Филатова Анна Васильевна
Применение образовательной кинезиологии на логопедических занятиях в условиях социально-реабилитационного центра
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Образовательная кинезиология – система повышения возможностей детей, независимо от возраста, путём вытягивания потенций, заключённых в теле. Слово «образование» происходит от латинского «educre», означающего «вытягивать». «Кинезиология» (от латинского корня «Kinesis») - наука о движении человеческого тела.
Работа с детьми, имеющими различные речевые нарушения, требует творческого подхода, вдумчивого планирования занятий. Обязательного включения в структуру занятий образовательных технологий. В результате появился комплекс кинезиологических упражнений, основной целью которого является повышение уровня логопедического воздействия на коррекционно – развивающих занятиях. Образовательные кинезиологические упражнения обеспечивают:
Темочки:
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения, нейроигры
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Работа педагогов социальных центров, СРЦН
- Социализация. Конспекты занятий
- Темочки
• Развитие межполушарной специализации.
• Развитие межполушарного взаимодействия.
• Развитие комиссур (межполушарных связей).
• Синхронизация работы полушарий.
• Развитие мелкой моторики.
• Развитие способностей.
• Развитие памяти, внимания.
• Развитие речи.
• Развитие мышления.
Гимнастика мозга состоит из простых и доставляющих удовольствие движений и упражнений, которые используются в отношении детей, чтобы повысить навык целостного развития мозга. Эти упражнения облегчают все виды обучения и особенно эффективны для оптимизации интеллектуальных процессов и повышения умственной работоспособности. Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, облегчают процессы чтения и письма.
Упражнения включаются в индивидуальное логопедическое занятие. Однако при необходимости (особенно на подготовительном этапе логопедической работы с детьми, имеющими особенности психомоторной и волевой сферы, выделяю кинезиологические упражнения в полноценное занятие. Занятия, как правило, начинаются с изучения упражнений, которые постепенно усложняются, также увеличивается объем выполняемых заданий.
Продолжительность занятий от 5-10 минут до 20 -35 минут в зависимости от потребности ребенка. Доброжелательная, спокойная обстановка вызывает положительные эмоции у ребенка, повышает интерес к выполнению упражнений. Для закрепления результатов и повышения эффективности использования образовательной кинезиологиии рекомендую присутствие родителей на занятиях. Также упражнения рекомендую для ежедневного выполнения в качестве домашнего задания. При условии выполнения сотрудничества «логопед – ребенок – родитель» в среднем длительность одного цикла кинезиологических упражнений составляет 45-60 дней.
Определяющее влияние и действие кинезиологических упражнений, описание их выполнения.
1. «Кнопки».
Исходное положение : выполняется стоя. Одна рука массирует углубления между первым и вторым рёбрами в зоне слева и справа под ключицами. Другая рука находится на пупке, что позволяет сосредоточить внимание на центре тяжести. Помогают деткам проснуться и настроиться на логопедическое занятие. Приводят в готовность вестибулярный аппарат, активизируют деятельность мозга, подготавливая его к восприятию сенсорной информации.
2. «Замочки».
Исходное положение : можно выполнять стоя, сидя, лежа. Скрестить лодыжки ног, как удобно. Затем вытяните руки вперед, скрестив ладони друг к другу, сцепив пальцы в замок, вывернуть руки внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз. Упражнение помогает вовлечься в любой процесс и полноценно воспринимать информацию. Активизирует работу "интеллект– тело". Упражнение особенно советую использовать для детей, которые в силу индивидуальных психоэмоциональных состояний приходят на занятия расторможенными, чтобы успокоиться и переключить внимание.
3. «Колено – локоть».
Исходное положение : стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8-10 раз. Активизируется зона обоих полушарий, образуется большое количество нервных путей (комиссур, обеспечивая причинно – обусловленный уровень мышления.
4. «Сгибание стопы».
Исходное положение : сидя. Положить лодыжку на другое колено. Найти руками напряженные места в икроножной мышце и, придерживая их, и разгибать стопу. Повторить тоже для другой ноги. Включается в работу участок мозга, отвечающий за формирование и изложение мысли, активизируются творческие способности ребенка.
5. «Кулак - Ребро - Ладонь».
Исходное положение : сидя, руки находятся на плоскости стола. Три положения руки последовательно сменяют друг друга. Сжатая в кулак ладонь, положение ладони ребром на плоскости стола. Выполнять сначала правой рукой, затем левой рукой, потом двумя руками вместе. Количество повторений 8-10 раз. Эти упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, активизируют процессы письма и чтения. Особенно рекомендую для детей с ЗПР.
6.«Слон».
Исходное положение : стоя. Встать в расслабленную позу. Колени слегка согнуты. Наклонить голову к плечу. От этого плеча вытянуть руку вперед, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмерку», начиная то центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки ; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трех раз до пяти сначала левой рукой, прижатой к левому уху, затем столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху. Это наиболее интегрирующее упражнение. Балансирует всю систему «интеллект – тело», стимулирует и восстанавливает нервные сети, способствует концентрации внимания. Укрепляет наружные глазные мышцы, снимает напряжение и боль в спине. Детям это упражнение особенно нравится.
7. «Ленивые восьмерки».
Исходное положение: стоя или сидя. Вытянуть руку вперед, согнуть в локте, поднять большой палец руки на уровень переносицы, описывать восьмерки в горизонтальном поле видения. Следить при этом за движением большого пальца, только глазами. Рисовать восьмерки справа на лево и слева на право, сверху вниз. Упражнения выполняется 8-10 раз. Происходит миелинизация нервных сетей, что способствует формированию умений, навыков, а это особенно важно в сензитивный период развития детей.
8. «Зеркальное рисование».
Исходное положение: на доске или на чистом листке бумаги, взяв в обе руки по карандашу или фломастеру, одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы. Упражнение способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации. Также можно рисовать на уже готовых обводилках.
9. «Позеваем».
Исходное положение: сидя. Широко открыть рот и попытаться зевнуть, надавив при этом кончиками пальцев на натянутый сустав, соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти. Выполняется 5-8 раз. Снимается напряжение с мышц лица, рта, шеи. Улучшаются функции голосовых связок, речь становится четче. Это упражнение также способствует устранению гиперсаливации при наличии дизартрического компонента у детей.
10.«Дум -дум».
Исходное положение: сидя или стоя. Мягко расправить и растянуть одноименной рукой внешний край каждого уха в направлении вверх наружу от верхней части к мочке уха пять раз. Помассировать участок сосцевидного отростка за ухом по направлению сверху вниз. На поверхности уха находится 148 активных точек. Это упражнение помогает сосредоточиться, а также лучше слушать и говорить.
Таким образом, под влиянием кинезиологических упражнений сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Что в свою очередь является очень важным залогом эффективной коррекционной работы с детьми с различной степенью речевых нарушений, а также имеющими в анамнезе основные и сопутствующие заболевания различного генеза.
Образовательную кинезиологию рекомендую в качестве основной здоровьесберегающей технологии для работы в условиях СРЦН.