Зинатулина Альбина
Использование Лего-конструирования как средства развития технического творчества в социализации дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Использование Лего - конструирования как средства развития технического творчества в социализации дошкольников
Одним из приоритетных направлений педагогической деятельности мы выделяем активное включение в образовательный процесс со старшими дошкольниками Лего-технологии, проявляя особый интерес к ее использованию в разных направлениях развития детей. Педагог прошла соответствующее обучение по овладению технологией Лего-конструирования, наработала определенный опыт и взяла на себя смелость реализовать его в рамках использования Лего-конструирования как эффективного средства социализации дошкольников.
Публикация «Использование Лего-конструирования как средства развития технического творчества в социализации дошкольников» размещена в разделах
- Лего. Конструктор LEGO
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2022
Формирование у детей представлений о мире труда и профессий является актуальной задачей и необходимым процессом социализации дошкольников, несмотря на то, что перед ними не стоит проблема выбора профессий. Однако, поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст необходимо рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения. В современном мире существует огромное количество разных видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важным звеном социализации дошкольника в общество. Задача педагогов показать детям многообразие профессий, уделяя внимание, в том числе инженерным и рабочим профессиям в целях популяризации технического образования, повышения престижа рабочих и инженерных профессий, понимая, что социальная адаптация в общество напрямую зависит от правильно и интересно организованной работы с детьми. Главное при этом, помочь детям осознать труд взрослых, постичь смысл профессиональной деятельности, понимать необходимость каждой профессии. Деятельность педагога в данном направлении рассматривается как ранняя профессиональная социализация дошкольников. Таким образом, актуальность данной работы очевидна и обоснована необходимостью содействия успешной социализации детей, используя разнообразные современные педагогические технологии. Мы рассматриваем интеграцию Лего-технологии в процесс ранней профессиональной социализации как эффективного средства успешной социализации дошкольников, учитывая тот факт, что в ходе образовательной деятельности с Лего-конструкторами дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения. Так же, использование конструкторов Лего дает возможность приобщать детей к техническому творчеству, что способствует формированию задатков инженерно-технического мышления, а также дает возможность проявлять детям инициативу и самостоятельность, способность к целеполаганию и познавательным действиям, что делает процесс ознакомления с профессиями более продуктивным, плодотворным. Это является приоритетным в свете введения ФГОС ДО и полностью соответствует задачам развивающего обучения.
Технологические карты по ознакомлению с профессиями, включающие интеграцию следующих компонентов: социально-профессиональную характеристику, мотивацию дошкольников через моделирование проблемно-игровой ситуации, варианты способов решения детьми проблемы с использованием Лего, социальные установки, координирующие деятельность детей в команде. К каждой технологической карте разработано дидактическое приложение: картотеки схем Лего-конструкций, связанных с познанием основ профессии, модель правил работы в команде, картотеки социальных установок (см. табл. 1)
Технологическая карта к профессии строитель
Социальная характеристика профессии Моделирование игровой и проблемной ситуации Способ решения проблемы с использованием Лего
Сильный,
Смелый,
Умеет строить дома
(панельные, кирпичные, многоэтажные)
Умеет работать с чертежом,
Знает, как строить дома, магазины, дворцы, школы, детские сады,
Знает, как работает строительная техника,
Знает и выполняет правила безопасности,
Хочет, чтобы дома были крепкими, надежными. 1. Заказ. Администратор Чудо-города: построить детский городок.
План работы:
- выбор схемы;
- сделать эскиз;
- построить.
2. Проектировщика просят сделать макет будущего стадиона для проведения чемпиона мира по футболу.
План работы:
- изучить проект;
- обозначить главные объекты стадиона;
- приступить к постройки
3. Ожидается приезд большого количества туристов в город в связи с проведением «Фестиваля дружбы». Чем мы можем помочь? План работы:
- сделать выбор;
- построить гостиницы;
- городок для туристов;
- эскиз;
- приступить к постройке.
4. Детский сад будущего План работы:
- сделать выбор схемы;
- приступить к работе
Большое внимание должно быть уделено созданию соответствующих условий:
Обогащение развивающей предметно- пространственной среды : создание Лего- лаборатории в группе с разнообразным и большим количеством Лего-конструкторов.
Определение содержательного компонента работы с детьми, включающее:
-проведение цикла социально-игровых мероприятий в соответствии с технологическими картами, компоненты которых представлены выше;
- определение оптимальной структуры проведения социально-игровых мероприятий и их количество;
- подбор дидактического материала, направленного на эффективность образовательного процесса в рамках интеграции Лего-конструирования и ранней профессиональной социализации дошкольников.
-содействие проявлению у детей эмоционально- позитивного настроения от процесса познания
Разработка и реализация технологии использования моделей, схем, используемых детьми в техническом творчестве.
Проведенная работа по использованию Лего – конструирования в ранней профессиональной социализации дошкольников позволяют получить результаты, адекватные предполагаемым, а именно:
-имеет место положительная динамика развития познавательного интереса к рабочим и инженерным профессиям, к выбору профессии родителей; в осознании роли профессий и их значимости в жизни человека,;
- достигнута положительная динамика уровня сформированности навыков сотрудничества, умений работать в команде, успешная самореализация конструктивных навыков и технического творчества;
- произошли позитивные изменения в обновлении и пополнении развивающей предметно- пространственной среды в группе;
- разработана система работы по ознакомлению детей с профессиями с использованием Лего-технологии;
- разработаны рекомендации педагогов и для родителей по технологии использования технологических карт в решении задач по социализации дошкольников;
-имеет место повышение заинтересованности родителей и степени их участия в совместной работе по ранней профессиональной социализации дошкольников с использованием Лего-конструирования.
Это свидетельствует об эффективности разработанной и успешно апробированной системы работы с детьми, умелой интеграции Лего-технологии в процесс ранней профессиональной социализации дошкольников.
Таким образом, раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности (детская профориентация) с использованием Лего-технологии имеет большое значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми. Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к себе, сверстникам, способствует позитивному взаимодействию друг с другом в процессе работы в команде. У ребенка формируется осознанное отношение к профессиям, что является одной из ступенек к успешной социализации на пути вхождения во взрослую жизнь.
Список литературы
1. О. В. Дыбина, Творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М. : Творческий центр «Сфера», 2002 г.
2. Л. Г. Комарова, Строим из Лего / Л. Г. Комарова. – М. : Мозаика-Синтез, 2006 г.
3. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO» Лусс Т. В. - Москва, Владос, 2003 г.
4. Кондрашев, В. П. Введение дошкольников в мир профессий : Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашев. – Балашов: Изд. «Николаев», 2004.
5. М. С. Ишмаковой «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» - ИПЦ Маска, 2013 г.
6. Е. В. Фешина «Лего - конструирование в детском саду» - М. : Творческий центр «Сфера», 2012 г.
7. «LEGO конструирование в детском саду» Феншина Е. В. пособие для педагогов – Москва, Сфера, 2011 г.