Мелихова Ирина Валерьевна
Использование мнемотаблиц в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
К. Д. Ушинский писал:
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Мнемотехника, или мнемоника - это в переводе с греческого - «искусство запоминания».
Мнемотехника - это система методов и примов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника – помогает развивать: ассоциативное мышление зрительную и слуховую память зрительное и слуховое внимание воображение связную речь мелкую моторику рук.
Публикация «Использование мнемотаблиц в детском саду» размещена в разделах
Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех названий звали Мнемозина, именно это имя ложится в основу многих определений, связанных с запоминанием. На сегодняшний день стало популярно такое направление как мнемотехника для развития детей. Метод основан на визуальном восприятии информации с возможностью последующего ее воспроизведения с помощью изображений.
Где можно использовать мнемосхемы?
-Обогащение словарного запаса.
-Обучение пересказу.
-Составление рассказов.
-Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок.
-Отгадывание загадок.
Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.
Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы).
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь
текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить е в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса - рыжая, мышка - серая, лочка - зелная.
Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.
Коррекционно-логопедическую работу на занятиях по мнемотаблицам обычно строят в три последовательных этапа.
1 этап: Внимательное рассматривание таблицы и разбор картинок, которые на ней изображены.
2 этап: Происходит перекодирование информации в коре головного мозга, т. е. преобразование информации из абстрактных символов в образы.
3 этап: Побуждение ребенка к пересказу сказки или рассказ по заданной мнемотаблице.
В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны справляться с данным заданием самостоятельно.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий.
Главный принцип при составлении мнемотаблицы – передача условно- наглядной схемы таким образом, чтобы детям было все понятно и доступно.
У детей: расширяется круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Чем раньше учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребнка и готовности его к школьному обучению.