Приложение МААМ

Использование современных педагогических технологий в работе воспитателя социально-реабилитационного центра

Капшурова Татьяна
Использование современных педагогических технологий в работе воспитателя социально-реабилитационного центра
▼ Скачать + Заказать документы

Современные педагогические технологии являются одним из необходимых условий эффективности инновационной деятельности социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних.

Ряд изменений, которые происходят в нашей стране в последнее десятилетие, заставляет воспитателей и специалистов реабилитационных центров работать и вносить в свою работу ряд серьезных изменений в обучение и воспитание детей :

· обновлять содержание коррекционно- развивающих программ;

· внедрять новые педагогические технологии, обеспечивающие развитие личности.

Публикация «Использование современных педагогических технологий в работе воспитателя социально-реабилитационного центра» размещена в разделах

Педагогические технологии, которые используются в работе, направлены на решение сложных психолого-педагогических задач : научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их.

Социально- реабилитационный центр - особое учреждение, которое должно стать не просто местом адаптации и самоутверждения детей, а пространством разнообразных форм общения.

Роль воспитателя должна заключаться в организации естественных видов деятельности детей и умении педагогически грамотно управлять системой взаимоотношений в этой деятельности.

Целью педагогической деятельности в данном учреждении является создание условий для успешной коррекции и реабилитации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказание им помощи в жизненном самоопределении, адаптации в обществе.

Отсутствие в учреждении четкой регламентации деятельности участников реабилитационного процесса, комфортность условий для творческого и индивидуального развития детей, адаптация их интересов к любой сфере человеческой жизни создают благоприятные условия для внедрения личностно-ориентированных технологий в практику их деятельности.

Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода:

Личностно-ориентированное обучение (Якиманская И. С.);

Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения).

Коллективный способ обучения.

Педагогика сотрудничества («проникающая технология»);

Технология КТД;

Проблемное обучение;

Коммуникативная технология;

Технология программированного обучения;

Игровые технологии;

Технологии развивающего обучения.

Технология личностно-ориентированного обучения (И. С. Якиманская) сочетает обучение (нормативно-сообразная деятельность общества) и учение (индивидуальная деятельность ребенка).

Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.

Задача воспитателя – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка.

В соответствии с данной технологией для каждого воспитанника составляется индивидуальная карта развития в соответствии с его возрастом, где фиксируется уровень актуального развития ребенка и намечается зона ближайшего развития. В технологии личностно-ориентированного обучения центр всей образовательной системы – индивидуальность детской личности, следовательно, методическую основу этой технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения.

Технология индивидуализации обучения (адаптивная) – такая технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными (Инге Унт, В. Д. Шадриков). Индивидуальный подход как принцип обучения осуществляется в определенной мере во многих технологиях, поэтому ее считают проникающей технологией.

В школе индивидуализация обучения осуществляется со стороны учителя, а в социально- реабилитационном центре – со стороны самого воспитанника, потому что он идет заниматься в то направление, которое ему интересно.

Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы к индивидуальным особенностям каждого воспитанника, следить за его продвижением в развитии, вносить необходимую коррекцию. Это позволяет ребенку работать в меру своих сил и возможностей, контролировать свои затраты, что гарантирует успех в обучении и воспитании.

Групповые технологии.

Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь.

Выделяют следующие разновидности групповых технологий : групповой опрос; общественный смотр знаний; учебная встреча; дискуссия; диспут; нетрадиционные занятия (конференция, путешествие, интегрированные занятия и др.).

Особенности групповой технологии заключаются в том, что группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого воспитанника. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности.

Можно выделить уровни коллективной деятельности в группе:

· одновременная работа со всей группой;

· работа в парах;

· групповая работа на принципах дифференциации.

Во время групповой работы воспитатель выполняет различные функции: контролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь.

Обучение осуществляется путем общения в динамических группах, когда каждый учит каждого. Работа в парах сменного состава позволяет развивать самостоятельность и коммуникативность.

Групповая технология складывается из следующих элементов:

· постановка учебной задачи и инструктаж о ходе работы;

· планирование работы в группах;

· индивидуальное выполнение задания;

· обсуждение результатов;

· сообщение о результатах;

· подведение итогов, общий вывод о достижениях.

Существуют технологии, в которых достижение творческого уровня является приоритетной целью. Наиболее плодотворно в нашем центре применяется Технология коллективной творческой деятельности (И. П. Волков, И. П. Иванов).

В основе технологии лежат организационные принципы:

· социально-полезная направленность деятельности детей и взрослых;

· сотрудничество детей и взрослых;

· романтизм и творчество.

Цели технологии :

· выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (изделие, модель, макет, сочинение, произведение, исследование и т. п.)

· воспитания общественно-активной творческой личности и способствует организации социального творчества, направленного на служение людям в конкретных социальных ситуациях.

Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.

Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самоусовершенствованию. Широко используется игра, состязательность, соревнование. Коллективные творческие дела – это социальное творчество, направленное на служение людям. Их содержание – забота о друге, о себе, о близких и далеких людях в конкретных практических социальных ситуациях. Творческая деятельность разновозрастных групп направлена на поиск, изобретение и имеет социальную значимость. Основной метод обучения – диалог, речевое общение равноправных партнеров. Учебные кабинеты создаются как творческие лаборатории или мастерские (биологические, физические, лингвистические, художественные, технические и т. д., в которых дети независимо от возраста получают начальную профессиональную подготовку.

Оценивание результатов – похвала за инициативу, публикация работы, выставка, награждение, присвоение звания и др. Для оценивания результатов разрабатываются специальные творческие книжки, где отмечаются достижения и успехи.

Можно говорить о некоторых принципах организации коллективного дела как творческого. Это принципы состязательности, игры, импровизации, которые работают потому, что они опираются на глубокие психологические основания: потребности человека в самоутверждении, самовыражении, общении.

Конкретных форм КТД великое множество.

Трудовые дела: трудовой десант, подарок далеким друзьям, рейд.

В трудовых КТД воспитанники и их старшие друзья осуществляют заботу через труд-творчество. В центре внимания воспитателей — освоение трудовой культуры, развитие нравственного отношения к труду, собственности, материальным богатствам нашего общества, к таким сторонам окружающей жизни, которые нуждаются в практическом улучшении и которые можно усовершенствовать или своими силами, или помогая другим людям.

Цель трудовых КТД — обогатить знания воспитанников об окружающем, выработать взгляды на труд как основной источник реабилитации и социализации, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а также умение и привычку реально, на деле заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески.

Обогащение воспитанников трудовым опытом происходит во взаимосвязи с другими видами общественно ценной практики.

Познавательные дела: вечер весёлых идей, путешествие, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, город весёлых мастеров, защита фантастических проектов, пресс– конференция, рассказ – эстафета, собрание – диспут, турнир– викторина, турнир знатоков, устный журнал.

Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у воспитанников таких качеств личности, как стремление к познанию непознанного, целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость.

Художественные дела: кукольный театр, литературно-художественные конкурсы, турнир знатоков поэзии.

Спортивные дела: веселые старты, спартакиада народных игр.

Педагогика сотрудничества

Название этой технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции русской школы (К. Д. Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. Н. Толстой, школы советского периода (С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко) и зарубежных педагогов (Ж. Ж. Руссо, Я. Корчак, К. Роджерс, Э. Берн) в области психолого-педагогической практики и науки.

В педагогике сотрудничества выделяют четыре направления:

1. Гуманно-личностный подход к ребенку. В центр образовательной системы ставится развитие всей целостной совокупности качеств личности.

Цель — разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности. Гуманно-личностный подход объединяет следующие идеи:овый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса;

гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;

отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;

новую трактовку индивидуального подхода;

формирование положительной Я-концепции, т. е. системы осознанных и неосознанных представлений личности о самом себе, на основе которых она строит свое поведение.

2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс. Открываются новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить детей; содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы; обучение ведется обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления; интеграция, вариативность; используется положительная стимуляция.

Совершенствование методов и форм учебного процес о раскрывается в ряде дидактических идей, используемых в авторских системах педагогов-новаторов : опорных сигналах В. Ф. Шаталова, в идее свободного выбора Р. Штейнера, в опережении С. Н. Лысенковой, в идее крупных блоков П. М. Эрдниева, в интеллектуальном фоне класса В. А. Сухомлинского, развитии личности по Л. В. Занкову, в способностях творческих и исполнительских И. П. Волкова, в зоне ближайшего развития Л. С. Выготского, и др.

3. Концепция воспитания. Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, согласно которым развивается воспитание в современной школе :

превращение школы Знания в школу Воспитания;

постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;

гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;

развитие творческих способностей ребенка;

возрождение русских национальных и культурных традиций;

сочетание индивидуального и коллективного воспитания;

постановка трудной цели.

Идеология и технология педагогики сотрудничества определяет содержание образования.

4. Педагогизация окружающей среды. Педагогика сотрудничества ставит в ведущее, ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической целесообразности. Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются школа, семья и социальное окружение. Результаты определяются совместным действием всех трех источников воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияние на общественные и государственные институты защиты детства.

Игровые технологии (Пидкасистый П. И., Эльконин Д. Б.) обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность воспиатнников. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.

Различают следующие классификации педагогических игр :

-по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);

-по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, познавательные, тренировочные, контролирующие, познавательные, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные и др.);

-по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.);

-по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.).

Основные принципы игровых технологий :

-природо – и культуросообразность;

-умение моделировать, драматизировать;

-свобода деятельности;

-эмоциональная приподнятость;

-равноправие.

Цели образования игровых технологий обширны :

-дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков;

-воспитательные : воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности;

-развивающие: развитие качеств и структур личности;

-социальные : приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.

Способность включаться в игру не связана с возрастом, но содержание и особенности методики проведения игр зависят от возраста.

В практической работе воспитатели часто используют готовые, хорошо проработанные игры с прилагаемым учебно-дидактическим материалом. Тематические игры связанны с изучаемым материалом, например, "Моделирование случаев из жизни", "Стихийное бедствие", "Путешествие во времени" и т. п. Особенностью таких занятий является подготовка учащихся к решению жизненно важных проблем и реальных затруднений. Создается имитация реальной жизненной ситуации, в которой ученику необходимо действовать.

Игровая технология применяются педагогами в работе с учащимися различного возраста и используются при организации занятий по всем направлениям деятельности, что помогает воспиатнникам ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни.

Новые информационные технологии обучения

Новые информационные технологии (по Г. К. Селевко) – это технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Цели новых информационных технологий :

· Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.

· Подготовка личности «информационного общества».

· Предоставление ребенку возможности для усвоения такого объема материала, сколько он может усвоить.

· Формирование у детей исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

Концептуальные положения новых информационных технологий :

· Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка.

· Диалоговый характер обучения.

· Взаимодействие воспитанника с компьютером может осуществляться по всем типам: субъект - объект, субъект - субъект, объект - субъект.

· Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.

· Поддержание у воспитанника состояния психологического комфорта при общении с компьютером.

Заключение

Все обучающие, развивающие, воспитательные, социальные технологии, используемые в работе реабилитационного центра, направлены на то, чтобы:

-разбудить активность детей;

-вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности;

-подвести эту деятельность к процессу творчества;

-опираться на самостоятельность, активность и общение детей.

Новые педагогические технологии могут радикально перестроить процесс обучения и воспитания. В условиях социально- реабилитационного центра ребенок развивается, участвуя в игровой, познавательной, трудовой деятельности, поэтому цель внедрения инновационных технологий - дать детям почувствовать радость труда в учении, пробудить в их сердцах чувство собственного достоинства, решить социальную проблему развития способностей каждого ученика, включив его в активную деятельность, доведя представления по изучаемой теме до формирования устойчивых понятий и умений.

Таким образом, воспитатель при внедрении новой технологии в образовательный и воспитательный процесс должен уметь:

· применять методы и приемы обучения и воспитания, используемые в данной технологии;

· проводить и анализировать занятия, построенные по новой технологии;

· научить воспитанников новым методам работы;

· оценивать результаты внедрения новой технологии в практику, используя методы педагогической диагностики.

Публикации по теме:

Использование современных образовательных технологий в коррекционной (логопедической) работе с детьми дошкольного возраста Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой.

Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста «Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста» Стремление к постижению мира.

Игровое мероприятие для воспитанников социально-реабилитационного центра «Путешествие к ее величеству Воде» 1. Ритуал начала. Игра «Озорная звезда». К одному из участников группы подходит «озорная звезда», легко дотрагивается до кончика носа и говорит.

Использование педагогических технологий в профессиональной деятельности воспитателя В своей профессиональной деятельности я использую следующие технологии: 1. Технология развивающего обучения; 2. Игровые технологии в ДОУ:.

Использование современных образовательных технологий в работе с дошкольникамиИспользование современных образовательных технологий в работе с дошкольниками Соавторы: Пархоменко Надежда Сергеевна, Хакимова Роза Дагеевна. Актуальность: На современном этапе развития дошкольного образования происходят.

Мастер-класс «Использование современных образовательных технологий в логопедической работе» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» г. Козловка Чувашской Республики Выступление на.

Фотоотчет о мероприятии с воспитанниками социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Мы против курения»Фотоотчет о мероприятии с воспитанниками социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Мы против курения» 19.11.2017 года с воспитанниками нашего заведения было проведено мероприятие посвященное здоровому образу жизни - " Мы против курения".

Применение современных педагогических технологий в логопедической работе 1. Применение современных педагогических технологий в логопедической работе Современная Логопедия находится в постоянном активном поиске.

Применение образовательной кинезиологии на логопедических занятиях в условиях социально-реабилитационного центра Введение Образовательная кинезиология – система повышения возможностей детей, независимо от возраста, путём вытягивания потенций, заключённых.

Семинар-практикум «Использование современных здоровьесберегающих технологий в работе ДОУ и в семье» Семинар-практикум для родителей старшей группы «Использование современных здоровьесберегающих технологий в работе ДОУ и в семье». Цель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование современных педагогических технологий в работе воспитателя социально-реабилитационного центра
Опубликовано: 22 марта 2018 в 14:42
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование современных педагогических технологий в работе воспитателя социально-реабилитационного центра» (включая файлы) размещена пользователем Капшурова Татьяна (УИ 1402049) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД