Татьяна Коновалова
Опыт работы по развитию речи с помощью сказок
▼ Скачать + Заказать документы
Статья из опыта работы : «Сказки учат говорить»
Сказки учат говорить
В настоящее время трудно найти лучший способ воспитания детей, чем путь приобщения их с раннего детства к устному народному творчеству. Сказка даёт нравственные уроки сострадания, самоотверженности, сочувствия, любви ко всему живому, представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом, расширяет жизненный опыт ребенка. Русская народная сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами. Сказка воспитывает любовь к Родине, знакомит с родной природой, обычаями, укладом русской жизни. Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, её мелодике.
Публикация «Опыт работы по развитию речи с помощью сказок» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В младшем дошкольном возрасте у детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. У малышей формируют навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы, бережное отношение к книге. Владея такими навыками, ребенок лучше понимает содержание книги.
Рассказав сказку, помогаю детям вспомнить интересные места, повторить характеристики персонажей («Петя-петушок золотой гребешок», «Выросла репка большая-пребольшая», называем повторяющиеся обращения («Козлятушки - ребятушки, отомкнитеся, отопритеся!», «Терем-теремок, кто в тереме живет?») и действия («Тянут-потянут, вытянуть не могут»). Помогаю запомнить этот материал и научиться повторять его с разными интонациями. Дети способны понять и запомнить сказку, повторить песенку, однако речь их недостаточно выразительна. Причинами могут быть плохая дикция, неумение правильно произносить звуки. Поэтому учу детей четко и внятно произносить звуки, повторять слова и словосочетания; создавать условия для того, чтобы новые слова вошли в активный словарь.
Мною применяются разнообразные формы работы с детьми. С этой целью были определены ежедневные виды деятельности по использованию фольклора в работе с детьми, которые отразили в циклограмме воспитателя:
• Ежедневное чтение (русские сказки, потешки, песенки).
• Тематические беседы по устному народному творчеству.
• Совместное рассматривание книг и иллюстраций.
• Театрализация русских народных сказок куклами би-ба-бо, на фланелегафе, настольным и пальчиковым театром, театром игрушки и картинок.
• Пение народных песенок, потешек.
• Слушание детских песенок и русских народных сказок
Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить, играя.
В младшей группе надо учить детей слушать сказки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. При повторном чтении дети начинают запоминать текст. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.
Сказка как жанр художественной литературы находит применение в различных областях работы с детьми – дошкольниками, имеющими нарушения речи.
Необходима систематическая целенаправленная работа по знакомству детей с содержанием сказок, с их композиционными и языковыми особенностями. При этом использую словесные методические приемы в сочетании с наглядными: беседы после ознакомления с произведением помогающие определить жанр, основное содержание, средства художественной выразительности; зачитывание фрагментов из произведения по просьбе детей (выборочное чтение); беседы о прочитанных ранее любимых детьми книгах;, рассматривание книг, иллюстраций к ним; просмотр видео,; прослушивание записей исполнения литературных произведений мастерами художественного слова. Свое отношение к сказкам, дети выражают в рисунке, поэтому сюжеты литературных произведений можно предлагать как темы для рисования.
Привлекая сказку для работы по развитию речи, использую картинки – наглядное изображение предметов, их признаков, а также ситуаций, событий, эпизодов. По картинкам легче проводить с детьми живую, непринужденную беседу, активизировать их лексику. Чтение сказок можно дополнить малыми фольклорными формами – загадками, потешками.
В работе по ознакомлению с художественной литературой использую разные виды игр, к примеру игр - драматизаций.
Основой для игр – драматизаций можно взять те - же русские народные сказки. В сказке образы героев наиболее ярки, они привлекают детей динамичностью, ясной мотивированностью поступков, действия четко сменяют одно на другое, и малыши воспроизводят их. Дети легко драматизируют любые сказки : «Репка», «Колобок», «Заюшкина избушка» и другие…
Играя, ребенок выражает свои чувства в слове, жесте, мимики, интонации. Используя русские народные сказки на занятиях по развитию речи, можно поставить перед собой следующие задачи:
1. Учить воспринимать небольшие по объему сказки, потешки.
2. Обогащать словарь, вводить в словарь детей те слова, которые необходимы им для содержательного общения.
3. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы.
4. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.
5. Работать над внятным произношением слов, упражнять артикулярный аппарат.
6. Готовит детей к рассказыванию.
В своей работе использую игры и упражнения, направленные на развитие речевого дыхания : сдувать со стола мелко нарезанные цветные бумажки, пушинки, ватку, дуть на лежащие, на столе палочки, карандаши разной формы (круглые, граненные) и длины, стараясь сдвинуть их с места; задувать на резком (быстром) и длительном выдохе пламя воображаемой свечи; надувать бумажные и целлофановые мешочки,, играть на детском кларнете; надувать и пускать мыльные пузыри.
Также использую игры и упражнения, направленные на тренировку артикуляционного аппарата: упражнения для лица (изменение мимики) : сделать лицо веселое (улыбнуться, засмеяться, сердитое (нахмурить брови, удивленное (поднять брови, плаксивое, спокойное, доброе; надуть щеки, втянуть щеки, перекачать воздух из одной щеки в другую; упражнения для губ трубочкой вперед и разведение их в стороны в сомкнутом виде, эти же движения с показом зубов (как произнесение звуков [ш] и [с]); упражнение для языка: показать широкий и узкий язык; облизывание узким языком верхней и нижней губы, (колокольчик);
Упражнение для мягкого неба: опускание и поднимание небной занавески (похрапывание, покашливание)
Игры и упражнения на звукоподражание голосам животных (мяу, му, пи-пи, ко-ко, ме, бе); подражание звукам, издаваемым транспортом и различными бытовыми предметами (би-би, ту-ту, тук-тук, тик-так).
Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде. Известно, что основными функциями речи являются коммуникативная и обобщающая и регулирующая. Коммуникативная и обобщающая функции речи формируются в тесном единстве: с помощью речи человек не только получает новую информацию, но и усваивает ее. Вместе с тем речь является и средством регуляции высших психических функций человека. В норме регулирующая функция речи формируется к концу дошкольного возраста и имеет большое значение для перехода ребенка к школьному обучению.
В педагогической работе особую роль отвожу просвещению родителей. Рассказываю о роли сказки в развитии речи и становлении личности детей. Провожу консультирование по использованию сказки как средства речевого развития. Разъяснению им о значимости семейного чтения, подчёркиванию его весомого вклада при формировании у ребёнка нравственно ценных ориентиров на основе нравственно положительных эмоциях. Такая работа в дальнейшем влияет на развитие словесного творчества будущих школьников при стремлении сочинять свои собственные сказки.
Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, она заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично