего он должен выяснить причины, породившие эти недостатки и наметить пути их устранения, увидеть способы решения выявленной проблемы.
Контроль не должен проводиться ради контроля. Жесткий административный контроль может оскорбить, унизить, подломить творчески работающую личность.
Правила этики поведения инспектирующего:
• честность, ясность, последовательность и объективность при анализе и изложении суждений, мнений по итогам оценки результатов деятельности;
• стремление к точности и уважение к очевидности;
• достоверность изложенных фактов;
• вежливость, открытость и непредвзятость при обсуждении вопросов с участниками образовательного процесса;
• уважительное отношение к предложениям руководителей органов управления образованием и образовательных учреждением по объектам и срокам работы;
• понимание особенностей образовательного учреждения и органа управления образование, а так же уважение интересов, общественного авторитета и положения отдельных лиц и групп;
• оценка результатов деятельности осуществляется по набору показателей с учётом приоритетных направлений и соотнесения их с государственной политикой в области образования;
• признание того, что интересы и благополучие обучающихся и воспитанников является важнейшим приоритетом образовательной политики государства;
• уважительное отношение и уверенность в порядочности и честности руководителей, профессорско-преподавательских кадров, воспитателей, обучающихся, родителей и представителей органов управления;
• понимание того, насколько серьёзно изложенное суждение инспектирующего воздействует на всех, кого оно касается;
• действия инспектирующего определяются должностной инструкцией, включающей его права и обязанности, в рамках баланса полномочий и ответственности с указанием на конкретную проверку.
Контроль над организацией образовательной и оздоровительной
работой с детьми
Таблица № 16
№ Тема Проверяемые Обсуждение результатов Ответственные исполнители срок Отм. о выполнении
1 Тематическая проверка
2 Смотр
3 Оперативный контроль
4 Вторичный контроль
5 мониторинг
6 Текущий оперативный контроль
Список использованной литературы:
1. Белая К. Ю. Методическая деятельность в дошкольной организации. 2 изд., испр., допол. М. : ТЦ Сфера, 2015. 128с.
2. Контроль функционирования и развития ДОУ : Методические рекомендации/Авт. -сост. : М. В. Корепанова, И. А. Липчанская. -М. : ТЦ Сфера, 2007.-80с. (Библиотека руководителя ДОУ).
3. Елжова Н. В. Скорая помощь для старшего воспитателя/Н. В. Елжова-Ростов-н/ Д: Феникс, 2014.-287(1)с. :ил.
Список литературы
1. Алебастрова, А. А. Справочник заведующего дошкольным образовательным учреждением / А. А. Алебастрова. — М. : ВАКО, 2008. — 208с
2. Аншукова, Е. Ю. Аналитическая деятельность старшего воспитателя. // Управление ДОУ. — 2004. №3.- С. 15-19.
3. Белая, К. Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы / К. Ю. Белая. — М. : Сфера, 2005
4. Белая, К. Ю. От сентября до сентября. Рекомендации заведующим и старшим воспитателям детского сада к планированию воспитательно-образовательной работы / К. Ю. Белая. — М. : АСТ, 1998
5. Белая, К. Ю. Руководство ДОУ: контроль — диагностическая функция / К. Ю. Белая. — М. : ТЦ «Сфера», 2003. — 64 с. — (Библиотека руководителя ДОУ).
6. Белая, К. Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы / К. Ю. Белая. — М. : Сфера, 2005
7. Бондаренко, А. К. Заведующий дошк. учрежд. : Пособие для зав. дошк. учреждениями / А. К. Бондаренко, Л. В. Поздняк, В. И. Шкатулла. — М. :Просвещение, 1984. — 223с.
8. Виноградова, Н. А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ:метод. пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева. — 2-е изд. — М. : Айрис-пресс, 2007. — 192с.
9. Васильева А. И. Воспитатель – методист детского сада/ А. И. Васильева, Л. А. Бахтурина, И. И. Кобитина – Минск, 1975
10. Скоролупова О. А. Тематический контроль в ДОУ – М. : Скрипторий 2003, 2006.
11. Лосев, П. Н. Управление методической работой в современном ДОУ / П. Н. Лосев. — М. : ТЦ Сфера, 2005
12. Корепанова М. В. Контроль функционирования и развития ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2008.
13. Троян А. Н. Управление дошкольным образованием: учебное пособие/ А. Н. Троян – М: Сфера, 2005 – 160с