Елена Алексеевна Благонадеждина
Семинар-практикум «Использование современных здоровьесберегающих технологий в работе ДОУ и в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для родителей старшей группы
«Использование современных здоровьесберегающих технологий в работе ДОУ
и в семье».
Цель семинара : раскрыть смысл необходимости внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ и в семье.
Задачи семинара :
*Познакомить участников семинара-практикума с опытом работы по применению здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
Публикация «Семинар-практикум „Использование современных здоровьесберегающих технологий в работе ДОУ и в семье“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
* Пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ.
* Установить тесную связь педагогов и родителей в формировании навыков ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста.
* Предоставить рекомендации для формирования ЗОЖ в семейных условиях.
Ожидаемые результаты:
- Повышена педагогическая грамотность родителей в вопросах здоровьесбережения.
- Сформировано ответственное отношение родителей к своему здоровью и здоровью своих детей.
- Родители овладели конкретными приёмами оздоровления.
-Актуализированы детско-родительские отношения посредством проведения оздоровительных мероприятий в условиях семейного воспитания.
Оборудование: массажные мячи, красная и синяя шапочки для подвижной игры «Два Мороза», буклеты для родителей.
1часть
- Здравствуйте, уважаемые взрослые.
Сегодня мы проведем с вами семинар-практикум «Использование современных здоровьесберегающих технологий в работе ДОУ и в семье».
В первой части мастер-класса мы познакомимся со здоровьесберегающими технологиями.
Вторая часть практическая, в которой некоторые элементы технологий вы попробуете на себе, и может быть, будете использовать дома с детьми.
Мы все и педагоги, и родители хотим видеть наших детей здоровыми и гармонично развитыми.
Сначала попросим вас ответить на вопрос: «Что же это такое – здоровье?» (ответы родителей).
По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ, здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.
Одним из приоритетных направлений работы нашего ДОУ является содействие укрепления психического и физического здоровья детей.
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Комплекс этих мер получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».
Это система, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды.
Если мы хотим, чтобы наши дети были здоровыми, то мы должны научить детей заботиться о своем здоровье.
Здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий.
Каждая минута пребывания ребенка в детском саду способствует формированию первичных навыков ценностного отношения к собственному здоровью, которая осуществляется по следующим направлениям:
* Привитие стойких культурно – гигиенических навыков.
* Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.
* Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов.
* Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма.
* Формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.
* Выработка у ребенка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить свое состояние и ощущение.
* Формирование элементарных представлений об окружающей среде.
* Обучение детей правилам дорожного движения, поведению на улицах и дорогах.
* Работа по ОБЖ, выработка знаний и умение действовать в опасных жизненных ситуациях.
Сегодня мы познакомим вас с тремя видами здоровьесберегающих технологий, которые используем в нашем ДОУ.
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья :
- утренняя гимнастика
- дыхательная гимнастика
- пальчиковая гимнастика
- гимнастика для глаз
- физкультминутки
- гимнастика после сна
- релаксация
- подвижные и спортивные игры.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни :
- физкультурные занятия
- самомассаж, точечный массаж
- коммуникативные игры
- игротерапия
- циклы познавательных занятий из серии «Познай себя» или «Здоровье»
- спортивные развлечения и праздники.
3. Корригирующие технологии :
- арттерапия
- сказкотерапия
- цветотерапия
- психогимнастика
- технологии музыкального воздействия
- технологии коррекции поведения.
- О психогимнастике вам расскажет педагог-психолог.
Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Смысл её заключается в выражении переживаний, проблем, эмоций посредством движений мимики и жестов.
Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.
Не менее важно использовать психогимнастику в профилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.
Психогимнастика включает в себя: ритмику; пантомимику; коллективные игры и танцы.
Основные достоинства психогимнастики:
*Игровой характер упражнений;
*Сохранение эмоционального благополучия детей;
*Опора на воображение;
*Возможность использовать групповые формы работы.
Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, сохранить эмоциональное благополучие ребенка, даёт возможность самовыражения.
Упражнения психогимнастики проводятся только на воображаемом материале, поэтому использование реальных атрибутов крайне нецелесообразно, так как отвлекает внимание детей, превращает психогимнастику в игру, которая лишь должна лежать в ее основе.
2 часть
- После теоретического экскурса предлагаю перейти к практическому освоению элементов здоровьесберегающих технологий.
М/у Выполняем упражнения в удобном для каждого участника темпе.
Предлагаю детям взять мячи (массажные) и в шеренгу….
Раз – два – три…
Обращаем внимание на осанку (игровое упражнение «Волшебник»)
Скучать сегодня воспрещается!
Наше занятие начинается!
Родители к нам присоединяются –
И все вместе стараемся!
Перестраиваемся в 2 колонны (присоединяются родители).
1. Ходьба обычная в колонне по одному, мяч перед грудью.
2. Ходьба на носках, мяч вверх.
3. Ходьба на пятках, мяч за головой, локти в стороны.
4. Бег в среднем темпе, мяч в двух руках, по сигналу «стой!» - остановиться, бросить мяч вверх, поймать и продолжить движение.
5. Спокойная ходьба с выполнением упражнений для восстановления дыхания.
Встаем в круг для выполнения ОРУ с мячами – ежиками.
1. «Мяч вверх».
И. п. – о. с., мяч в руках внизу.
1 – мяч вверх, встать на носки, посмотреть на него, вдох;
2 – мяч вниз, выдох. (Ноги не сгибать, руки прямые).
2. Руки в стороны, мяч в левой руке (правой руке).
Согнуть левую руку (правую руку, положить мяч на плечо, прижать его ухом.
3. И. п. – сидя на полу, мяч на коленях.
Катать мяч вперед по ногам, легко прижав его и обратно. (Колени не сгибать)
4. И. п. – сидя на полу, ноги на мяче.
Легко нажимая на мяч, «рисуем круг мячом».
5. И. п. – стоя, мяч зажат между ногами.
Прыжки на двух ногах, с зажатым мячом с поворотом 360 гр.
6. и теперь последний трюк – мяч летает между рук (перебрасываем мяч с ладошки на ладошку 10 – 12 раз).
- А теперь ребята покажут самомассаж который, они выполняют каждое утро после зарядки перед завтраком.
- Спасибо, дети! Мячи положили, и я предлагаю вам выполнить дыхательную гимнастику.
Упражнение «Рыбки плавают в пруду».
Набираем полную грудь воздуха и будто бы ныряем в пруд. В полу приседе, слегка округлив спину и прижав голову к плечам, двигаемся по комнате, выполняя произвольные движения, подражая тому, как плавают рыбки и тихонько выдыхать воздух. Тот, кто не может больше сдерживать дыхание, «выныривает из пруда» и стоит на месте. Побеждает тот, кто больше всех продержится в воде.
Упражнение «Рыбка в аквариуме».
Водящий изображает аквариум и показывает, как плавает рыбка. Как только рыбка «выпрыгивает» из аквариума, дети энергично хлопают в ладоши 1 раз (игра длится 30 – 40 сек).
Мы ладошки разогрели -
Пальчики даже вспотели!
Будем мышцы укреплять
Пальчиками мы играть.
- А теперь выполним пальчиковую гимнастику «Пять малышей».
- Один малыш качается в саду,
(показать указательный палец, затем опустить его параллельно полу и изобразить им покачивающие движения вправо-влево)
- Два малыша купаются в пруду,
(показать два пальца, движение руками в стороны как при плавании брасом)
- Три малыша ползут к дверям в квартире,
(показать три пальца, ладошки скользят по столу)
- А в эту дверь стучат еще четыре.
(«стучим в дверь» кулачком в воздухе, показываем четыре пальца)
- С пятью другими тоже все в порядке:
(показать ладошку пальцами вверх, все пальчики прямые, растопыренные в стороны)
- Им весело, они играют в прятки.
(закрыть ладошками глаза)
- Где притаились, ясно и ежу,
(сложить руками замок, растопырить пальчики – иголки)
- Но я глаза зажмурю и вожу:
(закрыть одной ладошкой глаза)
- Один, два, три, четыре, пять
(вторую ладошку сжать в кулачек и по счету поднимать по одному пальчику)
- Ну, берегитесь: я иду искать!
(погрозить указательным пальцем)
Дальше предлагаю вам выполнить кинезиологическое упражнение для глаз.
1. «Глазки»
Треугольник, круг, квадрат
Нарисуем мы подряд.
Нарисовать геометрические фигуры, сначала по часовой стрелке, затем – против часовой стрелки. 10 раз
- А теперь поиграем в подвижную игру: «Два мороза»
Игра малой подвижности «ЕЛОЧКИ, ПЕНЕЧКИ, СУГРОБ, СНЕЖИНКИ И СОСУЛЬКИ»
Все на носках (руки на пояс) бегают по залу под музыку, когда музыка стихает, все по команде ведущего выполняют:
елочки – встают руки вниз - в стороны,
пенечки – приседают,
сугроб – собираются в круг,
снежинки – кружатся на месте,
сосульки – застывают «смирно», руки вверх.
Повторить 3 – 4 раза.
Сугроб встаем в круг
Упражнение «Сосулька» («Мороженое»)
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1–2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять лежа на полу. Обратите внимание на то, как приятно быть растаявшей сосулькой, запомните эти ощущения расслабленности, покоя и прибегайте к этому опыту в напряженных ситуациях.
- Вот на такой приятной ноте мы закончим наше мероприятие.
Все упражнения, которые мы с вами выполняли сегодня, вы можете выполнять с детьми дома.
Главным критерием результативности здоровьесберегающих технологий считается их влияние на готовность ребёнка легко адаптироваться к школьным нагрузкам.
Для вас приготовлены буклеты.
Мы благодарим вас за внимание, было очень приятно общаться с вами.
И мы уверенны, что наше общение и взаимопонимание продолжатся и дальше. До свидания, до новых встреч.