Приложение МААМ

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)

Васильева Юлия Валерьевна
Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

«Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».

Актуальность представляемого педагогического опыта заключается в том, что сенсорное развитие детей раннего возраста является основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного опыта детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Основная особенность дидактических игр - обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность более планомерно использовать эти игры для развития детей 2-3 лет.

Публикация «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)» размещена в разделах

Исследованиям в области сенсорного развития детей уделяли многие отечественные и зарубежные ученые. Однако наиболее важный вклад в воспитание исследований в этом направлений внесли такие отечественные авторы как А. П. Усова, А. В. Запорожец, А. Г. Рузская, Н. А. Ветлугина, Л. А. Венгер, В. П. Зинченко и многие другие. По мнению В. Н. Аванесовой, в образовательной деятельности, важная роль должна принадлежать дидактическим играм, так как она выступает своеобразной игровой формой занятия и может проводится как индивидуально, так и со всеми детьми. Развитие восприятий и представлений ребенка, усвоение знаний и формирование умений происходит не в процессе учебной деятельности, а в ходе интересных игровых действий (прятанья и поиска, отгадывания и загадывания, изображения различных жизненных ситуаций). Но проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей раннего возраста. (А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Н. Н. Поддьяков.)

В качестве ведущей педагогической идеи я бы хотела отметить позицию воспитателя, который одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Я предположила, что Систематическое включение дидактических игр в разнообразные формы организации образовательного пространства способствует сенсорному развитию детей раннего возраста.

Цель моей работы: сенсорное развитие детей раннего возраста средствами дидактических игр.

Перед собой я поставила следующие задачи:

• Развивать у детей сенсорные процессы (ощущение, восприятие, представление);

• Способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков, развивать мелкую моторику рук;

• Формировать сенсорные эталоны (представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве);

• Знакомить с дидактическими играми и правилами этих игр;

• Воспитывать познавательный интерес, любознательность;

• Повышать уровень педагогической компетентности родителей по сенсорному развитию детей.

В начале учебного года я проанализировала индивидуальное развитие детей. Беседуя с родителями, изучая результаты анкетирования я узнавала, особенности воспитания детей в семье, а также индивидуальные черты и интересы моих воспитанников. Наблюдая за детьми, я отметила, что большинство ориентируется при выборе цвета на предмет изображаемого. Лишь отдельные дети даже при названии изображаемого предмета выбирают цвет неправильно. Хуже сформированы представления формы, но постепенное выделение и различение деталей формы (углы, стороны и др.) позволяют воспринимать ее по отличительным признакам, узнавать не только по внешнему виду, но и по названию.

Свою работу я построила по следующим направлениям:

• Пополнение развивающей предметно-пространственной образовательной среды;

• Обогащение и накопление сенсорного опыта детей в ходе организации дидактических игр;

• Повышение компетенции родителей по вопросам сенсорного развития детей.

Предметно-пространственную развивающую среду группы пополнила следующими дидактическими играми:

1. Для развития зрительного восприятия:

• «Большие и маленькие», «Какой мяч больше», «Угости зайчика», «Занимательная коробка». (величина);

• «Волшебный мешочек», «Заштопай штанишки» и т. п. (форма);

• «Разноцветные бусы», «Посади бабочку на цветок», «Цветочная поляна», «Закрой окошко» (цвет).

2. для развития слухового восприятия: «Курочка с цыплятами», «Разноцветные шумелки», «Где звенит?»

3. для развития обонятельного восприятия: «Чем пахнет?»

4. для развития осязательного восприятия: «Пересыпалочки», «Наряди мишку», «Озорные ладошки», «Следы на песке», «Тонет, не тонет»

5. для развития мелкой моторики и орудийных действий: «Весёлые шнурочки», «Маленький секрет», «Поймай шарик», «Застёжки», «Закрути ленточку», «Достань колечко»

Так же внесла пособия, выполненные нашими руками и руками родителей:

• «Ежик», «Сороконожка», «Солнышко» с прищепками – для соотнесения цвета

• «Привяжи ленточку к шарику»

• «Собери бусы» - бусины разного цвета и формы, нанизывающиеся на веревочки разного цвета

• «Поставь палочки в вазочку» - соотнесение цвета

• «Домики для зайчиков» - соотнесение по форме – разные по форме зайчики прячутся в разные по форме домики

• «Покатай гномиков» - паровозики и вагончики, разные по величине и цвету, и к ним соответствующие гномики

• «Почини одежду» - различная одежда, отличающаяся по цвету и величине, и заплатки разной формы и цвета

• «Три медведя» - три медведя, разные по величине, к ним мебель и посуда разного цвета и размера

• «Цветная стирка» - коробки 4х цветов, оформленные в виде стиральных машинок, к ним различное белье разного цвета

• «Сенсорный куб» - куб, грани которого состоят из решеток, на каждой расположен какой-либо материал по сенсорике и моторике

• «Тактильная гусеница» - гусеница, сшитая из звеньев, наполненных различным тактильным материалом

• «Тактильная коробка» - коробка, наполненная разными по фактуре кусочками ткани, небольшими предметами и природным материалом

• «Цветные шумовые коробочки для малышей» - коробочки разного цвета с различным наполнением, обозначенным картинками, и коробочки разного цвета без изображения

При организации дидактических игр учитывала ряд принципов:

• принцип наглядности, научности, системности;

• учет возрастных и индивидуальных особенностей детей

• чередование прямых обучающих приемов (пояснение, инструкция и др.) с игровыми;

• чередование групповых и индивидуальных действий детей;

• использование заданий, выполняя которые дети могут сменить позу, подвигаться, т. е. активное использование физкультминуток, разминок.

При проведении дидактической игры я объясняла правила по ходу игры, обращая свой взгляд, то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что именно ему рассказывают об игре. Чтобы игра проходила успешнее, я готовила ребят к игре: обязательно до игры знакомила их с предметами, которые будут использованы, их свойствам, изображения на картинках. Подводя итог, отмечала только положительное поведение воспитанников во время проведения дидактической игры.

В процессе сенсорного развития средствами дидактических игр я выделяли ряд этапов:

1. Привлечение внимания детей к сенсорному признаку, который должен быть освоен.

2. Обучение детей перцептивным действиям и накопление представлений о сенсорных признаках. В процессе такого обучения показывали и называли само перцептивное действие и то чувственное впечатление, которое было результатом обследования.

3. Формирование представлений об эталонах. Исходным в этом процессе явилось умение группировать предметы по тому или иному качеству.

4. Создание условий для самостоятельного применения детьми освоенных знаний и навыков в анализе окружающей действительности и в организации собственной деятельности.

Разнообразие игр, с одной стороны, помогали закрепить пройденный материал, с другой стороны – поддерживать познавательную активность. С каждой игрой дети проявляли все больший интерес, старались добиваться результатов, просили повторить игру еще раз.

Включение родителей в процесс воспитания и обучения учит родителей относиться к воспитанию ребенка как к сложному кропотливому процессу. Я стремлюсь, чтобы детям было в группе хорошо и уютно. С родителями обговаривала каждое мероприятие. Вопросы данной темы решались

• на родительском собрании «Что такое сенсорное развитие»;

• анкетировании, направленном на выявление уровня знаний родителей о сенсорном воспитании;

• на семинаре-практикуме по созданию игр по сенсорному развитию

• на консультациях и беседах на темы: «Воспитание сенсорной культуры ребёнка», «Сенсорная культура и умственное развитие ребёнка», «Любимые игры наших малышей» и т. д.

Анализ наблюдений за деятельностью детей показал, положительную динамику в сенсорном развитии воспитанников: большинство воспитанников с удовольствием включаются в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность, действуют целеустремленно, но допущенные ошибки устраняют, как правило, с помощью взрослого. Умеют выполнять простейший сенсорный анализ, пользуются методом проб, практическим промериванием, а также используют зрительную ориентировку.

У родителей вырос уровень знаний по сенсорному развитию. Они стали чаще стали задавать вопросы, делиться опытом семейного воспитания, научились подбирать дидактические игры и создавать дома условия для сенсорного развития своих малышей.

Отмечая положительные результаты своей работы, я хотела бы остановиться на аспектах, которые определили диапазон моего вклада в развитие образования:

• разработан цикл игровых занятий по сенсорному развитию с детьми 2-3 лет;

• составлен план работы с родителями;

• изготовлены авторские пособия и дидактические игры такие как: «Сенсорный куб», Составь паровоз с вагончиками», «Три медведя», «Тактильная гусеница», «Тактильная коробочка», «Цветные шумовые коробочки», «Цветная стирка»

Публикации по теме:

Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр»Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр» Дидактическая игра - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры способствуют формированию у детей.

Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр»Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр» Цель: познакомить родителей с некоторыми дидактическими играми, направленными на развитие сенсорных способностей, для использования в домашних.

Обобщение опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста»Обобщение опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Обобщение опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Даниленко О. А, МОАУ ООШ г. Орск, дошкольные группы «Светлячок» Успешность умственного,.

Отчет по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»Отчет по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Отчет по самообразованию тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры». Целью нашей работы по.

Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы)Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы) В октябре этого года состоялось методическое районное объединение в п. Охотск, где я представила творческий отчет по теме «Сенсорное развитие.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) В последнее время увеличилось количество детей с проблемами речи. Поэтому поиск эффективных методов и приёмов по развитию речи детей – важная.

Самообразование воспитателя «Сенсорное развитие детей раннего и младшего возраста посредством дидактических игр» Введение Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,.

Сенсорное развитие посредством дидактических игрСенсорное развитие посредством дидактических игр Сенсорное развитие через дидактические игры. Сенсорное развитие - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах.

Самообразование «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Актуальность: Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка.

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрЭкологическое воспитание дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)
Опубликовано: 7 декабря 2022 в 11:44
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Васильева Юлия Валерьевна (УИ 2110167) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД