Васильева Юлия Валерьевна
Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
«Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».
Актуальность представляемого педагогического опыта заключается в том, что сенсорное развитие детей раннего возраста является основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного опыта детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Основная особенность дидактических игр - обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность более планомерно использовать эти игры для развития детей 2-3 лет.
Публикация «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Исследованиям в области сенсорного развития детей уделяли многие отечественные и зарубежные ученые. Однако наиболее важный вклад в воспитание исследований в этом направлений внесли такие отечественные авторы как А. П. Усова, А. В. Запорожец, А. Г. Рузская, Н. А. Ветлугина, Л. А. Венгер, В. П. Зинченко и многие другие. По мнению В. Н. Аванесовой, в образовательной деятельности, важная роль должна принадлежать дидактическим играм, так как она выступает своеобразной игровой формой занятия и может проводится как индивидуально, так и со всеми детьми. Развитие восприятий и представлений ребенка, усвоение знаний и формирование умений происходит не в процессе учебной деятельности, а в ходе интересных игровых действий (прятанья и поиска, отгадывания и загадывания, изображения различных жизненных ситуаций). Но проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей раннего возраста. (А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Н. Н. Поддьяков.)
В качестве ведущей педагогической идеи я бы хотела отметить позицию воспитателя, который одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Я предположила, что Систематическое включение дидактических игр в разнообразные формы организации образовательного пространства способствует сенсорному развитию детей раннего возраста.
Цель моей работы: сенсорное развитие детей раннего возраста средствами дидактических игр.
Перед собой я поставила следующие задачи:
• Развивать у детей сенсорные процессы (ощущение, восприятие, представление);
• Способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков, развивать мелкую моторику рук;
• Формировать сенсорные эталоны (представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве);
• Знакомить с дидактическими играми и правилами этих игр;
• Воспитывать познавательный интерес, любознательность;
• Повышать уровень педагогической компетентности родителей по сенсорному развитию детей.
В начале учебного года я проанализировала индивидуальное развитие детей. Беседуя с родителями, изучая результаты анкетирования я узнавала, особенности воспитания детей в семье, а также индивидуальные черты и интересы моих воспитанников. Наблюдая за детьми, я отметила, что большинство ориентируется при выборе цвета на предмет изображаемого. Лишь отдельные дети даже при названии изображаемого предмета выбирают цвет неправильно. Хуже сформированы представления формы, но постепенное выделение и различение деталей формы (углы, стороны и др.) позволяют воспринимать ее по отличительным признакам, узнавать не только по внешнему виду, но и по названию.
Свою работу я построила по следующим направлениям:
• Пополнение развивающей предметно-пространственной образовательной среды;
• Обогащение и накопление сенсорного опыта детей в ходе организации дидактических игр;
• Повышение компетенции родителей по вопросам сенсорного развития детей.
Предметно-пространственную развивающую среду группы пополнила следующими дидактическими играми:
1. Для развития зрительного восприятия:
• «Большие и маленькие», «Какой мяч больше», «Угости зайчика», «Занимательная коробка». (величина);
• «Волшебный мешочек», «Заштопай штанишки» и т. п. (форма);
• «Разноцветные бусы», «Посади бабочку на цветок», «Цветочная поляна», «Закрой окошко» (цвет).
2. для развития слухового восприятия: «Курочка с цыплятами», «Разноцветные шумелки», «Где звенит?»
3. для развития обонятельного восприятия: «Чем пахнет?»
4. для развития осязательного восприятия: «Пересыпалочки», «Наряди мишку», «Озорные ладошки», «Следы на песке», «Тонет, не тонет»
5. для развития мелкой моторики и орудийных действий: «Весёлые шнурочки», «Маленький секрет», «Поймай шарик», «Застёжки», «Закрути ленточку», «Достань колечко»
Так же внесла пособия, выполненные нашими руками и руками родителей:
• «Ежик», «Сороконожка», «Солнышко» с прищепками – для соотнесения цвета
• «Привяжи ленточку к шарику»
• «Собери бусы» - бусины разного цвета и формы, нанизывающиеся на веревочки разного цвета
• «Поставь палочки в вазочку» - соотнесение цвета
• «Домики для зайчиков» - соотнесение по форме – разные по форме зайчики прячутся в разные по форме домики
• «Покатай гномиков» - паровозики и вагончики, разные по величине и цвету, и к ним соответствующие гномики
• «Почини одежду» - различная одежда, отличающаяся по цвету и величине, и заплатки разной формы и цвета
• «Три медведя» - три медведя, разные по величине, к ним мебель и посуда разного цвета и размера
• «Цветная стирка» - коробки 4х цветов, оформленные в виде стиральных машинок, к ним различное белье разного цвета
• «Сенсорный куб» - куб, грани которого состоят из решеток, на каждой расположен какой-либо материал по сенсорике и моторике
• «Тактильная гусеница» - гусеница, сшитая из звеньев, наполненных различным тактильным материалом
• «Тактильная коробка» - коробка, наполненная разными по фактуре кусочками ткани, небольшими предметами и природным материалом
• «Цветные шумовые коробочки для малышей» - коробочки разного цвета с различным наполнением, обозначенным картинками, и коробочки разного цвета без изображения
При организации дидактических игр учитывала ряд принципов:
• принцип наглядности, научности, системности;
• учет возрастных и индивидуальных особенностей детей
• чередование прямых обучающих приемов (пояснение, инструкция и др.) с игровыми;
• чередование групповых и индивидуальных действий детей;
• использование заданий, выполняя которые дети могут сменить позу, подвигаться, т. е. активное использование физкультминуток, разминок.
При проведении дидактической игры я объясняла правила по ходу игры, обращая свой взгляд, то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что именно ему рассказывают об игре. Чтобы игра проходила успешнее, я готовила ребят к игре: обязательно до игры знакомила их с предметами, которые будут использованы, их свойствам, изображения на картинках. Подводя итог, отмечала только положительное поведение воспитанников во время проведения дидактической игры.
В процессе сенсорного развития средствами дидактических игр я выделяли ряд этапов:
1. Привлечение внимания детей к сенсорному признаку, который должен быть освоен.
2. Обучение детей перцептивным действиям и накопление представлений о сенсорных признаках. В процессе такого обучения показывали и называли само перцептивное действие и то чувственное впечатление, которое было результатом обследования.
3. Формирование представлений об эталонах. Исходным в этом процессе явилось умение группировать предметы по тому или иному качеству.
4. Создание условий для самостоятельного применения детьми освоенных знаний и навыков в анализе окружающей действительности и в организации собственной деятельности.
Разнообразие игр, с одной стороны, помогали закрепить пройденный материал, с другой стороны – поддерживать познавательную активность. С каждой игрой дети проявляли все больший интерес, старались добиваться результатов, просили повторить игру еще раз.
Включение родителей в процесс воспитания и обучения учит родителей относиться к воспитанию ребенка как к сложному кропотливому процессу. Я стремлюсь, чтобы детям было в группе хорошо и уютно. С родителями обговаривала каждое мероприятие. Вопросы данной темы решались
• на родительском собрании «Что такое сенсорное развитие»;
• анкетировании, направленном на выявление уровня знаний родителей о сенсорном воспитании;
• на семинаре-практикуме по созданию игр по сенсорному развитию
• на консультациях и беседах на темы: «Воспитание сенсорной культуры ребёнка», «Сенсорная культура и умственное развитие ребёнка», «Любимые игры наших малышей» и т. д.
Анализ наблюдений за деятельностью детей показал, положительную динамику в сенсорном развитии воспитанников: большинство воспитанников с удовольствием включаются в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность, действуют целеустремленно, но допущенные ошибки устраняют, как правило, с помощью взрослого. Умеют выполнять простейший сенсорный анализ, пользуются методом проб, практическим промериванием, а также используют зрительную ориентировку.
У родителей вырос уровень знаний по сенсорному развитию. Они стали чаще стали задавать вопросы, делиться опытом семейного воспитания, научились подбирать дидактические игры и создавать дома условия для сенсорного развития своих малышей.
Отмечая положительные результаты своей работы, я хотела бы остановиться на аспектах, которые определили диапазон моего вклада в развитие образования:
• разработан цикл игровых занятий по сенсорному развитию с детьми 2-3 лет;
• составлен план работы с родителями;
• изготовлены авторские пособия и дидактические игры такие как: «Сенсорный куб», Составь паровоз с вагончиками», «Три медведя», «Тактильная гусеница», «Тактильная коробочка», «Цветные шумовые коробочки», «Цветная стирка»