Светлана Кипорова
Использование технологии логоритмических упражнений в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Использование технологии логоритмических упражнений в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОО.
Кипорова Светлана Николаевна учитель-логопед
Дошкольный возраст – является важным периодом в становлении личности ребенка, но без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром.
Темочки:
В настоящее время имеется тенденция к возрастанию количества детей с речевыми патологиями. Педагогов и специалистов все больше волнует вопрос речевого развития детей.
Эффективным методом преодоления речевых нарушений являются логоритмические упражнения.
Логоритмические упражнения – одно из важнейших методических средств, направленных на коррекцию речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основой логоритмических упражнений являются речь и движения. Логоритмические упражнения - это игры, направленные на развитие моторики и произношения. Занятия логоритмикой присутствуют в любой педагогической деятельности в дошкольных учреждениях, а также в школе. Выполнять логоритмические упражнения следует в определенное время ежедневно.
Главная задача в логопедических упражнениях – улучшение речи через развитие слухового внимания на основе формирования в процессе движения чувства ритма.
Стихотворения (речевые упражнения) необходимо проговаривать так, чтобы ребенок мог соотнести движения рук, ног, туловища с ритмом речи. Здесь важна правильная последовательность: сначала дети выполняют по показу, затем самостоятельно, в нужном ритме, одновременно проговаривая или пропевая в том же ритме слова.
В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями.
Первое предусматривает развитие неречевых процессов:
- совершенствование общей моторики, координации движений,
- ориентации в пространстве;
- регуляция мышечного тонуса;
- активизация всех видов внимания и памяти.
Второе направление логоритмической работы – развитие речи детей-логопатов и коррекция их речевых нарушений.
Эта работа включает в себя :
- развитие дыхания, голоса;
- выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности;
- развитие артикуляционной и мимической моторики;
- координацию речи с движением;
- воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
Логоритмическое воспитание направлено на решение оздоровительных, образовательных, эстетических, воспитательных, коррекционных задач.
Структура логоритмического занятия состоит из различных видов музыкальной и речевой деятельности. Средствами логопедической ритмики являются : ходьба и маршировка в различных направлениях; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения, активизирующие внимание; счётные упражнения, формирующие чувство музыкального темпа; ритмические упражнения; самостоятельная музыкальная деятельность с речевыми нарушениями; игровая деятельность; упражнения для развития творческой инициативы.
Основной принцип построения логоритмических занятий – тесная связь движения с музыкой и включение речевого материала. Каждое новое слово вводится в самых разнообразных формах: это тексты песен, хороводов, драматизации с пением, инсценировок на заданную тему, команды водящего в подвижных играх. Введение слова дает возможность создавать целый ряд упражнений, руководимых не музыкальным ритмом, а ритмом в стихотворной форме, позволяющим сохранять при этом принцип ритмичности в движениях.
Так же на занятиях полезно использовать игры-драматизации стихотворного, прозаического текстов на самые различные темы и сюжеты. При помощи движений, мимики, выразительной речи играющие передают содержание игры.
С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух и речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру.
Логопедическая ритмика применяется учителем-логопедом в ходе индивидуальных, фронтальных, подгрупповых занятий и воспитателями в рамках коррекционного часа.
Формы и методы обучения применяемые на занятиях:
- речевые и ритмические игры;
- активное слушание;
- творческие задания, импровизации;
- выполнение оздоровительных упражнений в движении;
- отработка артикуляционных упражнений;
- дыхательная гимнастика;
- игры на развитие памяти и внимания;
- пальчиковые игры.
Четкая, правильная и красивая связная речь не всегда, к сожалению, дана от рождения. Зачастую приходится прикладывать много усилий для ее формирования. Именно в таких случаях и приходят на помощь развивающие занятия логоритмикой.
Логопедические упражнения являются неотъемлемой частью логопедической коррекции. Они способствуют преодолению самых разнообразных речевых расстройств: от фонетико-фонематического нарушения речи (ФФНР) до тяжелых речевых дефектов, таких как общее недоразвитие речи (ОНР, заикание и алалия (отсутствие речи). Достигается положительный результат развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка. Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную).
Применяя логоритмитмические упражнения на занятиях, у детей развиваются общие речевые навыки, такие как дыхание, темп и ритм речи, ее выразительность; в ходе музыкально-дидактических игр отрабатывать артикуляционные, мимические и голосовые упражнения, содействует эстетическому воспитанию, развивается художественный вкус.
Список литературы.
1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ОВЗ. Психологические основы / Л. И. Акатов. - М. : ВЛАДОС, 2003.
2. Боромыкова О. С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. - СПб., 1999.
3. Копачевская Л. А., Лаврова Е. Ф. Формирование интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями// Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. - Воронеж, 2003.
4. Волкова Л. С., Шаховской С. Н. Логопедия - М. : Владос, 2003.