Ольга колпакова
Опыт работы по развитию познавательной активности дошкольников с помощью проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом:
• развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
• формирование познавательных действий, становление сознания;
• развитие воображения и творческой активности;
Публикация «Опыт работы по развитию познавательной активности дошкольников с помощью проектной деятельности» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
• формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
На наш взгляд, такое понимание познавательного развития дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой.
К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста мы относим познавательную активность, основой которой служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача.
В соответствии с теорией Д. Б. Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путем накопления положительного учебно-познавательного опыта. Ее источником является познавательная потребность. Процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение.
Познавательная активность выступает как природное проявление интереса ребенка к окружающему миру и характеризуется четкими параметрами.
Об интересах ребенка и интенсивности его стремления познакомиться с определенными предметами или явлениями свидетельствуют:
• внимание и повышенная заинтересованность;
• эмоциональное отношение (удивление, волнение, смех и др.);
• действия, направленные на выяснение строения и назначения предмета;
• постоянное притяжение к этому объекту или предмету.
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.
Метод проектов актуален и очень эффективен, т. к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
К среднему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, направленной на «открытие» нового.
Для развития познавательной активности детей дошкольного возраста нами был разработан проект «Цветная неделя», целью которого явилось изучение роли познавательной активности дошкольников, становления мировидения ребенка, его личностного роста.
Каждый день недели соответствовал цвету радуги, каждый день мы приходили в одежде определенного цвета, а в картину, которая создавалась нами, добавлялись предметы этого же цвета.
Задачи проекта :
• формировать у детей представления о последовательности дней недели;
• продолжать знакомство с цветами спектра;
• привлечь детей к созданию сюжетной композиции;
• развивать творческие способности, воображение, наблюдательность, речевую и познавательную активность;
• способствовать сплочению детского коллектива.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный –
• изучение методической литературы,
• подготовка материалов и оборудования,
• оснащение РППС,
• ознакомление участников с темой проекта.
Практический –
• объявление о реализации проекта,
• беседы с детьми о цвете,
• обозначение дней недели определенным цветом,
• чтение художественной литературы,
• проведение дидактических игр,
• рисование цветными ладошками,
• создание коллективной композиции «Цветная картина»,
• консультация для родителей «Цвет и его влияние».
Итоговый –
• все задачи были успешно реализованы,
• на протяжении всей недели сохранялось веселое и бодрое настроение,
• создана коллективная работа «Цветная картина».
В ходе реализации проекта «Елочка расти, елочка живи!» была организована выставка поделок на тему «Елочки». Родители с удовольствием откликнулись на предложение, а дети наперебой рассказывали о своих поделках. Восторгу и радости детей не было предела. Здесь дети узнали о том, как долго растут елочки, которые люди срубают ради праздника, о необходимости беречь родную природу, об изготовлении елочек из разных материалов, не причиняющих вреда природе. Итогом был новогодний праздник, где девочки в танце отобразили тему проекта.
При ознакомлении с проектом «Наша армия сильна» дети узнали о родах войск, о буднях военной службы. Почему нужно защищать Родину? Заключительный этап проекта – спортивное мероприятие «Будем вместе с папой в армии служить».
В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации мы убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к развитию познавательной активности детей.
Нам хотелось бы, чтобы родители следовали мудрому совету В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
Таким образом, используя познавательные задачи и проектную деятельность при решении проблемы развития познавательной активности детей дошкольного возраста, педагог обеспечивает качественные изменения в развитии познавательной деятельности : от любопытства до познавательной активности. Знакомство ребенка с различными явлениями служит не только средством накопления впечатлений об окружающем мире, но и выступает как инструмент развития его умственной деятельности.