Лучший педагог года

Опыт работы по развитию речи с помощью сказок

Татьяна Коновалова
Опыт работы по развитию речи с помощью сказок
▼ Скачать + Заказать документы

Статья из опыта работы : «Сказки учат говорить»

Сказки учат говорить

В настоящее время трудно найти лучший способ воспитания детей, чем путь приобщения их с раннего детства к устному народному творчеству. Сказка даёт нравственные уроки сострадания, самоотверженности, сочувствия, любви ко всему живому, представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом, расширяет жизненный опыт ребенка. Русская народная сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами. Сказка воспитывает любовь к Родине, знакомит с родной природой, обычаями, укладом русской жизни. Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, её мелодике.

Публикация «Опыт работы по развитию речи с помощью сказок» размещена в разделах

В младшем дошкольном возрасте у детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. У малышей формируют навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы, бережное отношение к книге. Владея такими навыками, ребенок лучше понимает содержание книги.

Рассказав сказку, помогаю детям вспомнить интересные места, повторить характеристики персонажей («Петя-петушок золотой гребешок», «Выросла репка большая-пребольшая», называем повторяющиеся обращения («Козлятушки - ребятушки, отомкнитеся, отопритеся!», «Терем-теремок, кто в тереме живет?») и действия («Тянут-потянут, вытянуть не могут»). Помогаю запомнить этот материал и научиться повторять его с разными интонациями. Дети способны понять и запомнить сказку, повторить песенку, однако речь их недостаточно выразительна. Причинами могут быть плохая дикция, неумение правильно произносить звуки. Поэтому учу детей четко и внятно произносить звуки, повторять слова и словосочетания; создавать условия для того, чтобы новые слова вошли в активный словарь.

Мною применяются разнообразные формы работы с детьми. С этой целью были определены ежедневные виды деятельности по использованию фольклора в работе с детьми, которые отразили в циклограмме воспитателя:

• Ежедневное чтение (русские сказки, потешки, песенки).

• Тематические беседы по устному народному творчеству.

• Совместное рассматривание книг и иллюстраций.

• Театрализация русских народных сказок куклами би-ба-бо, на фланелегафе, настольным и пальчиковым театром, театром игрушки и картинок.

• Пение народных песенок, потешек.

• Слушание детских песенок и русских народных сказок

Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить, играя.

В младшей группе надо учить детей слушать сказки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. При повторном чтении дети начинают запоминать текст. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.

Сказка как жанр художественной литературы находит применение в различных областях работы с детьми – дошкольниками, имеющими нарушения речи.

Необходима систематическая целенаправленная работа по знакомству детей с содержанием сказок, с их композиционными и языковыми особенностями. При этом использую словесные методические приемы в сочетании с наглядными: беседы после ознакомления с произведением помогающие определить жанр, основное содержание, средства художественной выразительности; зачитывание фрагментов из произведения по просьбе детей (выборочное чтение); беседы о прочитанных ранее любимых детьми книгах;, рассматривание книг, иллюстраций к ним; просмотр видео,; прослушивание записей исполнения литературных произведений мастерами художественного слова. Свое отношение к сказкам, дети выражают в рисунке, поэтому сюжеты литературных произведений можно предлагать как темы для рисования.

Привлекая сказку для работы по развитию речи, использую картинки – наглядное изображение предметов, их признаков, а также ситуаций, событий, эпизодов. По картинкам легче проводить с детьми живую, непринужденную беседу, активизировать их лексику. Чтение сказок можно дополнить малыми фольклорными формами – загадками, потешками.

В работе по ознакомлению с художественной литературой использую разные виды игр, к примеру игр - драматизаций.

Основой для игр – драматизаций можно взять те - же русские народные сказки. В сказке образы героев наиболее ярки, они привлекают детей динамичностью, ясной мотивированностью поступков, действия четко сменяют одно на другое, и малыши воспроизводят их. Дети легко драматизируют любые сказки : «Репка», «Колобок», «Заюшкина избушка» и другие…

Играя, ребенок выражает свои чувства в слове, жесте, мимики, интонации. Используя русские народные сказки на занятиях по развитию речи, можно поставить перед собой следующие задачи:

1. Учить воспринимать небольшие по объему сказки, потешки.

2. Обогащать словарь, вводить в словарь детей те слова, которые необходимы им для содержательного общения.

3. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы.

4. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.

5. Работать над внятным произношением слов, упражнять артикулярный аппарат.

6. Готовит детей к рассказыванию.

В своей работе использую игры и упражнения, направленные на развитие речевого дыхания : сдувать со стола мелко нарезанные цветные бумажки, пушинки, ватку, дуть на лежащие, на столе палочки, карандаши разной формы (круглые, граненные) и длины, стараясь сдвинуть их с места; задувать на резком (быстром) и длительном выдохе пламя воображаемой свечи; надувать бумажные и целлофановые мешочки,, играть на детском кларнете; надувать и пускать мыльные пузыри.

Также использую игры и упражнения, направленные на тренировку артикуляционного аппарата: упражнения для лица (изменение мимики) : сделать лицо веселое (улыбнуться, засмеяться, сердитое (нахмурить брови, удивленное (поднять брови, плаксивое, спокойное, доброе; надуть щеки, втянуть щеки, перекачать воздух из одной щеки в другую; упражнения для губ трубочкой вперед и разведение их в стороны в сомкнутом виде, эти же движения с показом зубов (как произнесение звуков [ш] и [с]); упражнение для языка: показать широкий и узкий язык; облизывание узким языком верхней и нижней губы, (колокольчик);

Упражнение для мягкого неба: опускание и поднимание небной занавески (похрапывание, покашливание)

Игры и упражнения на звукоподражание голосам животных (мяу, му, пи-пи, ко-ко, ме, бе); подражание звукам, издаваемым транспортом и различными бытовыми предметами (би-би, ту-ту, тук-тук, тик-так).

Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде. Известно, что основными функциями речи являются коммуникативная и обобщающая и регулирующая. Коммуникативная и обобщающая функции речи формируются в тесном единстве: с помощью речи человек не только получает новую информацию, но и усваивает ее. Вместе с тем речь является и средством регуляции высших психических функций человека. В норме регулирующая функция речи формируется к концу дошкольного возраста и имеет большое значение для перехода ребенка к школьному обучению.

В педагогической работе особую роль отвожу просвещению родителей. Рассказываю о роли сказки в развитии речи и становлении личности детей. Провожу консультирование по использованию сказки как средства речевого развития. Разъяснению им о значимости семейного чтения, подчёркиванию его весомого вклада при формировании у ребёнка нравственно ценных ориентиров на основе нравственно положительных эмоциях. Такая работа в дальнейшем влияет на развитие словесного творчества будущих школьников при стремлении сочинять свои собственные сказки.

Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, она заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи «Обучение детей рассказыванию русских народных сказок с помощью картины-матрицы» Цель: формирование умения рассказывать сказку с помощью картины-матрицы. Задачи: Образовательные: формировать умение у детей рассказывать.

Конспект занятия по развитию речи «Обучение детей рассказыванию русских народных сказок с помощью наглядного моделирования» Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад.

Опыт работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи Опыт работы строится на основе принципов интеграции, наглядности, индивидуального подхода к ребёнку. Опыт работы в соответствии с задачами.

Опыт работы по развитию речи в первой младшей группе В программе воспитания и обучения в детском саду указаны все задачи по развитию речи в каждой возрастной группе. Этой задаче в детском саду.

Опыт работы с детьми детского сада в сочинении сказокОпыт работы с детьми детского сада в сочинении сказок Все мы родом из детства. Существует много способов для лечения детских комплексов и страхов, но один из самых любимых форм работы является.

Опыт работы воспитателя по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста Опыт работы воспитателя по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста. 1 слайд - Здравствуйте, уважаемые коллеги. --Сегодня.

Опыт работы по развитию познавательной активности дошкольников с помощью проектной деятельности Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования трактует познавательное развитие как образовательную область,.

Опыт работы по развитию речи детей раннего возраста Целенаправленное развитие речи младших дошкольников – одно из ведущих направлений педагогической деятельности, обеспечивающее своевременное.

Опыт работы по развитию речи детей при ознакомлении с природойОпыт работы по развитию речи детей при ознакомлении с природой Тема: «Опыт работы по развитию речи детей при ознакомлении с природой». Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека.

Опыт работы «Развитие сенсорных эталонов с помощью кубиков Дьенеша в группе раннего возраста» Панькина М. Н Г. Иркутск Иркутская область. МДОУ детский сад №166. М-н Университетский д 32. Дошкольный период – это один из важных критических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по развитию речи с помощью сказок
Опубликовано: 2 декабря 2019 в 20:32
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по развитию речи с помощью сказок» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Коновалова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД