Папки-передвижки

Опыт работы «Развитие сенсорных эталонов с помощью кубиков Дьенеша в группе раннего возраста»

Мария Панькина
Опыт работы «Развитие сенсорных эталонов с помощью кубиков Дьенеша в группе раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Панькина М. Н

Г. Иркутск Иркутская область. МДОУ детский сад №166. М-н Университетский д 32.

Дошкольный период – это один из важных критических периодов развития, характеризующийся высокими темпами психофизиологического созревания. Малыш появляется на свет с уже вполне сформировавшимися органами чувств, но ещё не способным к активному функционированию; умению пользоваться своими ощущениями ребенок должен научиться. Если освоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, то оно нередко оказывается поверхностным и неполноценным. Именно на этом этапе на помощь приходит сенсорное развитие.

Публикация «Опыт работы „Развитие сенсорных эталонов с помощью кубиков Дьенеша в группе раннего возраста“» размещена в разделах

Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о физических свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все аспекты жизни малыша, прежде всего в процессы познания окружающего мира: предметов, их свойств и качеств (форма, строение, величина, пропорции цвет, положение в пространстве и т. п.)

В истории дошкольной психологии и педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Наиболее важный вклад в этом направлении внесли такие отечественные авторы как: А. П. Усова, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Г. А. Урунтаева, П. Н. Сакулина, а также зарубежные педагоги: Мария Монтессори и Золтан Дьенеш.

В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие технологии. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем.

Дошкольники могут с помощью блоков познакомиться с простейшими геометрическими формами, понятиями «большой – маленький», «толстый – тонкий».

Игры – занятия с блоками Дьенеша способствуют :

– ознакомлению детей с геометрическими фигурами и формой предметов, их размерами;

развитию таких мыслительных умений как сравнение и анализ, классификация, обобщение, абстрагирование, а также кодирование и декодирование информации;

– усвоению элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;

развитию познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;

развитию творческих способностей: к моделированию и конструированию;

развитию психических функций, связанных с речевой деятельностью;

– воспитанию самостоятельности, инициативности, настойчивости в достижении целей и преодолении трудностей.

Все варианты игр и обучающих упражнений основаны на принципах сравнительного анализа, который учит малыша в процессе всего периода обучения различать предметы по разным свойствам (толщине, размеру, форме, цвету). В своей работе я использую следующие игры:

– выбрать среди блоков блок, который соответствует какому-либо признаку (цвету, форме, размеру);

– выбрать блоки одинакового цвета, но разной формы или блоки одной формы и разного цвета;

– построить геометрические ряды с использованием блоков одинаковых по цвету, форме блокам и многие другие упражнения.

Эти же игры можно использовать для детей более взрослых, добавляя решения более сложных задач с применением логического мышления. С этой целью З. Дьенеш предложил использовать специальные карточки, на которых показано символическое изображение разных предметов. Благодаря таким карточкам у малышей появляется живой интерес к дальнейшему обучению, как индивидуально, так и в небольших группах детей.

В процессе работы с детьми, дети закрепили знания о геометрических фигурах, цвете, форме. Самая любимая игра моих детей это «Что изменилось?»

Игра «Что изменилось?»

Перед детьми выкладываются более трех различных фигур. Дети должен охарактеризовать основные свойства фигур и запомнить их. Далее они закрывают глаза, а взрослые меняют местами фигуры, убирают одну из фигур или заменяет одну фигуру другой. Задача детей заключается в том, чтобы заметить какие изменения произошли с фигурами. В процессе работы предлагается составить цепочку, чередуя блоки по размерам, цветам, толщине или форме. Например: синий, красный, синий и т. д. Выкладывая с малышом цепочку так, чтобы рядом находились фигуры аналогичные по размеру, различные по форме и цвету и наоборот.

Взрослые могут составить множество вариантов упражнений, которые помогают ребенку овладевать навыками сравнения, умениями анализа и синтеза. Малышу нужно к каждой фигуре найти пару по размеру, форме, цвету или толщине. Например, большой треугольник синего цвета берет в пару маленький синий треугольник и т. д. Перед ребенком располагают восемь блоков и под один из них помещают клад в виде вырезанной картинки или монетки. Малыш должен задавать взрослым различные наводящие вопросы, чтобы быстрее найти клад. При этом родители имеют право отвечать односложно: да или нет. После анализа всей полученной информации ребенок угадывает место клада. В ходе игры взрослые меняются с малышом ролями: взрослые угадывают местоположение клада, а ребенок отвечает на наводящие вопросы. Ребенок с помощью специальных схем-картинок выкладывает различные плоскостные изображения предметов. Играя с детьми в игру «Уборка» в коробку складывает все прямоугольные блоки, а ребёнок – все красные. Потом убираются все большие блоки, а ребенок – только тонкие фигуры и т. д.

Блоки Дьенеша являются эффективным дидактическим материалом, который удачно сочетает в себе элементы конструктора и развивающей игры. В процессе работы с логическими блоками дети сначала приобрели навык выделять и абстрагировать в фигурах только одно свойство: цвет, толщина, размер или форма. Через некоторое время дети самостоятельно выполняют задания с более высоким уровнем сложности. При этом принимается во внимание уже два и более свойства предмета. Результативность от игр с логическими блоками зависит от индивидуальных особенностей малыша и от профессионализма педагога или родителя.

Список литературы

1. Михайлова З. А. Логика и математика для дошкольников [Текст]/ З. А. Михайлова. – СПб. Издательский дом “Литера”, 2000. – 97с.

2. Носова Е. А. Логика и математика для дошкольников [Текст] : методическое издание /Р. Л. Непомнящая, Е. А. Носова. – СПб. Акцидент,2000. – 121с.

3. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малышей. Москва, «Просвещение», 1996 г.

4. Столяр А. А. Давайте поиграем [Текст]/А. А. Столяр. - М. Просвещение, 1996. - 145с.

Публикации по теме:

Проект «Развитие сенсорных эталонов у детей раннего возраста через дидактические игры» Цель: Развитие сенсорных эталонов у детей раннего возраста(2-3 года)через дидактические игры. Задачи: -Продолжать учить детей различать.

Бизиборд — элемент развития сенсорных эталонов детей раннего возраста Способность ощущать и воспринимать внешний мир, различать предметы в зависимости от их качеств является основой для развития мышления» М.

Консультация для воспитателей «Развитие сенсорных эталонов в процессе ознакомления с природой» Руководя познанием природы и приобретением детьми сенсорных способностей, воспитатель применяет разнообразные методы и приемы. Предпочтение.

Роль развивающих игр в формировании сенсорных эталонов у детей раннего возраста Кроме системы права того, в рамках права организации предметной семьи среды права нами были подобраны права самые системы права разнообразные.

Опыт работы «Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр» УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРЫМСКИЙ РАЙОН МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ.

План по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей ясельного возраста» Тема: «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников» Пояснительная записка. «Сказка - это зёрнышко, из которого прорастает.

План работы по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»План работы по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» План работы по самообразованию воспитателя Письменной Елены Геннадьевны Тема: «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного.

Развитие и воспитание сенсорных способностей детей раннего возраста Младший дошкольный возраст очень важный период в развитии ребенка, период ознакомления с окружающей действительностью. В это время необходимо.

Развитие музыкально-сенсорных способностей детей раннего возраста «Развитие музыкально-сенсорных способностей детей раннего возраста.» Я работаю в специализированном доме ребёнка с детьми с органическим.

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста. Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие сенсорных эталонов с помощью кубиков Дьенеша в группе раннего возраста»
Опубликовано: 16 ноября 2019 в 08:06
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Развитие сенсорных эталонов с помощью кубиков Дьенеша в группе раннего возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Панькина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД