Анастасия Дмитриевна Громадина
Статья: «Развитие внимания у дошкольников посредством игрового метода»
▼ Скачать + Заказать документы
На гармоничное развитие личности детей дошкольного возраста влияют множество факторов, основой которых являются природные данныe, а также осознание себя в процессе получения жизненного опыта. Различают внутренние и внешние факторы.
Внутренние факторы, оказывающие влияние: темперамент, заложенный генетикой.
Внешние факторы: воспитание, социальный уровень, окружающая среда, и даже текущий век.
Публикация «Статья: „Развитие внимания у дошкольников посредством игрового метода“» размещена в разделах
И все же основой всякого развития и воспитательной и образовательной деятельности, является «внимание». Именно оно способствует усвоению ребенком не только новой информации, но и помогает ему более успешно общаться со сверстниками.
Для того, чтобы вырастить дерево, сначала нужно бросить в землю семечко, и уже из него, при правильном уходе, вырастет дерево или цветок. В воспитании ребенка, необходимо научить его «заботиться о дереве», то есть развивать в нем память, внимание, умение мыслить и рассуждать.
Каждый дошкольник когда-то станет школьником и его успешная учеба будет строится на той базе, которую заложили в дошкольном возрасте.
Одним из показателей готовности ребёнка к школе является устойчивое, произвольное внимание.
Внимание — это термин, обозначающий направленность и сосредоточенность сознания, которые характеризуются повышением сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности ребёнка или взрослого.
Выделяют три основных вида внимания : непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.
Непроизвольное, пассивное или непреднамеренное внимание не сопряжено ни с какими волевыми усилиями, то есть ребенок легко усваивает материал. Оно возникает без намерения ребёнка или взрослого увидеть или услышать какую-либо информацию, без поставленной цели или усилий воли. Внешние причины вызывают непроизвольное внимание, те или другие особенности действующих на человека в данный момент субъектов или объектов.
Особенности непроизвольного внимания :
1. Уровень воздействия раздражителя. Более сильный раздражитель, чем другие. Одновременно с ним действующий на организм, объект (яркий свет, более сильный звук, резкий запах и т. п.) быстрее привлечёт к себе внимание;
2. Новизна. Некоторые объекты привлекают к себе внимание своей неординарностью, оригинальностью. К примеру, некоторые изменения в окружающей обстановке, новые лица в коллективе или организации;
3. Резкая смена, а также динамичность объектов, часто наблюдающиеся при сложных и длящихся долгое время действиях, например при наблюдении за спортивным состязанием, восприятии кинокартины и т. д;
Произвольное, активное или преднамеренное внимание нужно постоянно поддерживать. Это целенаправленное сосредоточение сознания, поддержание уровня которого связано с определенными волевыми усилиями и с определёнными раздражителями, которые служат отправной точкой (приказ, мысль). Так же успешность данного типа внимания зависит от состояния нервной системы. Уменьшается или увеличивается в соответствии с психологическим, физическим состоянием
Для того чтобы получить необходимые нам ЗУН (знания, умения, навыки, этот вид внимания наиболее актуален.
Если ребенок увлекается игрой или выполнением задания, ему уже не требуется прилагать усилия для концентрации внимания, и произвольное внимание переходит в послепроизвольное. Здесь сочетаются признаки непроизвольного и произвольного видов внимания.
Произвольное внимание малыша двух - двух с половиной лет составляет не более трёх минут. Это то время, на которое ребёнок может сосредоточиться в этом возрасте. К дошкольному возрасту объём произвольного внимания возрастает, в среднем, до двадцати минут.
При правильном подходе, в 6 - 7 лет ребёнок уже вполне может спокойно сидеть, слушать взрослого, выполнять различные задания по инструкции и самостоятельно.
А как же добиться, чтобы ваш ребёнок умел сосредоточиться на процессе, мог слушать, наблюдать и воспринимать информацию?
В дошкольном возрасте наиболее актуальный метод, это игровой, для детей все, что происходит вокруг – это большая игра. Ребёнок сосредоточен, только его внимание направлено на более значимые для него, а не для нас вещи.
Внимание - это процесс, при котором происходит отбор нужной (интересной) информации и неприятие лишней.
У детей дошкольного возраста внимание направлено на их внутренний мир. Когда ваш ребенок вдруг останавливается и смотрит в одну точку, знайте, в этот момент его внутреннее внимание достигает наивысшей точки. Этот момент мы и принимаем за рассеянность.
Что же делать, если у вашего ребёнка внимание кратковременное, ему трудно сконцентрироваться? Все просто! Играйте с ним!
К примеру если учите стихи, превратите это в игру:
Игра: «Я, теперь ты»
Ход игры: при разучивании стихов или текстов песен, ребенок и взрослый по очереди говорят строчки из разучивания материала.
Постарайтесь преподносить информацию через игры. На музыкальных занятиях это особенно актуально, чем лучше у ребенка будет развито внимание, тем успешнее он будет развиваться, ведь музыкальные занятия направлены на «гармоничное развитие личности» ребенка.